Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников" | Хехнева Галина Сергеевна. Работа №324560

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

Консультация для педагогов

«Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям»

 

Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.

Затем нужно подводить к пониманию того, что город, посёлок – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства проявляются в чувстве восхищения своим городом, своим посёлком, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по этому разделу.

Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, посёлком особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.;

обращайтесь

к

детям

с

вопросами

в

процессе

рассказа,

чтобы

активизировать

их

внимание,

вызвать

стремление

что-то

узнать

самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому (можно спросить

:

Как

вы

думаете,

почему

именно

на

этом

месте

люди

решили

построить

город,

посёлок?

Что

может

означать

название

нашего

города,

посёлка?);

не

называйте

дат:

они

затрудняют

восприятие

материала.

Используйте

такие выражения

: Это

было очень давно, когда ваши

дедушки и бабушки

были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень-

очень

давно,

когда

ваших

мам,

бабушек

и

дедушек

ещё не

было на

свете;

используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь,

старейшина)

объясняйте;

не

употребляйте

специальной

терминологии,

не

перегружайте

рассказ

сложными терминами.

Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, посёлка могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого. Родители нашей группы совместно с детьми, готовили альбомы «Моя семья», затем ребята рассказывали о своих родителях, братьях, сестрах, бабушках и дедушках. Тем самым они много узнали о своих родных, о том, чем они занимаются, как живут. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-

прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого труженика, их подвигов. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Дети знакомятся с разнообразными способами плетения, рассматривают и лепят глиняную посуду и предметы обихода, украшают их росписью. На занятиях по аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи. Чем интереснее и целенаправленней воспитатель организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Реализуя поставленные задачи, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта. Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку (махотка), горшок, расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними, рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого теста, расписывали ложки, матрешек.

Для приобщения детей к истокам русской народной куклы необходимо, чтобы окружающие их предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней, рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной матрешки спрятались ее сестрички. А старшие дошкольники знакомятся с историей возникновения куклы, материала из которого она изготавливается, а затем как настоящие мастера расписывают их. Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры

способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Наши дети знакомы с календарными играми, русскими народными играми во время проведения обрядовых праздников, посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру мы, на доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Решение практической задачи нравственно-патриотического воспитания детей представляется возможным средствами творческих

выставок. В преддверие любого праздника оформляются выставки рисунков: «Моя любимая мамочка» (к 8 марта), «Наши защитники» (к 23 февраля), «Этих дней не смолкнет слава» ( к 9 мая) и т. д., поделок из различных материалов: (выставка работ «Осенние фантазии», выставка поделок из картофеля к развлечению «Ах, картошка, ты картошка!», к новогоднему празднику творческая выставка «Символ года» и т.д.)

Силами воспитателей и родителей в нашем дошкольном учреждении создан мини-музей «Русская изба». Дети знакомятся с культурой своего народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким было отношение к матери и отцу, вообще в семье.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×