Консультация для родителей Игры, развивающие мелкую моторику для детей 4 лет. | Малыхина Наталья Сергеевна. Работа №303760
В настоящее время проблема полноценного детского развития малышей трех-пяти лет очень актуальна. Особенную роль в процессе психофизического и умственного воспитания дошкольника играет формирование мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук у детей происходит за счет игр, упражнений и массажа.
Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Угадай предмет
Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки.
❀ Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет на ощупь поочередно правой и левой рукой.
❀ Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.
Пластилиновая ворона
Необходимый инвентарь: пластилин.
❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.
❀ Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.
Угадай-ка
Упражнение для разбития тактильной чувствительности
Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.
❀ Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой- либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.
❀ Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.
Консультация для родителей
Игры, развивающие мелкую моторику, в домашних условиях для детей дошкольного возраста.
В настоящее время проблема полноценного детского развития малышей трех-пяти лет очень актуальна. Особенную роль в процессе психофизического и умственного воспитания дошкольника играет формирование мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук у детей происходит за счет игр, упражнений и массажа.
Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Угадай предмет
Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки.
❀ Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет на ощупь поочередно правой и левой рукой.
❀ Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.
Пластилиновая ворона
Необходимый инвентарь: пластилин.
❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.
❀ Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.
Угадай-ка
Упражнение для разбития тактильной чувствительности
Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.
❀ Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой- либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.
❀ Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.
Пальчиковая зарядка
❀ Исходное положение — руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед, большие пальцы отогнуты.
❀ Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная с указательного к мизинцу и обратно.
Карандашик
❀ Предложите ребенку перекатывать карандаш между пальцами, начиная от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Пальчиковый конструктор
❀ Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно повторить эту фигуру.
❀ Если данное задание вызывает у ребенка затруднение, то сначала можно выполнять упражнение сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев вашей руки.
❀ Задание можно усложнить: предложите ребенку отобразить пальчиковую конструкцию зеркально.
Лыжник
Необходимый инвентарь: две пробки от- пластиковых бутылок.
❀ Пробки будут лыжами. Ребенок вставляет указательный и средний пальцы в «лыжи» и «двигается» на них, делая по шагу на каждый ударный слог:
Вот и кончились метели,
Табуретки прилетели,
На ветвях поют слоны, —
Здравствуй, первый день весны!
❀ То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Рисунке на крупе
Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.
❀ Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
❀ Пусть ребенок сам нарисует несколько линий.
❀ Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.
Пуговичные узоры
Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера и цвета
❀ Для начала узор из пуговиц выкладывает взрослый. Затем ребенок делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без посторонней помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.
❀ Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Щетка-массажер
Необходимый инвентарь: круглая щетка-массажка.
❀ Дайте ребенку круглую щетку для волос.
❀ Ребенок должен катать щетку между ладонями, приговаривая:
Встретил ежика бычок,
И, лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй, что попадется!».
Месим тесто
Необходимый инвентарь: 1 кг фасоли (гороха) и кастрюля.
❀ Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.
❀ Ребенок должен запустить туда руки и изобразить, будто месит тесто, приговаривая:
Кукле булки я пеку,
В миску молока налью,
Много высыплю муки,
Будут кукле пироги.
Подъемный кран
Необходимый инвентарь: коробок спичек или счетные палочки.
❀ Ребенок собирает спички (палочки) с помощью подушечек одних и тех же пальцев правой и левой рук (например: двумя указательными или двумя средними и т. д.).
Строитель
Необходимый инвентарь: счетные палочки или спички.
❀ Постройте вместе с ребенком «сруб» из палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Спрячь платок
Необходимый инвентарь: небольшие носовые или шелковые платки.
❀ Игрокам выдается по два платка. По команде ведущего дети должны пальцами собрать и зажать в оба кулачка по платку.
❀ Побеждает тот, у кого платочки спрятаны лучше всего.
❀ Эту же игру можно провести для пальцев ног. Для этого расстелите платок на полу. По сигналу игроки начинают пальцами босой ноги подбирать платок, стараясь как можно быстрее спрятать его под стопу.
Крокодил
Необходимый инвентарь: бельевая прищепка.
❀ Подберите не слишком тугую прищепку, лучше деревянную. Пусть прищепка будет крокодилом, живущим в водах мутного Нила, а пальчики ребенка непослушными ножками, которые бегут купаться в опасную реку.
❀ Взрослый прищепкой поочередно «кусает» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Крокодилушка не знает
Ни заботы, ни труда,
Золотит его чешуйки
Быстротечная вода.
Милых рыбок ждет он в гости
На брюшке средь камышей.
Лапки врозь, дугою хвостик
И улыбка до ушей.
Пластилиновый орех
Необходимый инвентарь: кусочек пластилина.
❀ Попросите ребенка слепить из пластилина шар, размером с грецкий орех. Раскатывая пластилин между ладонями, ребенок приговаривает:
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
❀ Ребенок держит в одной руке два пластилиновых грецких ореха и вращает их один вокруг другого.
❀ Можно заменить пластилин настоящими грецкими орехами или маленькими шариками такого же размера.
Бусы
Необходимый инвентарь: бельевая веревка.
❀ Завяжите на веревке 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.
❀ Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. п.
Мамин помощник
Необходимый инвентарь: бельевая веревка, прищепки.
❀ Натяните веревку на уровне плеч ребенка. Дайте ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке.
Я прищепкой на веревку
Все белье цепляю ловко.
Игры-шнуровки
Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»
♦ формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
♦ способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;
♦ развивают творческие способности;
♦ развивают глазомер, внимание;
♦ служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;
♦ развивают усидчивость.
❀ Купите в магазине готовые игры-шнуровки. Сначала выполняйте предложенные задания вместе с ребенком, а затем попросите его самостоятельно зашнуровать картинку.
❀ Попросите ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.
Из одного в другое
Необходимый инвентарь: два тазика, 10-20 карандашей (для каждого игрока).
❀ Перед игроком ставятся два тазика, в одном из которых лежат карандаши.
❀ По сигналу ребенок начинает пальцами ног перекладывать карандаши из одного тазика в другой. То же самое по очереди проделывают остальные игроки.
❀ Кто справится быстрее?
Платочек
Необходимый инвентарь: носовой платочек.
❀ Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.