Консультация для педагогов "Игры по экологии в детском саду" | Дашевская Елена Владимировна. Работа №364925
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию.
Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.
Умение смотреть и видеть, слушать и слышать не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
В своей работе я применяю игровую деятельность. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе я использую многие виды игр. С малышами провожу очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Такие игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены, прежде всего, в дидактических играх.
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Классификация экологических игр:
• ролевые;
• имитационные;
• соревновательные;
• дидактические;
• игры-путешествия.
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности: Больница для животных, Магазин Фрукты и овощи, Лесная аптека и др.
Например, целью ролевой игры Строительство города является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, Поле чудес,экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В экологических играх-путешествиях дошкольники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т. д.
Например: Поездка в зоопарк, Прогулка в лес, Посещение выставки картин о природе, Поездка в деревню к бабушке и др.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в моей работе с дошкольниками: Кто потерялся?, Узнай по вкусу, Чудесный мешочек, Две корзины, Что будет, если?, Птицы, рыбы, звери, Цепочка, Воздух, земля, вода, Летает, плавает, бегает и др.
В свой работе с дошкольниками по экологическому воспитанию я использую интегрированный подход:
- предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности,
- музыки,
- изобразительной деятельности,
- физической культуры,
- игры,
- театральной деятельности,
- литературы,
- моделирования,
- просмотра телепередач,
- экскурсий,
- организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций на своих занятиях по экологии было отмечено, что дети моей группы стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.