Конспект зимней прогулки "Проказы матушки зимы" | Горобенко Ирина Мамедалиевна. Работа №309389
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима. Дикие животные зимой ».
Задачи приоритетной образовательной области речевого развития:Формировать правильное звукопроизношение у детей подготовительной группы.
Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима. Дикие животные зимой»;
Совершенствовать навыки словообразования. Учить составлять предложение по опорным словам;
Учить анализировать слова, выделяя первый звук и соотносить его с буквой;
Обогащение активного словарного запаса детей.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением математики и английского языка» дошкольное структурное подразделение по ул. Желябова 15-А
Конспект зимней прогулки « Проказы матушки — зимы» образовательной деятельности для детей подготовительной группы.
Подготовила: Горобенко
Ирина Мамедалиевна
воспитатель первой
квалификационной категории
Боровичи, 2022.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима. Дикие животные зимой ».
Задачи приоритетной образовательной области речевого развития:Формировать правильное звукопроизношение у детей подготовительной группы.
Расширить, уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима. Дикие животные зимой»;
Совершенствовать навыки словообразования. Учить составлять предложение по опорным словам;
Учить анализировать слова, выделяя первый звук и соотносить его с буквой;
Обогащение активного словарного запаса детей.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: письмо-приглашение, снежинка, наборы букв слова «зима», 4 «льдинки» с предметными картинками и с приклеенной бахромой, декоративные ёлки и снеговички-звуковички, письмо, слово Зима, , следы животных, дикие звери и их жилища , грустный и веселый смайлики-снежки.
Предварительная работа: лексические темы «Зима», «Дикие животные наших лесов».
Ход наблюдения:
Приветствие.
Здравствуйте, ласковость этого слова,
Стерлось в обычном привете.
Здравствуйте! Это же — будьте здоровы!
Это же долго живите на свете!
Воспитатель загадывает детям загадки:
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Бел, как мел, с неба прилетел. (Снег.)
Почему вы решили, что это снег?
Ребята, кто из вас знает, почему зимой идёт снег?
Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому летом идёт дождь, а зимой снег.
Чтение стихотворения: «Снежинки» М. Клокова
Снежинки, снежинки
На щечках у Нинки,
Застряли в косичках,
Висят на ресничках,
Мешают смотреть.
Зажала в ладошку,
Хотела немножко
Снежинки погреть.
Покрепче прижала,
Но что с ними стало?
Какая беда!
Пропали снежинки,
В ладошке у Нинки,
Только одна вода!
-Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки упали на вашу одежду.
-Давайте рассмотрим их. Посмотрите внимательно, все ли снежинки одинаковые?
-Вы знаете, от чего зависит форма снежинок? Ответы детей.
Форма снежинок очень зависит от погоды. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, тогда мы говорим, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
-Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
-Почему хрустит снег? Ответы детей.
Хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
-Ребята, я предлагаю вам провести эксперимент. Снимите вашу варежку и поймайте на ладошку снежинку, что с ней произошло? Снежинки, упавшие на ладошку тают, превращаются в капельки воды. Кто объяснит, почему?
-Ребята, снег из твёрдого состояния, под воздействием тепла, превращается в жидкое.
-Ребята, сегодня утром пришло необычное письмо - приглашение. Давайте его прочитаем:
«Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на зимнюю прогулку. А чтобы было интересней, я подготовила для вас задания – сюрпризы. Жду вас. Ваша …. (оборванный край или размытая надпись)».
- Кто нас может пригласить на прогулку? Если мы отгадаем все задания, то сможем узнать, кто пригласил нас на прогулку.
Задание 1.
Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы».
- Сейчас мы выполним зарядку для нашего язычка.
- Для чего мы делаем эту зарядку? (для того чтоб, мы смогли произносить сложные звуки без ошибок)
Пришло время развлекаться и конечно улыбаться
Много ты не говори, а улыбку подари.
А пока мы улыбались, снега выпало сполна
Но не будем унывать, нужно дорожки расчищать
Вы достаньте все лопатки, и копайте ими снег
Если дружно потрудиться, непременно ждёт успех
Вот пока мы снег копали, горка выросла сама
Ну ведь мы уже большие и для нас она мала
Лучше станем ком катать, раз, два, три, четыре, пять
Потрудились очень дружно, вырос славный снеговик
Развлеклись мы то, что надо, наигрались мы с полна
А теперь на чашку чая нам домой бежать пора!
