Консультация для родителей Эффективное взаимодействие педагога с родителями или как сообщить родителям негативную информацию о ребенке | Шарафан Ольга Ивановна. Работа №234337
Автор: Шарафан Ольга Ивановна
Эффективное взаимодействие педагога с родителями
или
как сообщить родителям негативную
информацию о ребенке
Эффективное взаимодействие педагога с родителями
или
как сообщить родителям негативную
информацию о ребенке
Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит первому, так как именно он является официальным представителем образовательного учреждения. Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.
Одна из проблем, с которой встречаются воспитатели в своей работе, это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реальную помощь, как сообщать не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Педагоги зачастую испытывают трудности в установлении контакта с родителями.
Мы рассмотрим несколько способов сообщения негативной информации о ребенке.
Способ первый
Принцип «сэндвича»
В разговоре с родителями педагогу следует делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы, что поможет сделать общение более эффективным. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. Завершать такой разговор следует тоже на хорошей ноте. Сообщая неприятные моменты, нужно говорить о проступке ребенка, а не о его личности.
Способ второй
Использование речевых штампов нацеливающих родителей на сотрудничество с педагогом
Можно использовать такие речевые штампы:
«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы ...» «Вера Алексеевна! Я прошу ...
» (О
бращение к родителям лучше выражать в виде просьбы, а не требования)
.
(Сравните:
«Вера Алексеевна!
Я требую ...!»)
.
«Вы не
замечали, что в последнее время
...» (желательно озадачить родителя). «Как вы думаете, с чем это может быть связа
но?»
(Сравните:
«Саша постоянно.., сегодня он снова ...
)
.
«Вы з
наете, меня очень тревожит, что
...
.
Как вы думаете, что может быть этому при
чиной?»
(Сравните:
«Ваш ребенок
..
. (такой-то), все время...
»)
.
«Как выдумаете, с каким специалистом вам лучше обсудить...?»
(Сравните:
«У Саши (такие-то проблемы
)..,
вам обязательно нужно показаться к ...
(врачу, психологу, психиатру)»
.
«Давайте вместе попробуем поступить ...(так или так)»
«Давайте вместе подумаем, как ...»
«Мы с вами могли бы помочь Саше ...(здесь используется местоимение «Мы», что подчеркивает общность интересов, солидарность с родителями)
«Как мы можем помочь вам в том чтобы ...» (нацеливание родителя на совместное решение проблемы)
.
Способ третий
Передача негативной информации о ребенке в позитивном ключе
При таком способе подачи информации о ребенке акцент следует делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для вас, как для взрослого. Перефразирование содержания в позитивном ключе дает возможность родителю понять ситуацию и не испытывать при этом дискомфорта и чувства вины за своего ребенка. Например: «Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательно выполнять задание и ни разу не отвлекся». Сравните: «Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».
Способ четвертый
Применение при общении стиля «адвокат»
При таком стиле общения педагог встает на позицию уважения и заинтересованности к родителям, задавая себе следующую внутреннюю установку:
Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.
Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины.
Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват - решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации.
Я педагог, и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.