Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для педагогов "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста" (игры и упражнения) | Наталья Владимировна Красивина. Работа №349663

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В консультации для педагогов раскрываются признаки нарушения фонематического восприятия, описываются игры и упражнения, которые способствую формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста. что крайне важно для коррекции звукопроизношения, а также профилактики нарушений письменной речи.

Развитие фонематического слуха у детей
старшего дошкольного возраста
(игры и упражнения)
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Одной из главных причин ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Для того чтобы написать правильно, ребенку необходимо представлять, что предложение состоит из слов, слова из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому, важно развивать у ребенка фонематический слух!
Фонематический слух— способность кслуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?
1. Нарушено звукопроизношение (замены исмешения звуков).
2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется вошибках звукового анализа (пропуск гласных исогласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся взамене исмешении звуков.
Узнать, нарушен ли фонематический слух у ребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:1. Предложите ребенку повторить слоги:са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Наприме р, если среди с логов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Необходимо проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
- Предложите ему выбрать нужную картинку среди:жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
- Объяснить значение слов: Что такое лужа и что такое лыжа?.
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и
слуховой памяти.
- Предложите ребенку повторять сходные слоги:та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
- Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень;лак- мак- рак;жук-лук сук-тук.
Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение фонематического слуха.
Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушенийречи.
На логопедических занятиях для формирования фонематического слуха у ребенка применяются следующие игры и упражнения, которые так же могут применять родители с детьми дома:
Назови первый гласный звук
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня,азбука,арбуз,Ира,индюк,изюм,Оля,осень,утка,улица…).
Сложи звуки
Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например:м,а - ма;н,о,с – нос.
Определи первый гласный звук
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
Повтори и скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, а затем в обратном порядке (а.у,и – и.у,а).
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов па-па-па-ба-па, фа-фа-ва-фа-фа…
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).За-зу-за - уходи домой, ко... (за).Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).Де-де-те - сядем в темно... (те).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).Назови слова на звук …
-Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
-Взрослый показывает детям картинки и называет их,
пропуская первый звук (…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).
Поймай звук
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
Подскажи последний звук
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Весёлое название Взрослый предлагает ребёнку хлопнуть в ладошки, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённое на картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания: Баман, альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин, клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения вшколе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё
вдошкольном возрасте, до того как они превратятся встойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно вдошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, аглавное— она наиболее гибка иподатлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче ибыстрее.
Придумай больше слов Называя какой-нибудь звук, например: С, попросить детей придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая или передавая мяч.Кто внимательнее Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.Например, в словах коза, заяц, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук З. Данный звук в словах нужно произносить длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.Соберем цепочку. Эта игра – аналог всем известных городов. Заключается она в том, что на последний звук заданного взрослым слова ребенок придумывает своё слово. Образуется цепочка слов: аисТ – Тарелка – Арбуз.Цветное лото Ребенку даются фишки (разноцветные крышки, прищепки): красные для обозначения гласных, синие – для обозначения согласных звуков.Взрослый произносит звуки, а ребенок выкладывает на столе в ряд фишки соответствующего цвета.Поймай звук. Взрослый называет слова, а ребенок должен поднять руку или хлопнуть в ладоши (или поднять фишку соответствующего цвета), когда услышат заданный звук.Где звук?.Цель – развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец). У ребенка карточка – полоска бумаги, разделенная на три части. Фишки (прищепки) определенного цвета (красная, синяя) в зависимости от изучаемого звука. Взрослый называет слово с заданным звуком, а ребенок определяет позицию звука и кладет фишку.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×