Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для педагогов «Сказка как средство формирования финансовой грамотности у старших дошкольников» | Мой кабинет. Работа №348602

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 «Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,

чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

 Джанни Родари

С самого детства дети вовлечены в экономические и финансовые процессы: ходят с родителями в магазин, посещают банки, знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору, понимают, что взрослые зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги  – и это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог правильно распределять свои денежные средства.

Консультация для воспитателей

воспитатель Л.В.Маркова

«Сказка как средство формирования финансовой грамотности

у старших дошкольников»

«Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,

чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

 

Джанни Родари

Мир детства – это самый интересный период в жизни ребёнка. Это время, когда он познаёт все вокруг.

С самого детства дети вовлечены в экономические и финансовые процессы: ходят с родителями в магазин, посещают банки, знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору, понимают, что взрослые зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги и это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Поэтому важно как можно раньше научить ребенка основам финансовой грамотности — чтобы уже во взрослой жизни он мог правильно распределять свои денежные средства.

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.

Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения финансовой грамотности, значительное место отводится сказке. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она перевоплощает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.

Любая сказка: народная, авторская – «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. Сказка - источник народной мудрости. В сказках противопоставляются добро и зло, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие, жадность и щедрость. Они говорят ребенку, что мир - очень сложный механизм, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

 

     Сказки помогают людям ответить на множество жизненных вопросов, они позволяют за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения ребенок перевоплощается в кого-то, живёт его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с персонажами делает важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем сказку и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя остаётся внутри ребенка. Он помогает принимать решения в своей реальной, а не сказочной жизни. 

Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребёнок легко усвоит основные понятия и получит знания, которые станут основой для дальнейшего формирования его финансовой культуры.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности.  Чтобы ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки, воспитатель должен поставить перед собой:

Цель – изучение возможностей сказки в обучении азам финансовой грамотности и формировании экономических представлений.

В соответствии с целью поставить задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки.

2. Способствовать формированию финансовой грамотности через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар).

3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России.

4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия).

5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги».

 Принципы построения работы:

1. Возрастное соответствие – предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3. Системность и постепенность его усвоения.

4. Наглядность – использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

 В процессе формирования у дошкольников экономических представлений используются следующие методы:

Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономической позиции.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

В качестве средств экономического воспитания использовать:

- сказочные персонажи,

- игровые формы,

- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,

- создание проблемных ситуаций.

  Этапы работы со сказкой

1 этап исследование сказочных произведений и подбор иллюстраций (картинок с изображением сказочных героев и их действий).

Работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников необходимо начать с  исследования сказочных произведений разных видов (народные сказки, авторские), что позволит отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические бытовые), используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).

И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

2 этап – дети осваивают содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «финансовых» позиций.

На втором этапе происходит знакомство детей со сказками, содержание которых позволяет решать задачи формирования финансовой грамотности дошкольников.

3 этап – творческое применение экономических представлений.

На третьем этапе дети применяют полученные знания и опыт в самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.). Это могут быть сюжетно-ролевые игры "Магазин", "Кафе", "Супермаркет", "Парикмахерская", а также обмен личными игрушками, способность поделить игрушками с товарищами.

Функции сказок

- сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

- расширяет круг представлений ребенка об основах финансовой деятельности, человеческих отношений;

- способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

- помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

- А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру "Угадай сказку".

Игра «Угадай сказку

1.                В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его братьям? (Три поросенка)

2.                В какой сказке реклама не дала возможность главному герою получить прибыль? (Как старик корову продавал)

3.                Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Крылатый, мохнатый да масленый, Теремок)

4.                В какой сказке знания основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (Вершки и корешки)

5.                В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка,  Царевна-лягушка)

6.                Назовите сказку «Возвращалась старикова дочь с большой прибылью, отправилась и мачехина дочка, но вернулась с одними убытками» (Морозко)

 

7.                 Назовите сказку, в которой героиня поменяла кухонную утварь на живой товар. (Лисичка со скалочкой)

8.                Герой этой сказки при помощи простой рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? (Кот в сапогах)

9.                Герой какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег? (Приключения Буратино)

10.            В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя? (Колобок)

11.           В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? (Репка)

12.            В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного металла и что это за металл? («Курочка Ряба», золото)

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений и в каждой группе проанализируем несколько сказок:

1.  Сказки, раскрывающие потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения:

- русские народные сказки: «Жадная старуха»; Иван-Царевич и Серый Волк»; «Как коза избушку построила»; «Морозко»; «Каша из топора»; «Терем-теремок» «Хаврошечка», "Кот и лиса", "Заюшкина избушка", и т.д.

