Консультация для педагогов. «Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности у дошкольников» | Девятерикова Марина Александровна. Работа №342661
Консультация для педагогов.
«Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности у дошкольников»
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО. Педагоги призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.
Эта деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать любознательностью, активностью, побуждающие интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
Консультация для педагогов.
«Метод экспериментирования как средство развития познавательной активности у дошкольников»
Познавательная активность – активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, исследует, рассуждает, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. Задача педагога — не пресекать стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а наоборот — активно помогать ему в этом, что в свою очередь приведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО. Педагоги призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как познавательно-исследовательская деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Эта деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать любознательностью, активностью, побуждающие интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, я поставила перед собой цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через использование познавательно-исследовательской деятельности.
Для достижения данной цели, мною были поставлены задачи:
- Формировать умения пользоваться оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
- Формировать умения детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат познавательно-исследовательской деятельности;
- Обогащать предметно-развивающую среду группы для осуществления познавательно-исследовательской деятельности;
- Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности;
- Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй;
- Заинтересовать родителей в организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях.
Мною было принято решение обогатить свои знания и опыт по данному вопросу, для этого я изучила работы таких авторов как Дыбиной Ольги Витальевны «Технология экспериментальной деятельности», Прохоровой Лидии Николаевны «Организация экспериментальной деятельности дошкольников», Ивановой Александры Ивановны « Естественно — научные наблюдения и эксперименты в детском саду», С.Н.Николаевой «Парциальная программа «Юный эколог», «Эколог в детском саду», Н.Е. Вераксы и О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников», Н.В. Нищевой «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ», «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника», изучила опыт коллег на интернет- сайтах.
Провела диагностику детей по критериям, важным именно для процесса опытно-экспериментальной деятельности и ожидаемых результатов. Для диагностического исследования использовала методику «Древо желаний» В.С. Юркевич и сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. «Живая экология» (Творческий Центр «Сфера» М., 2007.), наблюдение, ведение дневников.
Определила методы и формы работы с детьми, родителями, коллегами: сюжетно-ролевая игра, рассматривание, наблюдение, беседа, конструирование, экспериментирование, исследовательская деятельность, развлечения, конкурсы, проектная деятельность.
Для развития творческой и исследовательской активности, а так же для познавательной мотивации в группе, совместно с детьми был оборудован уголок экспериментирования. В нем были собраны приборы помощники, природный материал, разные виды бумаги, и другие предметы
Мною были подобраны следующие материалы:
— картотека опытов и экспериментов;
— картотека дидактических игр по экспериментальной деятельности
— конспекты НОД по экспериментированию;
— План работы с родителями (консультации и памятки) по данной теме.
- разработан план работы по познавательно-исследовательской деятельности
В своей работе использовала разные формы организации образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.
Повседневные дела, режимные моменты, разные виды занятий дают большое поле деятельности для исследований.
В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
При проведении ООД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. Пробую использовать такую технологию как квет-игра, интегрирование сказки в экспериментирование.
В процессе работы с детьми успешно применяются мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес детей. Намного интересней не просто слушать рассказ воспитателя об изучаемых объектах и явлениях, а посмотреть собственными глазами.
Работа по развитию познавательной активности не прекращалась и на прогулке. Вместе с детьми исследовали предметы и объекты окружающей природы, наблюдали за явлениями природы, изучали свойства природных материалов, их различных состояний, рисовали на песке, снеге, оставляли следы. Например: «Теплый сугроб», «Чистый лед», «Защитные свойства снега», измерение снежного покрова, «Взаимодействие и переход вещества из одного состояния в другое», «Солнце нагрело землю», «Секреты растений», «Передача солнечного зайчика» и многое другое.
Провели такие эксперименты с объектами неживой природы как «Поиск воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке» и др. в этих опытах мы с детьми исследовали воздух.
Экспериментирование с бумагой дало детям возможность выделить для себя новые свойства бумаги («Рекордный вес», «Прозрачная бумага»).
Исследования воды позволило детям сравнить различные свойства и состояния воды. (Вода прозрачная; у воды нет вкуса и запаха, лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – нет, лёд легче воды.)
Только совместными усилиями родителей и педагогов можно добиться устойчивого положительного результата, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи (оформление коллекций: экспонаты собирались во время отпуска – камешки, ракушки; на прогулках — семена, шишки).
Рекомендовали родителям проводить эксперименты дома. И это была еще одна мотивация для детей к поведению исследовательской деятельности.
Конечно, не всегда работа шла гладко. Например, не все дети соблюдали правила безопасности, не всегда находилась необходимая литература, видеоматериалы, не хватало оборудования. С помощью родителей мы справились и с этими проблемами.
Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Провела консультацию по всем возрастным группам «Уголок экспериментирования в детском саду».
Провела «Мастер класс» на тему: «Экспериментальная деятельность с использованием соды и уксуса»
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что благодаря систематической работе по детскому экспериментированию, у детей появился:
— активный познавательный интерес и познавательная активность;
— расширился кругозор: в частности, знания о живой и неживой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, о свойствах материалов, о применении их человеком;
— появились навыки планирования своей деятельности, умение выдвигать свои гипотезы и подтверждать их, делать выводы;
— развились качества личности: самостоятельность, инициативность, целеустремленность.
Я уверена, что только через собственные действия дошкольник сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Немаловажное значение в развитии познавательной активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация» заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. Каждый ребенок должен комфортно себя чувствовать в окружающем предметном мире.
Положительной динамики у детей удалось достичь благодаря совместной работе педагога с родителями. У родителей повысилась компетентность в организации работы по развитию познавательной активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности дома.