Консультация для педагогов "Беседы о важном" | Тихонова В.Н., Воднева О.Ф., Графина Т.В., Вагнер Н.В.. Работа №350378. Номер работы: №350378
Беседы о важном как одна из форм работы, направленная на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества. Беседы о важном как одна из форм работы, направленная на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества.Беседы о важном как одна из форм работы, направленная на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества.
«Беседы о важном» как одна из форм работы, направленная на приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям российского общества.
Общая цель воспитания в ДОО ‒ личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) Формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) Формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе;
3) Становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (ФОП ДО, п. 29 Федеральная рабочая программа воспитания).
В соответствии с Федеральной программой воспитания можно выделить основные ценности, формируемые в дошкольном возрасте:
Родина
Природа
Жизнь
Милосердие
Добро
Человек
Семья
Дружба
Сотрудничество
Познание
Здоровье
Труд
Культура
и красота
Для формирования у детей основных традиционных ценностей, в нашем дошкольном учреждении начиная с начала учебного года организованы «Беседы о важном» по аналогии со школьными «Разговорами о важном», что также позволяет обеспечить преемственность между уровнями образования (ФГОС ДО п. 1.6).
«Беседы o важном» – это цикл еженедельных бесед, направленных на приобщение детей к традиционным ценностям российского общества (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России). В нашем детском саду беседы проходят по понедельникам, начиная со средней группы. Сопровождаются прослушиванием гимна Российской Федерации и поднятием флага нашего государства.
Содержание «Бесед о важном» соответствует направлениям воспитательной работы в детском саду.
Направление воспитания
Ценности
Патриотическое
Родина, природа
Социальное
Человек, семья, дружба, сотрудничество
Духовно-нравственное
Жизнь, милосердие, добро
Познавательное
Познание
Физическое и оздоровительное
Здоровье, жизнь
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и красота
В соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО педагоги составляют тематический план бесед на учебный год с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов. Поэтому каждую «Беседу о важном» педагог должен планировать. Сначала воспитатель определяет их цели и продумывает ход. Затем определяет, какие эмоциональные средства включить в беседу. Например, в качестве эмоциональных средств педагог может использовать загадки, стихи, иллюстрации, пословицы. Каждое из этих средств должно быть связано с темой и содержанием беседы. Структура беседы зависит от темы, содержания, возраста детей. В ней взаимосвязаны такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части. Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. Детям последовательно ставятся вопросы, которые направляют их активность. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т.д. Беседа должна быть эмоциональной, живой, повышать активность детей. В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. В заключительной части беседы воспитатель предлагает детям прочитать знакомый стихотворение, спеть песню, близкую по содержанию к теме беседы, ответить на вопросы. Можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись. Так, беседу о празднике можно закрепить чтением знакомых стихов об этом празднике.
«Беседы о важном» играют важную роль в воспитательной деятельности: способствуют всестороннему развитию детей, расширению кругозора, формированию внутренних стимулов личности каждого ребенка, долг, честь, совесть, достоинство в соответствии с социальной необходимыми требованиями современного общества. А также позволяют укрепить традиционные российские духовно-нравственные ценности, воспитать гражданина, патриота.
Примеры «Бесед о важном» в детском саду для средней группы.
План беседы на тему «Школа»
ко Дню знаний – 1 сентября.
Цель беседы: формировать представление о школе.
Задачи:
• формировать представления детей о школе, учениках;
• познакомить со школьными принадлежностями;
• воспитывать интерес к учебной деятельности.
Краткое содержание:
Давайте посмотрим, в нашу волшебную коробочку, что она сегодня нам приготовила? Педагог открывает коробку, там лежит колокольчик.
Что это? А для чего он нужен? Ответы детей.
Сегодня большие дети идут в школу кто-то в первый раз, а кто-то возвращается после каникул. Колокольчик звонит, когда начинается в школе урок и когда заканчивается. Когда вы вырастите тоже пойдёте в школу. Посмотрите, что ещё у меня есть.
Рассмотрите, картинку на мольберте.
