КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции у старших дошкольников» | Лондовская Нина Сергеевна. Работа №346029
Трудности, возникающие в связи с отсутствием навыков саморегуляции и самоконтроля у детей - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, родители и педагоги дошкольных учреждений. Эти трудности представляют собой широкий спектр поведенческих особенностей: ребенку тяжело соответствовать требованиям распорядка, он плохо справляется с просьбами взрослых, также появляются проблемы с адаптацией в новом коллективе (если ребенок не умеет контролировать свои эмоции и поведение – его могут не принять).
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
«Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции
у старших дошкольников»
Подготовила:
педагог-психолог
Гончарова Г.С.
ЗАТО Северск
Декабрь 2021г
Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции
Трудности, возникающие в связи с отсутствием навыков саморегуляции и самоконтроля у детей - проблема, с которой сталкиваются, прежде всего, родители и педагоги дошкольных учреждений. Эти трудности представляют собой широкий спектр поведенческих особенностей: ребенку тяжело соответствовать требованиям распорядка, он плохо справляется с просьбами взрослых, также появляются проблемы с адаптацией в новом коллективе (если ребенок не умеет контролировать свои эмоции и поведение – его могут не принять).
Развитие саморегуляции во многом зависит от реакции взрослых на ошибки ребенка. С целью успешного формирования навыков самоконтроля необходимо своевременно предоставлять ребенку возможность действовать самостоятельно, а также целенаправленно обучать его умению себя контролировать, начиная с раннего возраста.
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе, труде, в поведении. Умение осуществлять самоконтроль - это необходимое условие успешности обучения и благополучных взаимоотношений с окружающими. Однако многие дети не умеют действовать по образцу и испытывают значительные затруднения в осуществлении самоконтроля. В дальнейшем у таких детей могут возникнуть затруднения в освоении учебной программы, поэтому лучше всего начинать формирование навыков самоконтроля уже с дошкольного возраста, на этапе подготовки к школе. Как и все остальные умения, формирование и развитие самоконтроля у детей - дошкольников легче происходит при помощи различных игровых приемов, «игр с правилами». Умение сравнить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку; убедиться в правильности) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.
Приведу несколько занятий для развития навыков самоконтроля у детей. Эти игры могут применяться с детьми дошкольного возраста при подготовке к школе и для совершенствования навыков саморегуляции. Эти задания будут также полезны для гиперактивных детей.
Занятие 1
Приветствие «Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие.
Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!»
Дыхательное упражнение.
Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).
Глазодвигательное упражнение.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движения глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и с подключением языка – односторонние, разносторонние движения.
Игра «Сделай так же».
Предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
квадрат из треугольников по заданному образцу:
Нарисуй фигурку по точкам в соответствии с образцом:
Составь композицию:
Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет:
Ребенку нужно собрать фигуры в соответствии с образцом. Затем задание усложняется, собрать фигуры по порядку цифр.
Детям необходимо их закрасить, ориентируясь на образец: 5 — красный, 4 — синий, 3 — желтый, 2 — коричневый, 1 — черный.
Игра «Слушай хлопки».
Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, ребенок принимают соответствующую позу (на 10-20 сек.)
1 хлопок – поза «плачущей ивы»
2 - поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь, ладони рук между ступнями)
3 – поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)
4 - ребенок возобновляет ходьбу на месте.
Замечание: до начала игры выучить позы.
Игра "Число-контролер".
Задание: решить примеры, все ответы сложить, чтобы получилась сумма:10.
Игра "Сохрани слово в секрете".
Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть разные слова, а вы будете их четко за мной повторять. Но помните об одном условии: названия цветов — это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, вы должны молча хлопнуть один раз в ладоши.
Примерный список слов: окно, Коля, стул, кот, апельсин, ромашка, ириска, волк, Маша, просо, Алена, плечо, шкаф, Ваня, василёк, книга, Илья, заяц, скамья, роза, незабудка, телевизор, медведь, индюк, Ксюша, тетрадь, Ульяна, колокольчик, стол, диван, ботинок, ручка, Оля, машина, поле, лиса, велосипед, игра, незабудка, Ирина, собака, Денис, мойка, лось, конь, ветер, свет, Иван, хризантема, ракета, аист, кабан, лист, мальва, Марина, лось и т. д.
нельзя повторять имена мальчиков;
нельзя повторять названия животных;
нельзя повторять имена девочек;
Игра «Колпак мой треугольный»
Все произносят слова из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется снова, а слово «колпак» заменяют его жестом (например, хлопок ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно движение больше.