Задание 2.
«Волшебный сундучок»
-Ребята, посмотрите это волшебный сундучок, но чтобы его открыть, нужно составить загадку.
Прием ТРИЗ «волшебные слова» НО и НЕ помогут нам, составит загадку.
Круглая, но не мяч,
белая, но не заяц,
холодная, но не мороженое,
колючая, но не, иголка,
летит, но не птица. (снежинка)
Что же в сундучке? Да это же снежинки.
Задание 3.
Кинезиологические упражнение «Сдуй снежинку».
Воспитатель напоминает, как нужно правильно выполнить упражнение
Превращаемся в ветерок и дуем на снежинки. Вдох через нос, выдох длительный через рот. Щеки не надуваем, плечи не поднимаем.
Задание 4.
Составление предложения.
-Теперь, я хочу обратить ваше внимание на место где мы сейчас с вами находимся. С помощью схем помощников составьте предложения.
Схемы - Помощники:
“Я вижу”, “Я слышу”, “Я чувствую руками”
“Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, ледяную сосульку и т.п.
Я слушаю….(как тихо ложится на землю снег, как завывает метель и т.п.)
Я вижу …
Посмотрите, что это? (перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)
Дети: Следы.
-Правильно, это следы животных.
Задание 5.
Игра «Кто, где зимует?».
- Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Где же они спрятались от холода? (в своих домах).
-Ребята, помогите мне, договаривая последние слова в предложении. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.
Спит зимой медведь (в берлоге)
Лиса устроилась (в норе)
Белка спряталась (в дупле)
Ежик спит в сухой (траве)
В логове лежит (волчица)
Под кустом дрожит (зайчишка).
-Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные.
Воспитатель :Как красиво кругом. Природа в зимнюю пору совершенно иная, чем весною, летом и осенью. С наступлением декабря леса и поля покрываются снегом, становятся белыми, светлыми и чистыми. Природа будто бы погружается в сказочный снежный сон.
Задание 6.
Составь по образцу.
Сейчас я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне скажите так, как будто это происходило вчера.
Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера падал.
- Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
- Сегодня снег тает, а
вчера таял.
- Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
- Сегодня снег идёт, а вчера шёл.
Задание 7.
Составление схемы слова.
Воспитатель: А сейчас давайте присядем за стол и составим схему слова зима, а помогут нам в этом ( показываю набор пособия «Снеговички-звуковички».)
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, раз, два лепим мы снеговика
Мы покатим снежный ком, кувырком, кувырком
Вместо носа есть морковка, вместо глазок угольки
Руки веточки смотри, а на голову ведро
Посмотрите вот оно!
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик, какой звук обозначает?
Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.
Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.
Выход Зимы.
Зима. Я зимушка холодная, из кружев мой наряд. Пришла к вам на занятие. Здравствуйте, дети. Очень хорошо, что вы приняли мое приглашение, у меня уже давно не было гостей. Погода в этом году переменчивая – то снег, то дождь. Моим друзьям: зверюшкам, птичкам, деревьям и кустарникам не просто зимовать в этом году. В лесу стало мало снега. Вот я сейчас обходила свои владения и украшала снегом деревья.
Зима. Подберите определение, какая бывает зима? Шагаем, признаки называем.
Задание 8.
Подбери определение.
Дети. Белая, пушистая, серебристая, морозная, холодная, лютая, блестящая, снежная.
Зима. А вот вам подарок-снежок.
Воспитатель : Спасибо, Зима! А теперь я предлагаю поиграть со снежком, нужно добавив к моему слову слово «зимний», повторить его. Например: метель – зимняя метель. Правильно проговаривайте окончание слов.
(дерево, ёлка, узор, утро, сугроб, настроение, солнце, шубка, сапоги, лес, шапка, погода, тропинки, дуб).
Зима. Все вы знаете про зиму, я очень рада, но у меня еще есть подарки.
Рефлексия. Игра «Аплодисменты друг другу» .
Воспитатель предлагает детям проанализировать занятие.
- Если вам было легко, и все понравилось то подарите мне свою улыбку.
- Если было, что-то немного непонятно и сложно тогда подарите мне улыбку уголками вниз.
- Я рада, что вам всем было легко, поэтому давайте поблагодарим друг друга по кругу аплодисментами.