Иллюстрация «Дети идут в школу»
– Кто изображен на картинке?
– Рассмотрите, как они одеты? Дети в школе ходят в специальной одежде, она называется формой. (Картинка ученика в форме).
– Куда они идут?
– Значит они кто? Школьники или ученики!
– А что у детей за спиной? (Ранец, рюкзак, портфель).
– А зачем эта сумка детям?
Воспитатель показывает детям портфель.
Ребята портфель нужен для того, чтобы носить в нем школьные принадлежности. А какие? Но для этого нам нужно отгадать загадки.
Загадки:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. (Карандаш).
…………………..
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка).
…………………..
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга).
…………………..
Кто я, если прямота
Главная моя черта? (Линейка).
……………………
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь).
…………………….
Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть… (Пластилин).
– Ребята, как назвать все одним словом: карандаш, кисточка, книга, линейка, тетрадь, пластилин? (Школьные принадлежности).
Вопросы детям:
• О чем мы сегодня говорили?
• Как называют детей, посещающих школу?
• Сумка ученика – это?
• Какие школьные принадлежности вы знаете?
План беседы на тему «Папа может всё!»
к Всемирному дню защиты животных - 4 октября.
Цель беседы: продолжать знакомить с праздником День папы.
Задачи:
• развивать любознательность, инициативность и самостоятельность в совместной деятельности с отцом;
• воспитывать любовь и уважение к своему отцу;
• развивать умение составлять рассказ из личного опыта о своей семье, о папе.
Краткое содержание:
Откроем нашу коробочку, что там? Воспитатель открывает коробку, там лежат инструменты.
- Кому дома они могут принадлежать? (папе, деду) А кто работает этими инструментами?
- Ребята, послушайте стихотворение и угадайте, о ком мы сегодня будем говорить:
Может он в футбол играть,
Может книжку мне читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может вымыть даже чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня,
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить,
Для меня всегда герой-
Самый лучший …. (папа мой)
- Скоро в нашей стране мы будем праздновать День пап! А как зовут ваших пап (Ответы детей). Папа - самый близкий и родной вам человек! Когда он дома для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться. И не только умениям и навыкам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям.
- Ребята расскажите, какие они, ваши папы? Чем любят заниматься? Как вместе вы проводите время?
- Ребята, а теперь я предлагаю оформить коллаж из фотографий ваших пап. Воспитатель подписывает заголовок «Наши папы – лучшие!»
Вопросы детям:
• О ком мы сегодня говорили?
• Как можно поздравить папу?
• Ваш папа для вас пример? Почему?
Примеры «Бесед о важном» в детском саду для старшей группы.
План беседы на тему «День знаний»
ко Дню знаний – 1 сентября
Цель беседы: расширить представление о празднике День знаний.
Задачи:
• воспитывать интерес к учебной деятельности, объяснить насколько это важно;
• расширить представление о школе, учениках;
• воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам и уважительное отношение к педагогам.
Краткое содержание:
Скажите, что означает День знаний? Ответы детей.
Человек с самого рождения и всю следующую жизнь не перестает учиться. В раннем детстве учится ходить и держать ложку. В детском саду учится играть и общается в коллективе. После детского сада идёт в школу – место, где получают новые знания. Занятия в школе начинаются с 1 сентября. Начинается он с праздничной линейки, на которой читают стихи, поют песни.
Педагог рассматривает с детьми иллюстрацию «Дети идут в школу» и задает вопросы.
- Кто изображен на иллюстрации?
- Что они делают?
- Как они одеты?
- Что у детей за спиной? Зачем он нужен?
- Куда они идут?
- Как можно назвать мальчика и девочку одним словом?
Педагог обсуждает с детьми их отношение к празднику. Рассказывает о важной роли педагога, который учит детей.
Вопросы детям:
• Про какой праздник мы говорили?
• Почему он так называется?
• Вы хотите отправиться в школу? Почему?
