конспект занятия ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Гиндуллина Гюзель Равиловна. Работа №210763. Номер работы: №210763
Автор: Гиндуллина Гюзель Равиловна
конспект итогового открытого занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте.
Конспект открытого итогового занятия
по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
«Необыкновенные буквы»
Цель: закрепить все полученные знания на занятиях по обучению грамоте.
Задачи: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о различении согласных звуков по твердости и мягкости, глухости и звонкости; совершенствовать навыки звукового анализа; закреплять умение составлять предложения из определённого количества слов и определять схему предложения; совершенствовать технику осознанного выразительного чтения слов и предложений; совершенствовать умение делить слова на слоги; продолжать обучать определять ударение по гласному звуку; закреплять знания определять и выкладывать звуки фишками. Воспитывать дисциплинированность, интерес к предмету. Развивать умение разгадывать ребусы; развивать фонематическое восприятие, внимание, память, устную речь.
Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые фишки; магнитная доска; магнитная азбука; разрезные цветные буквы; карточки с ребусами; музыкальное сопровождение; буквы для составления итогового слова.
Раздаточный материал: простой карандаш, цветные фишки, карточки со словами, «звуковые домики», буквы из разрезной азбуки, игрушки, обручи.
1. Организационный момент.
В.: Доброе утро, мои хорошие! Сегодня к нам на занятие по подготовке обучению грамоте пришли гости, воспитатели из других групп, поздоровайтесь с ними. Они хотят посмотреть на вас, какие вы умные и грамотные дети, ведь мы: Говорим всегда красиво,
четко и не торопливо.
Вспомним обязательно,
все что узнали на занятиях.
2. Постановка учебного вопроса.
В.: Чтобы продолжить занятие подойдите, ребята, к природному уголку. Сегодня мы будем играть с этим необычным деревом.
Не листочки на нем,
не цветочки на нем.
А что? Буквы.
- Да, на нашем необычном дереве вместо листьев выросли цветные необычные буквы. Их немного, ребята, но они нам так необходимы. Они нам всегда и везде нужны.
- Давайте разберемся со звуками, которые обозначены буквами с нашего дерева.
Дид . упражнение «Гласный или согласный»
- А теперь поиграем в игру « Гласный или согласный». Я буду показывать вам букву, а вы скажите название и определите, к какой группе букв относится. (В. показывает буквы, а дети определяют гласные они или согласные).
- Ребята, давайте вспомним стих про гласные и согласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
могут заплакать и закричать,
могут в кроватке баюкать ребенка,
но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны:
шелестеть, шептать, скрипеть.
Даже фыркать и шипеть,
но не хочется им петь.
С-с-с… – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш… – шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж… – шмели в саду жужжат.
Р-р-р… – моторы тарахтят.
В.:- Каждая буква на этом дереве предлагает нам задание.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
В.: - И чтобы играть с этим необычным деревом, вам нужно вспомнить и рассказать все, что вы знаете о звуках, буквах, слогах. Готовы? Тогда начинаем.
В.: Даша загадает нам загадку, и мы узнаем, какая буква приготовила нам задание.
В мышеловку баба Маша
напихала манной каши.
Только мышка кашку лоп,
мышеловка мышку хлоп!
Мышки больше нет совсем,
но осталась буква… (М)
В. достает букву М и читает задание, затем эту букву прикрепляет на магнитную доску. И так делает с каждой буквой. В конце занятия, воспитатель вместе с детьми, читают полученное слово.
Задание №1. Буква « М». «Мозговой шторм»
- Подумайте и скажите, где «живут» буквы? (в алфавите)
- Сколько букв в русском алфавите? (33).
- Сколько гласных букв в русском алфавите? (10) А гласных звуков? (6) и 36 согласных (42).
- Назовите, пожалуйста, « хитрые» буквы. (Я, Ю, Ё, Е)
- Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и видим).
- Какие звуки мы называем гласными? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Вы знаете, что согласные звуки бывают двух видов, назовите. (твёрдые и мягкие)
- А еще? (звонкими и глухими)
-Что такое предложение? (Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка).
-Что такое ударение? Ударение - выделение (слога, звука) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение.
-Молодцы, с этим сложным заданием вы быстро справились. Очень хорошо.
В.: Следующую загадку загадает нам Кира:
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву ... (О)
В.: Эта буква предлагает вам выполнить письменное задание за столом. Но сначала займут свои места те дети, чьи имена начинаются:
- на гласный звук – Алина,…;
- на согласный твёрдый – Дарья,….;
- на согласный мягкий – Нина,….
Задание №2. Буква «О». «Раздели слова на слоги».
