Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Решение проблемных ситуаций с помощью методов и приемов ТРИЗ- технологии» | Щербина Марина Дмитриевна . Работа №347895

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Я познакомлю вас с эффективным способом решения проблемных ситуаций, который успешно использую в своей работе с детьми. Практика показывает, что владение таким способом, иначе говоря, алгоритмом, помогает детям в разнообразных житейских ситуациях.

Прежде всего, важно развести понятия «проблема» и «трудность». Как вы думаете, это одно и тоже? Конечно же, нет!

 


«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».

     Генрих Альтшуллер

 

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Что же такое проблемная ситуация? Это такая ситуация при которой субъект хочет решить трудную задачу, но ему не хватает данных для этого и он должен сам их найти.

Я познакомлю вас с эффективным способом решения проблемных ситуаций, который успешно использую в своей работе с детьми. Практика показывает, что владение таким способом, иначе говоря, алгоритмом, помогает детям в разнообразных житейских ситуациях.

Прежде всего, важно развести понятия «проблема» и «трудность». Как вы думаете, это одно и тоже? Конечно же, нет!

Что же такое проблема? «Проблема» - это я хочу, но не знаю, как это сделать. А что такое «трудность»? «Трудность» - это я хочу, но нужно потрудиться для этого.

Выстраивается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. Осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Достоинства использования проблемно-игровых ситуаций являются высокая самостоятельность детей; формирование их познавательного интереса и личностной мотивации; активизируется мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Конструирование проблемно-игровых ситуаций позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений оказывать позитивное влияние на усвоение дошкольниками всех компонентов содержания образования, таких как знания, умения и навыки, а также опыт творческой деятельности и ценностные ориентации.

По уровню сложности проблемные ситуации бывают трех типов:

- незнание учащимися способов решения поставленной задачи, неспособность ответить на вопрос, дать объяснение новому факту;

- появление необходимости использовать учащимися ранее усвоенные знания в новых условиях;

- противоречие между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся теоретического обоснования.

Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук предлагают алгоритм конструирования проблемно-игровых ситуаций:

Шаг № 1- обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2 - формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг № 3 - формулировка противоречия.

Шаг № 4 - ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5 - обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг № 6 - формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг № 7 - рефлексия: Что делали? Как? Зачем?

Уважаемые коллеги, данный алгоритм выстроен логически и позволяет правильно и последовательно сконструировать проблемную ситуацию.

Известно, что решение проблемных ситуаций в игровой деятельности дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Как одна из разновидностей, игровая проблемная ситуация это теоретическая или практическая ситуация, в которой нет готового, соответствующего игровым обстоятельствам решения

Предлагаю рассмотреть некоторые проблемные ситуации в соответствии с возрастными особенностями.

Игра «Красная Шапочка»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

Игра «Корзинки для козлят»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

Игра «Маша и медведь»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

Все эти проблемные ситуации можно решить с помощью ТРИЗ- технологии.

Мы с вами помним, что в основе ТРИЗ- технологии лежит решение противоречий, и сегодня я вам предлагаю применить их на практике.

И сегодня проблемные ситуации мы будем решать с помощь метода «Мозговой штурм».

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Разделимся с вами на две команды с помощью волшебного мешочка.

Итак, для первой команды я предлагаю вот такую проблемную ситуацию:

«Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…»

Для второй команды «Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?»

Уважаемые коллеги, как вы думаете, ваши проблемные ситуации для какого возраста детей больше подходят?

(ответы педагогов)

Правильно, в построении каждой проблемной ситуации мы должны учитывать возраст детей их способности и умения и те цели и задачи, которые вы ставите при проведении занятий.

Все мы хотим видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, одним словом – интересными личностями, а интересная личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и постоянно развивающийся человек.

Таким образом, в результате вашей работы по ТРИЗ-технологии у ваших детей «уйдет» чувство скованности, застенчивости, будет развивается речевая и общая инициатива. Дети научатся связно высказывать свои умозаключения, суждения детей станут разнообразнее, речь у детей станет богаче.


Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×