Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация «Башкирские праздники в формировании патриотических чувств» | Гусейнова Лариса Сергеевна. Работа №330874

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассказывается о значении национальных праздников башкирского народа в формировании патриотических чувств дошкольников.

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением.  Поэтому наша башкирская культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.  

Предлагаемая система работы по организации календарных праздников -эффективное средство формирования патриотизма у дтей дошкольного возраста.

Башкортостан, г. Белебей

МАДОУ № 32 «Дуслык»

музыкальный руководитель

Гусейнова Лариса Сергеевна

 

«Значение Башкирских праздников

в формировании патриотических чувств дошкольников»

/консультация для педагогов/

 

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого -любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д.С. Лихачев.

Эти слова характеризуют основные позиции в организации сути работы по патриотическому воспитанию в детском саду. Для того чтобы воспитать что-то большое, нужно не забыть про малое. Если говорим о любви к Родине, то начинать нужно с любви к семье, детскому саду, малой родине, а далее к России и многонациональному народу. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на маленького человека.

На протяжении долгих лет народная культура, традиции и обычаи оставались  не изученными, не воспитывалось отношение к ним, как к национальному достоянию. Родители не знают своих корней, не прививают детям любовь к родным местам, языку, фольклору. Интересы детей и родителей не выходят за рамки интернет игр. 

В соответствии с ФОП образовательная программа ДОУ включает изучение 

регионального компонента. Сегодня мы возвращаемся к истокам, к изучению и  возвращению утерянных и забытых форм воспитания подрастающего поколения.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое 

прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Соприкосновение с 

народным искусством и традициями, участие в народных  праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает 

интерес к его истории и культуре.

К проблеме воспитания эстетической культуры в детском саду следует подходить

 комплексно, используя национальный (башкирский, русский, татарский, чувашский) музыкальный фольклор во всех видах деятельности дошкольников: 

на занятиях, в быту детского сада, на праздниках и развлечениях, в работе с

 родителями, в самостоятельной музыкальной деятельности.

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовно-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. Поэтому наша башкирская культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народными праздниками

 необходимо выстраивать   опорой на народный календарь, в котором прописаны

 праздники своего региона: города, области.  Если проанализировать жизнь народа, можно отметить определенную цикличность, которая связана с происходящими и повторяющимися событиями. Эта цикличность имеет важные моменты, которые являются либо итогом, бор урожая, проводы зимы и др.) либо результатом деятельности, либо предзнаменованием. В соответствии с практической хозяйственной деятельностью главным у башкир считались два времени года: тёплое – лето и холодное – зима. Этими моментами и являются народные календарные праздники. Сам по себе народный праздник - это то, что находит эмоциональный отклик и позволяет глубже проникнуть в происходящее, и имеет особое значение для детей. Это день, который объединяет всех: и детей, и взрослых, который наполнен радостью и весельем.

В рамках реализации программы воспитания по патриотическому воспитанию ежегодно проводим мероприятия по ознакомлению дошкольников с традициями календарных праздников.

САБАНТУЙ.
Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Праздник сабантуй справляли в каждой деревне. Главное значение на празднике придавалось военно-спортивным играм, выявлению молодых батыров, защитников рода, племени, народа. Празднество вели аксакалы, занимавшие на праздничном майдане самые почётные места. Батыры прежних сабантуев приносили на праздник лоскутки тканей, которые они получили за победу на состязаниях на прежних сабантуях. В случае новой победы лоскутки, нашитые на ленту, показывали зрителям. Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились - каждый по своему возрасту. Участники празднества садились, образуя большой круг. В центре этого круга происходили различные спортивные состязания, юмористические игры - это борьба, прыжки, бой горшков, бег в мешках, бег с наполненными водой вёдрами, перепрыгивание через канаву шириной в 2-3 метра, прыжки в длину, игра «ток хугыш» - это двое садились на бревно, и, стараясь сохранить равновесие, ударяли друг друга большими мешками, набитыми чем-нибудь легким(шерстью, сеном, соломой), победителем считался тот, кто сбивал с бревна противника; ходьба по наклонному бревну (обычно к противоположному концу бревна подвязывали козлёнка или барашка); бег с яйцом в ложке.

На сегодняшний день Сабантуй - это международный национальный праздник. Сегодня он празднуется по всему миру. Отмечается он в июне месяце после завершения всех весенних, полевых и посевных работ. Вот и мы в нашем детском саду отмечаем этот замечательный праздник.

В программу праздника мы включаем: торжественное открытие и закрытие праздника, парад участников, сценки сказочных героев, коллективные музыкальные выступления детей, командные соревнования. Ребята соревнуются в силе, ловкости, выносливости. Показывают свои умения в национальных играх: «Конные скачки»,

«Бег в мешках», «Юрта», «Перетяни канат», «Перенеси яйцо в ложке». В гости к детям приходят герои башкирских сказок - Батыр и Шурале. Они, вместе с детьми активно участвуют во всех состязаниях. И, конечно же, в конце праздника дети получают сладкое угощение чак-чак.

Пусть праздник Сабантуй развивается, совершенствуется и радует нас и наших детей, а мы в свою очередь будем стараться сохранить его обычаи и оригинальность. Ведь только от нас зависит сохранение традиций народного праздника с новшествами продвинутыми временем, а значит, его дальнейшая судьба!

 

БОЗКАРАУ, БОЗБАГУ СМОТРЕТЬ ЛЕД - символизирует уход зимы, приход весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду, по поверью, что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аныборып-борып башочыннапсугаташлаганнар».

