Конструирование как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников | Колмакова Екатерина Михайловна. Работа №349796. Номер работы: №349796
В контексте дошкольного образования приобретает особое значение в свете задач, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральном административном образовательном плане (ФАОП). Стремление к формированию всесторонне развитой и компетентной личности, способной к самостоятельному принятию ответственных решений, становится важнейшим ориентиром для педагогов и родителей.
Актуальность развития мелкой моторики младших дошкольников методами конструирования заключается в том, что развитие мелкой моторики имеет огромное значение для всестороннего развития личности [64].
Проблема развития мелкой моторики у детей действительно остаётся крайне актуальной. Проблема развития мелкой моторики изучалась издавна. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Ухтомского, В. П. Бехтерева, А. Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная [2].
Исследования показывают, что недостаток физической активности и ручной работы в повседневной жизни детей ведет к снижению уровня их моторного развития. В то время как ранее дети вовлекались в разные виды активности, требующие ручной работы, например, помощь по дому или творческие занятия, современная жизнь предлагает множество технологий и удобных решений, что резко уменьшает необходимость в этих навыках.
Это создает определённые сложности, так как мелкая моторика играет важнейшую роль в общем развитии ребенка. Она влияет не только на физическое развитие, но и на когнитивные способности, эмоциональную интеллигентность и способность к саморегуляции. Умение манипулировать предметами, выполнять четкие и согласованные движения пальцами рук помогает детям не только в учебной деятельности, но и в различных аспектах их повседневной жизни.
Классические виды деятельности, такие как рисование, лепка, конструирование и даже простые игры с мелкими деталями, способствуют развитию координации и точности движений. Важно также обогащать игр, которые включают в себя действия, требующие от детей самостоятельности и решения задач. Например, использование различных застежек, шнурков и других манипуляционных предметов может стать полезным инструментом для тренировки мелкой моторики.
Современные методики и практические советы для родителей и педагогов включают использование разнообразных материалов для творчества, игр, направленных на развитие моторики, а также индивидуальные для каждого ребенка подходы в обучении. Кроме того, разработка комплексных программ, интегрирующих как психолого-педагогические методы, так и элементы физической активности, может значительно повысить эффективность процессов развития мелкой моторики. А именно конструирование способствует согласованным движениям пальцев рук и умению ребёнка сочетать движения со зрительной системой. В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: мышлению, воображению, творческим способностям, мелкой моторике, памяти и вниманию.