Консультация для педагогов. "Формирование связной речи у детей старшей и подготовительной группы". | Ковалькова Ирина Анатольевна. Работа №343263
Формирование связной речи у детей старшей и подготовительной группы.
В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Формирование связной речи у детей старшей и подготовительной группы.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте является овладение связной речью, показывающей уровень культуры человека, его мышления и интеллекта. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно усложняется и обогащается.
Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.
В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности развития связной речи : активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (словами еще, потом).
Дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, подавать уместные реплики. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
В этом возрасте совершенствуется и монологическая речь. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
У детей 5-6-леток монолог достигает достаточно высокого уровня. Ребенок может последовательно пересказать текст, составить сюжетный и описательный рассказы на предложенную тему. Однако дети все ещё нуждаются в предшествующем образце педагога, т. к. у них, в большинстве, ещё отсутствует умение в монологе выразить своё эмоциональное отношение к описываемым предметам и явлениям.
В среднем и старшем возрасте (4-7 лет) детей обучают основным видам монолога: пересказу и рассказу. Обучение рассказыванию проходит поэтапно, от простого к сложному, начинается с простого пересказа короткого текста и заканчивается высшими формами самостоятельного творческого рассказа.
Методика обучения пересказу детей 5-6 лет :
- вводная беседа, настраивающая на восприятие произведения, чтение стихов, рассматривание иллюстраций по теме;
- выразительное (первичное) чтение текста воспитателем без установки на запоминание, что может нарушить целостное восприятие художественного произведения;
- беседа по содержанию и форме текста, причем вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и направлены не только на понимание содержания текста и последовательности событий, но и на понимание черт характера героев, отношение к ним детей.
- составление плана пересказа (в старшей группе воспитателем вместе с детьми, а в подготовительной группе детьми);
- повторное чтение текста педагогом с установкой на запоминание;
- пересказ текста детьми;
- оценка детского пересказа (дает воспитатель вместе с детьми, в подготовительной группе – дети).
Короткий текст пересказывается полностью, длинный и сложный дети пересказывают по цепочке.
В подготовительной группе вводятся более сложные формы пересказа :
- из нескольких текстов дети выбирают один, по своему желанию;
- дети придумывают продолжение к неоконченному рассказу по аналогии;
- драматизация детьми литературного произведения.
Обучение рассказу по картине и по серии картин.
Методика обучения рассказу по картине 5-6 леток:
- подготовка к эмоциональному восприятию картины;
- лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
- рассматривание картины в целом;
- вопросы педагога по содержанию картины;
- составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
- рассказ по картине сильного ребенка, как образец;
- рассказы 4-5 детей;
- оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя.
В подготовительной к школе группе дети готовы к обучению рассказыванию по пейзажной картине. На таких занятиях особенно большое значение приобретают лексико-грамматические упражнения на подбор определений, сравнений, употребление слов в переносном смысле, синонимов и антонимов. Важно научить детей придумывать предложения на заданную тему и произносить их с различной интонацией.
Составление описательных рассказов и сравнительных описаний.
Методика обучения описанию детей 5-6 лет.
- лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
- рассматривание объекта описания;
- вопросы воспитателя по внешнему виду объекта, его отличительные признаки, внешне и внутренне составляющее; вопросы о действиях с объектом, а также отношению рассказчика к нему;
- составление воспитателем вместе с детьми подробного плана рассказа;
- рассказ сильного ребенка;
по плану и, по мере необходимости, по опорным вопросам педагога;
- рассказы 4-5 детей об объекте;
- оценка рассказов воспитателем, затем детьми (рассказы оцениваются поочередно, критерии оценки задает воспитатель).
Рассказы – описания можно составлять «по цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, а другой заканчивает. Объекты рассказов можно нарисовать, слепить, сделать аппликацию, сложить из частей (кроме одушевленных объектов – не членятся).
Кроме того, в подготовительной к школе группе широко используются сравнительные описания, когда одновременно описываются и сравниваются два объекта. Подготовительная работа - обучение детей составлению сложносочиненных предложений с союзами «а», «и»; например: «помидор сладковатый, а лук горький. Демисезонное пальто носят осенью, и вязаный берет носят осенью тоже».
Такие предложения составляются по вопросам и образцу воспитателя.
Для описания в подготовительной группе можно использовать более сложные по внешнему виду, составу, материалу, предназначению предметы, а также одушевленные объекты, в том числе и человека, можно описывать времена года, профессии людей. После составления описания можно составить сюжетный рассказ, включив в него описываемые предметы. Начало рассказа придумывает воспитатель, как бы задавая сюжетную линию, которую развивают дети.