Кар хыу - за талой водой - был одним из распространенных праздников в весенний период и отмечался в марте или в начале апреля за несколько вёрст от деревни. В это время года вода считалась самой чистой и целебной, которой мыли волосы, лицо, пили чай, а чтобы дети были здоровыми и крепкими мамы умывали ею своих детей. Бабушки рассказывали, что вода снимает нездоровье, колдовские чары. Накануне определяли место, где можно брать воду или снег. Принимали участие в этом все - джигиты притаптывали тропинку, молодые девушки под веселые национальные песни с коромыслами отправлялись в лес за чистым снегом. В лесу они по традиции водили хоровод вокруг березы, украшая дерево разноцветными ленточками. В этот день танцевали, пили чай и ели блины.

 

Праздник щавеля.

Этот праздник проводился весной - когда природа дарит первую пищу. У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. - все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. - которые закреплены обычаем. Поэтому, башкиры выражали благодарность весне и природе, пробуя «суп из дикого лука», «дикой редьки», собирая щавель, борщовку, молодую крапиву. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки. Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах. Мать природа - Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.

 

Какук сайе (кукушкин чай)

Это женское празднество было широко известно в Башкирии, как встреча лета. Кукушкин чай представляет собой своеобразную встречу лета и приходился на так называемый месяц кукушки. Проводилось оно на горе или у реки, или же хозяйка устраивала угощение на лужайке перед домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка, тем благополучней сложится год для ее семьи. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причём, загадывание вслух не произносилось. Если «в ответ» кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием. Традиционно кукушкин чай считался коллективным чаепитием, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями.

СОМБЕЛЕ БАЙРАМ осенний праздник урожая. Его отмечают в день осеннего равноденствия. Люди устраивают этот праздник после сбора урожая и окончания осенней посевной. Хозяйкой праздника была девушка по имени СОМБЕЛЕ. Ею становилась красивая, остроумная девушка. Ее переодевали в Сомбеле, выводили на площадь и там ей задавали вопросы. Например, «топор или шило?» Девушка должна дать строумный ответ, о которому судили какой будет год, погода. К ее словам прислушивались даже старики и плодировали со словами «Юравын юш буслын»- «Пусть твое гадание осуществится». Сембеле должна была иметь светло-желтые волосы, потому что она символизировала осень, колосья.

Важное место в общественной жизни башкир занимали обычаи взаимопомощи. Они были своеобразной трудовой школой для молодёжи, способствовали развитию национального декоративно-прикладного искусства и художественной культуры народа. Празднества были местом развития и передачи традиций песенного, музыкального, хореографического творчества, игр, художественного слова. Одни виды помощи проводились летом, другие зимой. В зимний период выполнялись работы по заготовке мяса («хугым ашы» - забой скотины, «каз умяхе» - гусиная помощь), изготовлению сукна, прядению шерстяной, конопляной, льняной нити.

КАЗ УМЯХЕ – ГУСИНАЯ ПОМОЩЬ.
За 2-3 дня до праздника хозяйка обходила дома родственниц, соседей, подруг, приглашая принять участие в ощипывании и потрошении гусей. Такое приглашение воспринималось с радостью. Женщины, девушки доставали из сундуков яркие платки, фартуки, платья, одевались во всё чистое, тщательно прятали волосы под платок. Хозяин забивал гусей, женщины ощипывали, девушки мыли гусей в проруби у реки. Весь берег реки был заполнен молодёжью, т.к. помощь устраивалась сразу у нескольких хозяев. Юноши с гармошками поджидали девушек. Пелись различные песни любовного, шуточного содержания, происходили соревнования в остроумии между девушками и юношами (кара-каршы айтешеу). С реки девушки и парни шли вместе. В праздничном ужине участвовали и молодые люди. После угощения начинались игры в фанты. Одна из девушек собирала «фанты»: платки, гребешки, ленты, кольца и др. Другая участница вставала к водящей спиной. Взяв в правую руку один из фантов, водящая спрашивала: «Хозяйке этого фанта какое задание?» Задания давались самые различные: спеть, станцевать, рассказать смешную или страшную историю, сказку, сыграть на кубызе. У юношей фанты не собирали. Зато девушкам нередко давалось какое-либо задание, которое она должна была выполнить с одним из юношей: сосчитать звёзды, посидеть рядом, сказать что-либо, станцевать и т.д.
Пока приглашённые работали, хозяйка готовила угощения. Главным блюдом был густой наваристый суп-лапша. Ко дню «гусиной помощи» хозяйка пекла свежий хлеб, к чаю подавался мёд, сметана, молоко, баурсак.



КИС УЛТЫРЫУ – ВЕЧЕРНИЕ ПОСИДЕЛКИ.
На посиделки приглашались девушки, главным образом, родственницы хозяйки. Все вместе девушки выполняли различные работы: шили, вышивали, вязали. Иногда на посиделки приходили и молодые женщины. Девушки, приехавшие из других деревень, оставались в доме на несколько дней. Иногда, закончив принесённую работу, девушки помогали хозяйке. На этом празднике также исполнялись песни, пляски, звучала музыка, рассказывались сказки, Обязательной частью молодёжных сборов было исполнение легенд, преданий. Хозяйка угощала работниц чаем, сладостями и пирогами.
Коллективное общение способствовало передаче социального опыта последующим поколениям, играло важную роль в воспитании молодёжи, передаче от поколения к поколению народных обычаев и традиций.

Каждый человек может помочь сохранить и передать башкирскую культуру поколениям, уважая и изучая ее особенности, участвуя в национальных мероприятиях, поддерживая и продвигая башкирскую культуру в обществе и привлекая внимание к ней на международном уровне. Также важно передавать знания и традиции своим детям и воспитывать их в духе уважения к своей национальной культуре.

Предлагаемая система работы музыкального руководителя по организации календарных праздников является эффективным средством формирования патриотизма у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×