- английская сказка «Три поросенка», белорусская сказка «Легкий хлеб»,

- авторские: "Телефон» К. И. Чуковский; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин; В. Г Сутеев «Мешок яблок», Гаршин В.М. "Лягушка-путешественница", и др.

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанности.

(- В основе социальных потребностей лежит нужда во взаимодействии с окружающими. Человек не способен существовать без социума. Он испытывает необходимость в признании и поддержке, в труде. Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки (дружбе, любви, взаимопонимании)

- Духовные потребности это разновидность потребностей человека, которая направлена на самопознание и обогащение внутреннего мира. К ним относят потребность в саморазвитии, эстетическом удовольствии, а так же в занятиях творчеством, или наслаждении искусством.

- Материальные потребности - широкий круг потребностей, которые нужны человеку для того, чтобы достойно жить. Одежда, еда, мебель, дорогостоящие украшения, профессиональные атрибуты, бытовые предметы нужны человеку, чтобы удовлетворить материальные потребности. Материальные потребности могут быть индивидуальными (например, покупка катера).

Используя произведение К. И. Чуковского «Телефон», для формирования понятия "потребности", следует вводить наглядно-иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека) или использовать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). После чтения произведения следует задать детям вопросы:

- Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)

- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами)

- Что попросили мартышки? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными книжками) и т. д.

- А что бы попросили вы, ребята?

Слушая ответы детей, приходим к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.

В авторской сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», русской народной сказке «Жадная старуха» экономическое содержание развёртывается в возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях их удовлетворения и установления взаимосвязи между этими категориями. В сказках рассматриваются социально-нравственные качества: честность, глупость, жадность, трусость.

   Сказка «О рыбаке и рыбке» показывает как вредная, сварливая старуха хотела обрести все блага, не прилагая никаких усилий, но в результате осталась ни с чем из-за своей неблагодарности и жадности.

В русской народной сказке «Жадная старуха» старик и старуха были жадными. Чем лучше жили, тем больше им хотелось иметь. Они не могли выделить главные, необходимые для жизни потребности и ограничится ими. Из-за этого дерево наказало их: превратило в медведей.

В английской сказке «Три поросёнка», дети узнают не только о потребностях животных в жилье, но и о том, из чего строят дома, почему необходимо учитывать свойства материалов при изготовлении различных предметов, а также свойства дерева и металла.

В русской народной сказке «Заюшкина избушка» заяц правильно использовал природные материалы и построил дом лубяной. Он знал, что такой дом простоит долго. А лиса была непрактичная, она не знала из каких материалов надо строить дом. Вот и построила дом изо льда, который растаял.

Сказка "Лягушка-путешественница", о потребностях лягушки и ее возможностях. Взлететь высоко - потребность, не подтвержденная возможностью. Она нашла возиожность, показав всем свою находчивость и смекалку.

Вывод: необходимо дать понять детям, что существует взаимосвязь между потребностями человека и возможностью их удовлетворения, формировать отрицательное отношение к жадности и глупости. Подвести к выводу, что потребности людей часто не совпадают с возможностями.

2. Сказки, отражающие труд людей

- народные сказки: «Терем -теремок»,«Хаврошечка», «Морозко»,«Мужик и медведь», "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", "Зимовье зверей", "Колосок", «Три поросенка» (английская), "Трудовые деньги" (адыгейская), "Краденым сыт не будешь" (белорусская), «Три поросенка» (английская сказка), "Колосок" (украинская сказка).

- авторские: А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»,  К.И. Чуковский «Федорино горе»,  К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»,  Э.Успенский «Трое из Простоквашино», В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович", братья Гримм "Бабушка Вьюга", Т.Папорова "Так сойдет", Смоленцова А.А."Наши пряли, а ваши спали", Гайланс В.И. "Сказка о том как труд лень победил", Ш.Перо "Золушка".

В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), самостоятельно выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Например, сказка «Колобок»: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.

 В русской народной сказке «Как коза избушку построила» Коза ушла от старухи- горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность сохранить здоровье козлят.

В сказке «Колосок» Круть и Верть - два мышонка, которые пели да плясали. С ними вместе жил петушок Голосистое горлышко, "Он всех сперва песней будил, потом двор подметал". Петушок нашел колосок и стал звать мышат на работу: смолоть его на мельнице принести домой замесить тесто натаскать дров затопить печь сделать и испечь пироги. Но мышата ничего не хотели делать, а только петь и плясать, в итоге и пирогами их не за что было угощать.