В.: Присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Мы с вами уже знаем, что слова состоят из звуков. А можно ли слово поделить? Такие звуковые части слова называются слогами. Чтобы слово правильно звучало, мы ставим …ударение. Как правильно поставить ударение? Ответы детей (слово нужно позвать и тот слог, который тянется и будет ударным)
В.: Вот задание, которое приготовили для вас буквы с нашего дерева – раздели слова на слоги и поставь ударение. Воспитатель показывает образец: река (ре-ка).
Ручка, пенал, букварь, портфель, тетрадь, линейка, глобус, обложка, учебник.
В.: Молодцы, ребята! А, как одним словом можно назвать те слова, над которыми вы работали? (школьные принадлежности)
В.: Кто пользуется школьными принадлежностями, как зовут этого человека? ( ученик)
В.: абсолютно верно и всего на всего через пару месяцев вы станете учениками, ну а пока отгадываем следующую загадку. Загадает нам Матвей:
С этой буквой вместе я
нотою бываю,
и ее мои друзья
часто напевают. (Л)
Задание № 3.Буква «Л». «Сделай звуковой анализ слова».
В.: Эта буква предлагает вам сделать звуковой анализ слово «ученик». Дети работают за столами, один у доски.
УЧЕНИК
Д
елим
слово
на слоги: у-че-ник.
Сколько слогов получилось?
(3)
.
Ударение на какой слог падает?
(на третий
)
.
Первый звук какой?
(У).
Какой
звук
и
какой
фишкой будем показывать (гл.,
кр
.)
Второй звук какой?
(Ч)
.
Какой
звук
и
какой
фишкой будем показывать
? (
согл
., всегда мягкий, глухой, показываем зеленой фишкой без точки).
Третий звук какой?
(Э)
.
Какой
звук
и
какой
фишкой будем показывать
? (гласный, красной фишкой)
Четвертый звук? (Н
”
).
Какой
звук
и
какой
фишкой будем показывать?
(согласный, мягкий, звонкий, показываем зеленой с точкой фишкой)
Пятый звук? (И).
Какой
звук
и
какой
фишкой будем показывать?
(гласный, красной фишкой.)
Шестой звук? (К)
Какой
звук
и
какой
фишкой будем показывать?
(согласный, твердый, глухой, показываем синей фишкой).
В. Умницы. А теперь, выходите ко мне, давайте поиграем.
Физкультминутка на ковре. Буква Е.
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала, (Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Дошкольник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
В.: Отдохнули и готовы слушать следующую загадку Нины:
В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась! ( О)
Задание №4. Буква «О». «Ребусы» (проводится на ковре). Воспитатель показывает карточки-ребусы детям .
В.: И с этим заданием вы быстро справились. Слушаем загадку Лилии:
Дельфин, весёлый наш дельфин,
играет в море не один.
Там два дельфина на воде,
играя, учат букву ...Д
Задание №5. Буква «Д». « Найди игрушку».
На пол разложить 3 обруча для каждой команды.
В.: Сейчас, ребята, вам предстоит найти в группе за одну минуту не просто игрушку, а игрушку с нужным количеством слогов.
- Игроки «Красной» команды ищут игрушки с 4 слогами;
- игроки «Синей» команды с 3 слогами;
- игроки «Зелёной» команды с 2 слогами.
В.: Следующую загадку будет загадывать Владлена:
Букву «П» перевернули,
справа хвостик пристегнули,
завернули на конце,
получили букву ...Ц
Задание №6. Буква «Ц». «Составь предложение и выложи схему»
Вспомните, из чего состоят предложения? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой). У вас на столе в конвертах находятся слова и схема, их надо привести в порядок. Даю пол минутки на составление предложения.
Ура, наступила весна! Мы учимся читать.
Саша рисует красную машину. Маша делает уроки.
Я играю. Ты прочитала книгу?
Бабушка испекла пирог. Ты любишь читать?
В.: Скажите, ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово).
В.: Какие предложения вы составили?
В.: Алена, загадай нам следующую загадку:
Что за гласная такая,
не простая, а двойная.
И поклясться я готов -
нет ее в начале слов! (ы).
Задание №7. Буква «Ы». Игра « Продолжи скороговорку».
4
чумазеньких
черненьких
…..чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Все шли с… базара, а Назар на базар.
Купила бабуся… бусы Марусе.
Три сороки….3
трищетки
, потеряли по 3 щетки, 3 сегодня, 3 вчера, 3 ещё позавчера.
В.: На этом задания наших букв закончились. Посмотрите, ребята, что они нам написали «МОЛОДЦЫ».
В.: Ребята, давайте пройдем на ковер и споем песню « 33 родных сестрички».
2. Итог занятия.
В.: 1. Какое занятие с вами провели?
2. Какие задания выполняли?
3.Задания сложные были для вас?
В.: -А, сейчас, ребята, кому занятие понравилось - поднимите руки и помашите;
кому занятие не понравилось - спрячьте руки за спиной.
В.: - Ну и гостям скажем спасибо и до свидания.