Консультация для педагогов "Зарядка для ума" | Круглова Елена Леонидовна. Работа №363851
Консультация для педагогов "Зарядка для ума" об использовании нейроигр и нейроупражнений в коррекции речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Предложены практические упражнения по формированию межполушарных связей, которые способствуют коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, грамматического строя речи, вызыванию звукоподражания, развитию мелкой моторики и согласованности движений.
Мастер-класс для педагогов «Зарядка для ума»
Цель: познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – нейрогимнастикой.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с эффективными
кинезиологическими
упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению
кинезиологических
упражнений в работе с дошкольниками.
Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Категория слушателей: педагоги интерната.
Оборудование: презентация, нейропрописи, памятки с упражнениями.
Ход мастер-класса:
СЛАЙД 1 Жизнь современного ребенка, взрослого становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, является метод нейрогимнастики мозга.
СЛАЙД 2
По статистике каждый человек в среднем использует свой головной мозг всего лишь на 30%, а остальные 70% - это неиспользуемые резервы и возможности. Мозг развивается при условии двигательной активности, как общей моторики (ходьба, бег, прыжки), так и мелкой (пальцы, глаза, речевой аппарат и т.д. Задания на координацию также повышает скорость работы мозга, повышает объем и качество перерабатываемой нами информации из внешнего мира.
СЛАЙД 3
Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
СЛАЙД 4
Нейрогимнастика для детей – это комплекс упражнений, которые созданы для повышения многофункциональности головного мозга. За счет регулярного выполнения определенных действий, направленных на тренировку ЦНС, реально добиться положительного результата в виде более быстрого освоения письма, чтения, развития аналитического и логического типа мышления.
СЛАЙД 5
Как же появилась нейрогимнастика?
В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность.
СЛАЙД 6
Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.
На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
СЛАЙД 7
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций
СЛАЙД 8
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.
Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
СЛАЙД 9
Как понять, что ребенку нужна нейрогимнастика?
Нейрогимнастика для детей назначается к применению, если у ребенка наблюдаются признаки нарушений умственного и физического развития:
- очень плохая память;
- постоянная рассеянность;
- невозможность сконцентрироваться на одной теме или объекте окружающей среды;
- плохая моторика пальцев рук или отсутствие ловкости кистей;
- явные проблемы с ориентацией в окружающем мире (например, ребенку сложно запоминать дорогу домой и самостоятельно добираться в школу, которая расположена в пешей доступности);
- уровень физического или интеллектуального развития не соответствует возрастному показателю;
- снижены способности к усвоению информации, которая поступает от воспитателя дошкольного учреждения, либо же учителя общеобразовательной школы.
СЛАЙД 10
Цели нейрогимнастики:
Развитие межполушарной специализации.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие комиссур (межполушарных связей).
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи
.
СЛАЙД 11
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке.
Продолжительность гимнастики 5-7 минут
Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка.
В одну тренировку включать 5-6 качественно выполненных заданий
Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку пользу:
- улучшает функции долгосрочной памяти;
- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
- повышает физическую и умственную работоспособность (это полезное качество нейрогимнастики особенно актуально для детей, которые совмещают тяжелую учебную нагрузку и параллельно посещают спортивные секции);
- снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
- активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
- способствует более активной подвижности кистей рук;
- развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
- стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;
- снимает нервное напряжение и усталость мышечной системы;
- повышает работоспособность вестибулярного аппарата, а также позволяет справиться с нагрузками в виде длительных поездок в общественном транспорте, автомобиле (детей с крепким вестибулярным аппаратом не укачивает, у них отличная координация движений);
- развивает уровень подвижность мышц, расположенных в области плечевого пояса;
- обеспечивает более быструю адаптацию ребенка к сложным жизненным ситуациями, которые несут в себе стрессовую нагрузку;
- предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.
Нейрогимнастика дает большое количество возможностей для ускоренного развития ЦНС детей школьного и дошкольного возраста. Положительный эффект от упражнений для головного мозга сохраняется на протяжении всей жизни ребенка.
Дети, которые с ранних лет проходили курс нейрогимнастики, намного быстрее от своих сверстников осваивают компьютерные технологии, с легкостью управляют автомобилем и другими транспортными средствами, отличаются выраженным логическим, а также аналитическим мышлением.
Сейчас мы с вами апробируем на себе некоторые упражнения.
СЛАЙД 12
Начнем с упражнения для пальчиков
Если пальчики грустят – доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)
Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. (трясем кистями)
Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них)
К себе ладошки мы прижмем, гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)
Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать; пальцы двух рук быстро легко стучат)
Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
СЛАЙД 13
Нейродорожки
На листах бумаги на усложнение. Сначала одинаковые рисунки обеими руками, затем – разные. Использовать можно камни мерблс, крышки от фруто-няни, палочки для суши и собственные пальцы рук.
СЛАЙД 14
Упражнение НЕЙРОДОРОЖКИ (Коняхиной и звездочки)
ПОД МУЗЫКУ (кукушка медленно, затем быстро или «нейродорожки», затем «кукушка»)
Выполняем задание сначала правой рукой, затем левой рукой. Двигаемся сверху вниз или снизу вверх по строчкам. На каждую звездочку в строке нужно поставить пальцы. Количество звездочек в каждой строке чередуется, соответственно и количество пальцев будет чередоваться от 1 до 3. Стараемся выполнить задание с максимальной скоростью. Аналогично известной всем игре «классики», только вариант более расширенный и для пальцев
СЛАЙД 15
Работа с крупой обеими руками
Работа с пинцетом обеими руками
Игры с водой обеими руками
Рисование на манке (на песке)
С пинцетом и шариками
Крышки на резинках и фасоль
Найди
одинаковое
с крышками от
фрутоняни
Предлагаю Вам порисовать на манке.