Игра «Составь слово»
Вместо нектара пчелка собирает буквы. Если она соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.
Задание: пчелка находится снизу у третьей клетке справа (ш), полетела вверх на три клетки (к), спустилась на одну (о), поднялась на одну вверх и одну вправо (л), потом перелетела на две влево и вниз на одну (а).
Получилось слово: « ШКОЛА»
Игра
«Как сказать слово, не произнося ни звука?»
Под каждой буквой написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.
к
и
с
а
2
1
4
3
Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
Если все получилось – поднять руки вверх;
Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
Если не получись ничего – опустить руки вниз.
Прощание с группой.
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.
Занятие 2.
Давайте поздороваемся
Звучит спокойная музыка, дети ходят по залу. Если педагог хлопает в ладоши один раз, дети здороваются за руку, если два — плечиками, если три — спинками.
1. Дыхательное упражнение.
И.п. — сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Глазодвигательное упражнение.
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
Игра «
Кричалки
,
шепталки
и
молчалки
»
Психолог говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если желтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать».
Взрослый показывает квадраты, дети выполняют его инструкцию.
Игра «Репка»
Психолог вместе с детьми рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:
Репка – на два хлопка в ладоши
Дедка – на слова «кхе-кхе»
Бабка – на слова «ой-ой»
Внучка – на слова «ля-ля»
Жучка – «гав-гав»
Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»
Мышка – «пи-пи»
Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая - пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет - потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут… Ну, и т.д.
Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены.
Корректурная проба.
Игра «Запретное число»
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2 ,4, 6,8,10); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).
Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.
Упражнение «Кулак – ладонь – ребро»
По команде дети кладут ладони обеих рук на стол, сжимают их в кулаки, ставят ребром. Темп и последовательность положения рук меняются.
Затем взрослый путает детей: своими руками показывает одно, а говорит – другое. Дети должны внимательно слушать и не ошибаться.
Продолжи ряд, не нарушая закономерности.
Игра «Пол – нос – потолок»
Психолог произносит «пол», «нос», «потолок» и вместе с детьми указывает на них (руки вверх, к носу, руки вниз). Сначала психолог делает правильно, а затем начинает путать детей – говорить «пол», а показывать на нос. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
Игра «Сделай так же»
Сложи узор из геометрических фигур:
Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
Если все получилось – поднять руки вверх;
Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
Если не получись ничего – опустить руки вниз.
Прощание с группой.
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.
Занятие 3:
Приветствие.
Дети приветствуют друг друга ладошками, говоря друг другу «Доброе утро, Маша…»и т. д. Затем берутся за руки и говорят хором: «Здравствуй, друг, вот и я, мы хорошие друзья».
Дыхательное упражнение.
И. п. — сидя на стуле. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки (а, о, у, и др.) и их сочетания.
Глазодвигательное упражнение.
И. п. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движения глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Усложнение — упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
Упражнение «Руки—ноги».
И.п. — стоя.
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
Ногу вправо - руки влево,
Ногу влево - руки вправо,
Ногу вправо - руки вправо,
Ногу влево - руки влево.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
Построй домик.
Игра «Да и нет»
- не говори
Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»
ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК (девочка)?
ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?
ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?
ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА?
ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?
НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ?
ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ?
ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?
Найди закономерность и нарисуй следующий или пропущенный предмет:
Упражнение « 4 стихии»
По команде ведущего ребенок выполняет определенные движения руками:
«Земля» - опускает руки вниз;
«Вода» - вытягивает руки вперед;
«Воздух» - поднимает руки вверх,
«Огонь» - вращает руками в локтевых суставах, держа кисти рук на плечах.
Затем ведущий «путает» ребенка, показывая одни движения, а называя другие.
Вычеркни лишнюю фигуру.
Упражнение «Считалочка -
бормоталочка
».
Психолог просит повторить фразу: «Идет бычок, качается». Ребенок должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В первый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произносит про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «идет», а слова «бычок, качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносят все три слова про себя, заменяя их тремя хлопками.
Итак, это выглядит следующим образом:
Идет бычок, качается.
Идет бычок (хлопок).
Идет (хлопок) — (хлопок).
(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).
Соедини картинки, которые начинаются на одни и те же звуки.
Подведение итогов. В конце занятия ребенок должен оценить себя:
Если все получилось – поднять руки вверх;
Если что-то получилось, а что-то нет – руки вытянуть вперед;
Если не получись ничего – опустить руки вниз.
Прощание с группой.
Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять.
Используемая литература:
Карташкова Н.В. Статья «Саморегуляция как условие развития самостоятельности» // Дефектология, № 3, 2001. - с.4-17.