На примере маленькой звериной семьи дети увидят, что очень тяжело одному все делать: и двор мести, и муку молоть, и стряпать, и печь. Петушок и двое мышат хоть и жили одной семьей, но у них не было ладу. Работал один, а двое - лодыри и лентяи, - хотели бы жить за чужой счет.

Сказка «Хаврошечка» способствует формированию положительного отношения к людям, добросовестно выполняющим свою работу. Надо ценить таких работников, потому что можно остаться ни с чем.

В Сказка «Морозко» можно задать вопрос: «Почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?» Ответ на этот вопрос заставляет задуматься детей над такими чертами человека, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

В сказке  "Золушка" Ш.Перро целый клад для экономического воспитания. Идея такова, что труд украшает человека, что в итоге делает его счастливым и богатым.

Сказка «Мужик и медведь» формирует представление о труде сельского жителя, учит предвидеть результат труда, проявлять смекалку. Благодаря своему труду и смекалке мужик остался с урожаем, получил товар и прибыль, а медведь работать не любил и остался с невкусными вершками и корешками.

На примере сказки «Петушок и бобовое зернышко», дети отвечают на вопросы:

- Как герои сказки помогли петушку?

- Каким образом получился продукт их труда?

- Почему все герои сказки помогали петушку?

- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

В ходе беседы дети приходят к выводу: что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

        Сказка «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева – поучительная сказка, в которой лентяйка Женя на собственном опыте поняла, как важно быть трудолюбивым и настойчивым человеком, что благодаря упорству и трудолюбию, можно получить желанный результат.

 

 Сказка А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде»

В сказке автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал.

     В результате Балда договорился с попом, что будет  работать за три щелчка по лбу в год. Работал Балда «за семерых», был хорошим работником. А когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.

    Сказка раскрывает перед читателями проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.

     Сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.

 

Вывод: Формировать у детей понимание необходимости и целесообразности труда, показать взаимосвязь трудовых процессов, значение ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда, подвести детей к пониманию того, что труд необходимое условие благополучия человека, формировать отрицательное отношение к лени и безделию.

 3.Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», "выгода", экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство

- народные: «Девочка, которая принесла золото»; «Как бедняк выиграл имущество богача»; «Деньги делают все»; «Говорящие деньги»; «Клад»; «Золотая антилопа»; «Али-баба и сорок разбойников», "Кошелёчик" (украинская), "Выгодная сделка", «Мужик и медведь», «Чужие деньги» (грузинская), "Трудовые деньги" (адыгейская),

- авторские: «Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский; «Золотой ключик или приключение Буратино» А. Н. Толстой; «Огниво» Г. -Х. Андерсен, "Как старик корову продавал" С.Михалков.

Эти сказки формируют представления детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

Деньги – всё, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда. Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Бумажные деньги называют купюрами, металлические – монетами. В современном мире есть и безналичные деньги - это пластиковые карты (мы их не видим, но они лежат на карте), которыми мы можем расплачиваться за товар и услуги.

Понятие «деньги» раскрывается в сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные

- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»);

- применять первичные экономические знания на практике;

- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы.

Развивающие

- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

Воспитательные

- воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;

- воспитывать финансовую культуру.

АНАЛИЗ СКАЗКИ «МУХА-ЦОКОТУХА» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха» начинается с классического волшебства - случайной находки некоторой суммы денег. Цокотуха делает нужное приобретение - самовар, вещь практичная, в хозяйстве пригодится. Самовар ей нужен как средство общения, повод собраться, встретиться, себя показать, на других посмотреть. В этот день муха была именинницей, поэтому заварила чай и пригласила к себе разных насекомых. Она угощала их крендельками и получала подарки: сапожки с золотыми пряжками, а пчела «меду принесла». Все веселились. В это время появился Паук и утащил Муху-Цокотуху. Все насекомые разбежались, но вдруг прилетел Комар и зарубил паука. Он стал женихом Мухи-Цокотухи, и насекомые отпраздновали свадьбу.

Экономические понятия: деньги (монеты, доход, товар, реклама, накопления, банк).

Вопросы к сказке с экономической точки зрения: (Вы сейчас побудете детьми и ответите на мои вопросы)

- Какой неожиданный доход у Мухи-Цокотухи?

Ответ: прибыль от находки денежки.

-Что могла купить Муха-Цокотуха вместо самовара, чтобы пить чай?

Ответ: электрический чайник.

-Какую рекламу можно сделать, чтобы Муха вместо самовара купила чайник?

Ответ: Выгодная скидка на все электрические чайники.

-А если у Мухи-Цокотухи останутся деньги, что еще можно купить?

Ответ: чайную посуду, угощение.