Сначала рисуем фигуру правой (ведущей) рукой, затем – левой, затем – обеими руками.
Для усложнения задания – рискуем безымянными пальцами, самыми ленивыми. Пусть наш с вами мозг удивится и заработает
.
СЛАЙД 16
Упражнение «Поле»
• Задание выполняется двумя руками одновременно.
• В каждую руку берем карандаш, ручку или фломастер разных цветов.
• На поле 1 заштриховываем каждый квадрат по указанному примеру. Сначала обводим линии и пунктирные линии сверху вниз. Затем на оставшихся свободных квадратах выполняем такую же штриховку, но меняем направление: лини проводим снизу вверх.
• Дублируем самостоятельное выполнение задания на поле 2 (можно с опорой на зрительный образец)
СЛАЙД 17
Упражнение «Контуры»
Задание выполняется двумя руками одновременно в следующей последовательности:
1.Указательным пальцем правой и левой руки обведи по контуру фигуры. Задание выполняется сверху вниз, по строчкам (одновременно обводится указательными пальцами одна пара фигур).
2.Далее попробуй двумя руками одновременно нарисовать те же пары фигур в воздухе.
3.Далее в каждую руку возьми ручку, карандаш или фломастер соответствующего цветам (красный или зеленый) и обведи по контуру фигуры.
4. Попробуй закрасить фигуры соответствующими цветами двумя руками одновременно
СЛАЙД 18
Упражнение «Зеркало»
Задание выполняется двумя руками одновременно. В каждую руку возьми карандаш, ручку или фломастер. Цвет письменных принадлежностей должен соответствовать цвету фигуры. Левой рукой заштрихуй фигуру, а правой рукой начерти ее (справа от вертикальной линии)
СЛАЙД 19
Балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции. Дети выполняют различные упражнения, балансируя на доске. Улучшается восприятие и развитие речи, совершенствуется общая моторика.
Предлагаю вам попробовать собрать пирамидку, стоя на балансировочной доске.
СЛАЙД 20
Тест на эффект Струпа помогает повысить умственную активность. Такой эксперимент провел и описал в 1935 году психолог Джон Ридли Струп.
Попробуйте быстро назвать цвета, в которые окрашены слова на картинке. Разбираемся, как работает эффект Струпа
Эффект Струпа — это дополнительная сложность, возникающая при чтении слов, когда цвет букв не совпадает со значением слова. Например, слово «желтый» написано красными буквами.
Нужно называть цвета слов. То есть при виде слова «белый», написанного синими буквами, нужно было сказать «синий».
В последние годы вариации теста Струпа используются, чтобы помочь людям повысить умственную активность и отточить навыки направленного внимания. Оно является важнейшим ментальным ресурсом и дает возможность следить за мыслями и концентрироваться на необходимом. Именно направленное внимание позволяет безопасно управлять автомобилем, вести беседу или готовиться к экзамену, несмотря на посторонние звуки и события, происходящие вокруг.
Постоянная ментальная работа приводит к концу дня к потере бдительности и снижению продуктивности. Когда люди устают, они становятся нетерпеливыми и раздражительными, принимают неверные решения и негативно воздействуют на свое психическое здоровье. Тренируясь с помощью теста Струпа, можно отточить внимание и научиться бороться с отвлекающими факторами.
СЛАЙД 21
Упражнение «Алфавит»
Данное упражнение направлено на синхронизацию полушарий головного мозга.
Упражнение выполняется следующим образом:
Перед Вами таблица. Верхний ряд – это буквы, которые необходимо читать. Второй и третий ряд – это обозначения.
Второй ряд: Л- левая рука, П – правая рука, О – обе руки.
Третий ряд (при его наличии) используется для усложнения упражнения, когда будут освоены таблицы в два ряда. Обозначения: Л- левая нога, П- правая нога, О – обе ноги.
Итак, одновременно читаем верхний ряд букв вслух и поднимаем руку, указанную под данной буквой. В таблицах, где имеется третий ряд, добавляем ногу.
СЛАЙД 22
УПРАЖНЕНИЕ «КРЮКИ ДЕННИСОНА»
Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, просто поставив одну ногу впереди другой, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой. Упражнение «Крюки» способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, ускоряет реакции.
Упражнение «Крюки» поможет избавиться от мышечных зажимов, способствует объединению эмоций с процессами мышления, ускоряет реакции, активизирует творческий потенциал.
Упражнение «Крюки
Деннисона
» стоит выполнить в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение, перед публичным выступлением, а также в состояни
и возбуждения или подавленности.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов нейрогимнастики оказывает положительное влияние на развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и способствует коррекции недостатков речевого развития не только у детей, но и у взрослых. Являются наиболее эффективным методом профилактики нарушений работы мозга, т.е. болезни Альцгеймера, деменции и т.д.
И в заключение маленький совет:
Мы с вами выполняем ежедневные физические действия «удобной» для нас рукой. Попробуйте, например - чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «непривычной» рукой активизирует новые участки мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
Спасибо за внимание!