Консультация для педагогов "Речь педагога". | Красовская Ксения Эдуардовна. Работа №303974
В данном материале говорится о речи педагога, как образце для подражания воспитанников; о компонентах профессиональной речи (голос, дикция, выразительность, темп); о требованиях к качеству речи педагога. Приводятся самые распространенные ошибки в речи воспитателя ДОУ.
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 « Теремок»
Консультация для воспитателей
"Речь педагога, как образец для подражания воспитанников".
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Уважаемые коллеги - добрый день!
Тема моего выступления посвящена речи педагога, так как она служит образцом для подражания воспитанников. Считаю, что речь человека – это его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.
Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и подражая, копируют.
Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то можно заметить, что в их интонациях и в словоупотреблении проявляются речевые особенности не только близких людей (папы и мамы), но и языковые особенности воспитателя. То есть ребенок возьмет от Вас не только Ваше языковое богатство, но и недостатки речи.
Когда мы письменно излагаем мысли (готовим выступление на педсовете, консультацию для родителей и т.д.), то в той или иной ситуации у нас возникают сомнения: как сказать правильно, как точнее выразить свою мысль, как избежать ошибок. Поэтому мы заранее подыскиваем нужные слова, обдумываем построение фразы, порядок слов. Стараемся, чтобы наша мысль выглядела доходчиво и аргументированно, работаем над точным выражением мысли.
Что касается устной речи, в разговоре с коллегами, с воспитанниками и их родителями, то подобная работа над словом исключена. Ведь разговорная речь должна литься свободно, плавно, без пауз. Нужные и точные слова должны сами собой всплывать из тайников нашей памяти и выстраиваться в правильные фразы.
Предлагаю Вам пользоваться формулой культуры речи:
Думай, кому говоришь.
Что говоришь.
Где говоришь.
Зачем говоришь.
Какие из этого будут последствия?
Компоненты профессиональной речи педагога.
Голос – профессиональный инструмент воспитателя. Часто мы неправильно используем свои голосовые возможности (например, постоянные окрики, разговор на повышенных тонах). Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления тишины довольно прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого, и детей.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонации могут быть спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и удивительные, радостные и грустные. Они помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят.
Темп – придает речи динамику, живость, убедительность. Речь убыстренная малышами воспринимается затрудненно – они не успевают вслушаться в слова и в смысл. Монотонный темп без убыстрений и замедлений «убаюкивает», снижает внимание. Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном темпе, замедляя его или убыстряя в зависимости от содержания сказанного.
В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:
Требования к качеству речи педагога ДОУ
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
Употребление слов-паразитов:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь.
Часто употребляемые слова – паразиты:
«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем», «да не вопрос», «без проблем».
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот», «ёперный театр».
Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:
дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма.
а также слов-сокращений: телик, видик, комп.
Нелитературное произношение слов:
хочут –хотят,
пошлите – пойдёмте,
скучать за кем-то – скучать по кому-то,
ляжь – ляг,
езжай – поезжай,
заплотит – заплатит,
ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)
Неправильное использование орфоэпических норм:
тОрты – тортЫ, звОнит – звонИт, свеклА – свЕкла, стакАны – стаканЫ, дОговор – договОр, сЕнсорное – сенсОрное и т.д.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.