-Что еще можно было сделать Мухе-Цокотухе с денежкой?

Ответ: положить деньги под проценты в банк на выгодных условиях.

- Как бы вы потратили деньги? (Ответы детей)

-Для чего Муха пригласила гостей?

Ответ: продемонстрировать свою новую покупку. У нее были именины. Для выгоды: гости ей подарили подарки.

-Как вели себя гости?

Ответ: Всё чужое съели, в минуты опасности ничем не помогли мухе.

-Как могли помочь Мухе гости с финансовой точки зрения?

Ответ: Могли предложить Пауку деньги, выкуп под залог.

     Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино» говорит о том, что, каждый человек хоть раз в жизни мечтал о чуде, т.е. ожидание, что вот-вот произойдёт что-то хорошее, и мы одержим успех, и нам обязательно повезет. Но часто, эта эмоция, нас просто обманывает и не соответствует реальности. Мы хотим увидеть чудо (уж так устроен человек), поэтому ждём его и нередко попадаем в очень неприятные ситуации.

«Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» - зазывала его Алиса. «Конечно, хочу! А как это делается?» - отвечал Буратино».

     Так лиса Алиса и кот Базилио обманывали Буратино, желая выудить у него 5 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а только поверить в чудо.

     Бывалые мошенники умело убеждали глупенького Буратино преумножить свои денежки. Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни.

  Главный персонаж – Буратино совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом.

 В этой сказке четко показаны затраты папы Карло, длинные поиски альтернатив Буратино и искомый вариант выбора окончательного решения: надо учиться, чтобы принести пользу обществу, в котором ты живешь.

      Сказка «Кот в сапогах» учит, что даже небольшие блага можно приумножить, если распорядиться ими с умом.

Вывод : необходимо формировать у детей представление о разнообразии денежных знаков, их ценности, о том, что деньги, потраченные разумно, могут стать источником дохода, прибылью, воспитывать бережное отношение к деньгам, развивать способность разумно их расходовать.

4.Сказки, знакомящие с понятием «Купля-продажа»:

- народные: «Мальчик с пальчик»; «Чудесный мешочек»; «Чудесная рубашка»; «Сынок-с-кулачок»; «Как кот ходил с лисом сапоги покупать»; «Как барин овцу купил»; «Хитрая наука».

- авторские: "Аленький цветочек" С.Т.Аксаков, «Как старик корову продавал» С. Михалков, книга Т. Смирновой «Белка и компания» (сказка «Как Миша из покупателя превратился в продавца»), Н. Носов «Незнайка на Луне», «Приключения Буратино» А. Толстого.

«Как баран овцу купил» А. А. Смоленцева.

В сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», купец поехал торговать за море, товар продавал дорого, а покупал для себя очень дешево, менял с прибылью. Торговлей купец остался доволен. Щедрые подарки купил своим дочерям.

В сказке Н. Носова «Незнайка на Луне» Пончик был практичным, поэтому быстро сообразил, как можно разбогатеть. На соль большой спрос, и поэтому при продаже он получал большую прибыль. Но Пончик не думал о развитии своей фабрики, из-за этого владельцы крупных заводов – конкуренты его разорили.

При анализе сказки обращается внимание на экономические категории (конкуренты, товар, спрос), а также на социально-нравственные качества (деловитость, практичность, конкурентноспособность).

В сказке «Золотой ключик или приключения Буратино» Буратино пытается продать свою одежду, азбуку, чтобы купить билет на представление.

Вывод: расширять знания детей о товаре, формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой, спросом на товар и предложением.

5.Сказки, знакомящие с понятиями бартер (бартер — натуральный обмен, когда двое обмениваются товарами, работами или услугами без денег):

- народные: «Мена»; «Лисичка со скалочкой»; «Зайкина избушка»; «Кот и лиса»; «Гуси – лебеди»; «Выгодная сделка»; «Кошелечек».

- авторские: «Дудочка и кувшинчик» В. Катаев, К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко»,  В. Осеева «Добрая хозяюшка».

Сказка «Лисичка со скалочкой» наглядно показывает, как хитрая лиса выгодно для себя обменивала курочку на уточку, уточку на гусочку и т.д. Обмен всегда был выгодным для лисы, т. к. она, знала, что хозяева, защищая свою добрую честь, готовы идти на неравноценную уплату за пропажу. Но в результате ее обман был раскрыт, она наказана (осталась без хвоста).

Применительно к современной жизни здесь можно применить мораль: нельзя принимать в свой дом, тем более на ночлег, незнакомых людей. Они могут украсть, или, как в данном случае, шантажировать. Другими словами, хозяева могут оказаться перед выбором: или пострадает их честь, или придется отдать то, что стоит гораздо дороже якобы пропавшей вещи. В тоже время, надо самому быть честным по отношению к другим людям.