План беседы на тему «Есть память, которой не будет конца»
ко Дню неизвестного солдата
Цель беседы: знакомить дошкольников с историческим наследием нашей Родины: памятной датой «День неизвестного солдата».
Задачи:
• воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы войны;
• раскрыть перед детьми значение празднования Дня Неизвестного солдата.
Краткое содержание:
Кто такой, по вашему мнению, Неизвестный солдат? Ответы детей.
Сегодня День Памяти Неизвестного солдата. В годы Великой Отечественной войны много погибло солдат, их находили часто без документов. Никто не знал, как их зовут, откуда они родом, кто их родственники. Таких воинов хоронили прямо на полях боя, а на табличке подписывали «Неизвестный солдат, павший смертью храбрых».
Педагог предлагает объявить «минуту молчания».
Самый главный памятник в честь погибших солдат находится в столице нашей Родины в городе Москве у Кремлевской стены. Там горит Вечный огонь. Он горит и днем, и ночью, и в лютый мороз, и в летнюю жару. Огонь никогда не гаснет, как не гаснет память о наших погибших солдатах. К Вечному огню люди приносят цветы. Приходят сюда и ветераны.
Педагог показывает изображение памятника. В нашем городе Красноярске есть Мемориал "Воин-освободитель", в народе его часто называют памятником Неизвестному солдату. Скульптор К. М. Зинич. Педагог показывает изображение памятника.
Вопросы детям:
• Кого мы называем «неизвестным солдатом»?
• Какой памятник посвящен павшим войнам?
• Как отдают дань уважения погибшим солдатам?
Примеры «Бесед о важном» в детском саду для подготовительной группы.
План беседы на тему «Мир спасёт добро»
к Международному дню инвалидов
Цель беседы: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека.
Задачи:
• воспитывать желание совершать добрые поступки;
• формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.
Краткое содержание:
Прочтение стихотворения "Вежливым и добрым быть совсем не трудно".
Быть вежливым и добрым важно, как вы считаете? Ответы детей. Проявлять эти качества необходимо ко всем людям. Но, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте – это инвалиды. Инвалиды – это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.
К сожалению, есть много детей-инвалидов, которые с удовольствием поиграли бы со своими сверстниками. Но чаще всего они сидят дома, потому что их проблемы непонятны окружающим.
Прослушать отрывок сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Обсуждение поступка девочки Жени по отношению к мальчику Вите.
Что бы жизнь людей-инвалидов не была сложной, даже в каких-то простых на наш взгляд вопросах, все мы должны воспитывать в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, сердечность, понимание, уважение, вежливость.
Вопросы детям:
• Что такое добро?
• О каком человеке можно сказать, что он добрый?
• Какие люди особенно нуждаются в нашей помощи и доброте?
• Как мы можем помочь таким людям?
План беседы на тему «Отечество – от слова «отец»
ко Дню отца
Цель беседы: воспитывать уважение и благодарность к отцу, прививать уважение к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
• развитие доброжелательные чувства к членам семьи;
• формировать понимание роли отца как родителя.
Краткое содержание:
Назовите, кем работают ваши папы. Ответы детей.
В нашей стране День отца появился не так давно, всего несколько лет назад. Этот праздник отмечается каждое третье воскресенье октября. Такой праздник нужен, чтобы выразить особое отношение: любовь и благодарность к дорогому человеку.
Педагог и ребята рассматривают фотографии, как папы проводят время со своими детьми.
Часто папы рассказывают о своей работе: почему они выбрали эту профессию, какую пользу она приносит людям, и как было бы хорошо, если бы сын или дочка тоже получили такую специальность. Если у ребят возникает желание продолжить дело отца, то со временем рождаются трудовые династии.
Педагог рассказывает о том, какие трудовые династии бывают в г. Красноярске – педагоги, врачи и пр.
Вопросы детям:
• Для чего нужен этот праздник?
• Какие профессии могут быть у наших пап?
• Чем можно заниматься вместе с папой?
• Для чего нужен этот праздник?
• Какие профессии могут быть у наших пап?
• Чем можно заниматься вместе с папой?