Консультация для родителей " Когда следует обратиться за помощью к логопеду" | Марина Борисовна Мухаева. Работа №303225
"Наш ребенок не говорит" - с такими словами приходят родители к логопеду. Надо ли бить в этом случае тревогу или стоит подождать и пустить все на самотек? Основные причины задержки речевого развития это: повреждения нервной системы ( родовая травма, гипоксия) и неправильное воспитание ( недостаточное внимание к речи ребенка, гиперопека и другие). Если у ребенка наблюдаются следущие симптомы ( ребенок мало говорит, пользуется в основном жестами, не может перессказать содержание текста и т.д.) ,то визит к логопеду затягивать не стоит.
Консультация для родителей
«Когда следует обратится за помощью к логопеду»
«Наш ребенок не говорит!» - с такими словами приходят на прием мамы двух трехлетних детей. Надо ли бить в этом случае тревогу или можно пустить все на самотек? Вашему ребёнку третий год, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст на то, что ребёнок - мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что его мама и папа начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но является ли эта причина основной, может определить только специалист. «Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так действительно может быть, но не всегда. Да, проявление индивидуальных темпов развития речи возможно. Есть дети, которые молчат до трёх лет, а потом начинают говорить много, правильно произносят все звуки, а их связная речь развивается стремительно. Но количество таких детей крайне невелико, а процент случаев речевой патологии разной степени выраженности неуклонно растёт.
Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов либо сразу после них. Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных диaгнозов, например, общего недоразвития речи.
Основные причины задержки речевого развития - повреждения нервной системы.
Гипоксия – это патологическое состояние, характеризующееся кислородным голоданием отдельных органов и тканей или организма в целом.
Родовая травма - повреждения тканей и органов ребёнка, вызванные механическими силами во время родов. В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода значительно нарушается созревание. В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. Страдают его структуры, отвечающие за речь, внимание, поведение, эмоции.
К социальным факторам задержки речевого развития обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.
Это может быть недостаточное внимание к ребенку — ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка — ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не
вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и
гиперопека
— в семьях со
сверхвнимательными
родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи — ведь их и так понимают!
Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.
Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с ребенком заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни, Т.е. стимулировать появление речи. Вернувшись с работы, они предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку. Так что вместо мамы с папой у ребенка главный источник информации - телевизор, который блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.
О нарушениях речевого развития могут свидетельствовать следующие симптомы.
Ребенок в 2-3 года:
не откликается на свое имя;
не пытается подражать звукам;
не реагирует на простые слова и просьбы, озвученные при помощи простых и частоупотребляемых слов;
не реагирует на изменение интонации, когда вы обращаетесь к нему;
сам мало говорит, пытаясь передать информацию мимикой и жестами.
В возрасте старше трех лет насторожить родителей должны следующие признаки:
ребенок не может пересказать содержание стишка, сказки, объяснить, что он
нарисовал, что случилось в детском саду;
не задает вопросов;
не может и не хочет играть в речевые игры, досказать слово, описать что-нибудь;
не говорит предложениями сложнее двух-трех слов;
речь монотонная, невыразительная, посторонние люди не понимают речь вашего ребенка;
не может удержать внимание на одной и той же теме, быстро отвлекается, теряет нить разговора.
Это тревожные сигналы, которые должны настроить родителей. Во всех перечисленных выше случаях будет лучше не затягивать визит к специалисту. Логопед поможет вам подобрать необходимые упражнения для развития речи.
Помните: чем раньше начать коррекцию речевого развития, тем успешнее и с меньшим напряжением со стороны ребенка можно исправить ситуацию.