 В сказке «Петушок и бобовое зернышко», петушку требуется масло, чтобы проглотить бобовое зернышко. Главная героиня – это курочка с добрым сердцем, помогает петушку. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке.
     Эта сказка идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.

     Получается, что данная сказка еще с самого детства приучает нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение, мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд. Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость. 

Вывод: раскрыть детям сущность бартера как обмена одной вещи на другую без денег, научить детей отличать равноценный (выгодный) бартер от невыгодного, формировать отрицательное отношение к обману, не допускать излишней доверчивости.

 6. Сказки, знакомящие с понятием «реклама»

- народные: «Лиса и козел», «Сказка о молодильных яблоках», «Дятел и лиса», «Два мороза»,«Колобок», «О щуке зубастой».

- авторские: Ш. Пьеро «Кот в сапогах», Г. - Х. Андерсен «Новое платье короля», С.Михалков "Как старик корову продавал".

Эти сказки знакомят детей с экономической категорией «реклама» через чтение и обсуждение, раскрывают значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей, формируют представление о профессии рекламного агента, дают представление о рекламе как о способе получения выгоды.

В сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» можно задать детям следующие вопросы:

1. Где старик продавал свою корову?

2. Почему старик не мог продать свою корову?

3. Что такое реклама?

4. Кто сделал рекламу корове?

Старик не мог продать свою корову, потому что говорил всем, что она старая и мало дает молока. А паренек был предприимчивым, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.

     Сказка «Лиса и козел» - Лиса хитрая, хоть и попала в беду (в колодец), уверяла козла, что ей хорошо в колодце, не жарко. Лиса воспользовалась доверчивостью козла, он ей поверил и чуть не погиб..

     В сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» кот был расчётливым и смекалистым. Через рекламу вызвал интерес короля к своему хозяину и сделал его богатым. Умение создавать рекламу очень важно для людей: оно помогает привлечь внимание к какому-либо предмету, делу, человеку.

Способность критически оценивать рекламу раскрывает сказка Г. -Х. Андерсена «Новое платье короля». Король поверил рекламе о чудесных свойствах ткани, решил получить выгоду: сшить себе красивое платье да узнать, кто из его свиты глуп и занимает не свое место. Но сам оказался обманутым. Любая реклама должна соответствовать действительности, иначе это обман.

Вывод: раскрыть значение рекламы как целенаправленного распространения информации о товаре с целью его продажи, развивать способность критически оценивать рекламу.

В дошкольном возрасте наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников. К нравственным качествам личности дошкольника, которые являются основой при формировании экономических знаний и навыков, можно отнести:

– бережливость, которая выражается в виде сохранения государственного, общественного, семейного, личного имущества, экономии материалов и средств. Примером может послужить отношение дошкольников к книгам, игрушкам, расходным материалам;

– ответственность, выражающаяся в развитии способности отвечать за свой поступок. Данное качество личности распространено на всю деятельность ребенка, которая осуществляется в условиях свободного выбора. Формирование осуществляется в результате требований, предъявляемых к личности, которые в дальнейшем становятся основой мотивации поведения ребенка. Дежурство по столовой ‒ яркий пример, когда проявляется ответственность дошкольника;

– деловитость, проявляется в четкости и организованности в работе, в умении находить более рациональный путь и способ ее реализации, в достижении проставленных целей. Деловитость выражается в настойчивом и последовательном изготовлении постройки из конструктора. Придумывая из каких деталей построить дом, ребенок продумывает каждый свой шаг в реализации поставленной цели;

– предприимчивость — качество личности, которое характеризуется как энергичность, изобретательность, расчётливость, практичность в решении поставленной задачи. Выражение такого качества личности можно проследить в выборе роли в предложенной педагогом игре.

Именно сказки дают детям возможность высказать положительное отношение к смекалке, изобретательству, щедрости, в то же время осудить расточительность и жадность; способствуют воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности, расчетливости («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Как солдат из топора кашу варил», «Дюймовочка», «Лето в Простоквашино», «Советы тетушки совы», «Винни-Пух и все-все-все» и др.)

В некоторых публикациях сказки, помогающие понять значение выше перечисленных «экономических» качеств личности, даже выделяют в отдельную категорию. Я считаю, что нравственность проходит через все категории сказок, поэтому ее нельзя выделить в отдельную категорию.

Через сказки дети учатся: различать виды потребности (Хочу – Надо), выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.

В заключении хотелось бы отметить: знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×