Конспект занятия «Звуки [м], [т] и буквы М, Т» | Наталья Вячеславовна Вагина. Работа №351130
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет.Цель данного занятия, учить четко произносить и давать характеристику звукам [м], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять одинаковый согласный из названий двух картинок; развивать слуховое восприятие, пространственную ориентацию, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память; работать над силой голоса
Конспект занятия «Звуки [м], [т] и буквы М, Т»
Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [м], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять одинаковый согласный из названий двух картинок; развивать слуховое восприятие, пространственную ориентацию, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память; работать над силой голоса.
Оборудование. Предметные картинки: «Кот», «Лист», «Дом», «Сумка»; индивидуальные карточки с тремя делениями, кассы букв; зеркала, тетради, ручки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Повтори, не ошибись» (работа над силой голоса).
• Ма-ма-ма; та-та-та; ма-ма-ма; та-та-та; та-та-та.
2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение повторяется 3—4 раза).
• Любое упражнение на отработку длинного выдоха (« Подуй на султанчик»).
• «Улыбка»—растянуть разомкнутые губы.
• Качели » — движения языком вверх — вниз.
• «Часики» — движения языком влево — вправо.
Картинки на доске: «Лист», «Кот».
— Назовите картинки. (Произносим утрированно.) Какой одинаковый звук мы слышим в конце этих слов? (Звук [т].)
3. Характеристика звука [т].
— Согласный (почему?); глухой (почему?); твердый; какой буквой обозначаем?
Дополнительно картинки на панно: «Дом», «Сумка».
— Назовите эти картинки (произносим утрированно звук [м]). Какой одинаковый звук мы слышим в конце первого слова и в середине второго? (Учитывая возможности де тей, необходимо уточнить местонахождение первой картинки, второй картинки.) (Звук [м].)
4. Характеристика звука [в].
— Согласный (почему?); звонкий (почему?); твердый; какой буквой обозначаем?
5. Игра «Повтори, не ошибись».
• Сумка — лист — кот; лист — кот — дом; дом — лист — кот; лист — сумка — кот; кот — лист-—сумка.
Примечание. Можно сопровождать слова действием с картинками: поставь в том порядке, в каком я назову; или расставить по 3 картинки в разных сочетаниях и попросить ребенка назвать их. Или один ребенок расставляет картинки в любом порядке, другой называет их и т. д.
6. Физкультминутка. (См. занятие 48.)
7. Звуковой анализ и синтез.
— Вы знаете, что название каждого предмета обозначается словом. Из букв составим слово. Я называю звук, вы
выкладываете букву. Т, О (прочитать); М (прочитать хором и индивидуально). Это слово — том. (Уточнить знания детей о значении этого слова — это толстая книга.) Чем мы обозначаем слова? (Полоской с тремя делениями-) Какой звук стоит в начале слова? ([т].) В какую клеточку вы положите букву Т? (Б первую.) Какой звук стоит в конце слова? ([лс].) В какую клеточку вы положите букву М? (В по следнюю.). Какая буква осталась? ([о].) Куда ее нужно положить? (Б среднюю клеточку.) Прочитайте слово.
8. Игра «Кто внимательнее?». Прочитать предложение. Один ребенок выбирает слово со звуком [м], второй — со звуком [т], и каждый проговаривает предложение со своим словом. Затем работает вторая пара.
• Мама купила (масло, конфеты).
• На столе стоит (торт, масленка).
• В вазе лежит (мандарин, яблоко). (Задание на внимание.)
9. Игра «Угадай слово».
— Из слов, которые я буду называть, сбежали звуки [т], [м].
Они должны стоять в конце слова. Какие слова я загадала? Слова: пило..., до..., кана..., то..., биле..., со..., лис....
10. Итог занятия. Назвать второй день недели. Где стоит звук [т] в этом слове? (Вторник.)