Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для родителей "Нормы речевого развития" | Вихарева Татьяна Валерьевна. Работа №353774

Дата публикации:
Автор:
Описание:

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 5-6 ЛЕТ

Словарный запас

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная

память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как

бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник:

● Должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать

всеобобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты,

овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы,

посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные

и птицы, насекомые)

● Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка,

тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей

встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это?

Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан — говорит «чашка».

● Должен знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья,

корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.

● Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не

путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц

скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут,

колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают,

кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий - низкий, узкий -

широкий, толстый - тонкий, острый - тупой. Предлоги времени

и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за

дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок

должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы,

дни недели, части суток.

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 5-6 ЛЕТ

Словарный запас

После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная

память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как

бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.

Проверить состояние словаря несложно.

К 6 годам дошкольник:

● Должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать

всеобобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты,

овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы,

посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные

и птицы, насекомые)

● Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка,

тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей

встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это?

Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан — говорит «чашка».

● Должен знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья,

корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.

● Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не

путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц

скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут,

колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают,

кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).

Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий - низкий, узкий -

широкий, толстый - тонкий, острый - тупой. Предлоги времени

и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за

дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок

должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы,

дни недели, части суток.

Грамматический строй, связная речь

У детей 6 лет можно совершенствовать речь особенно её синтаксическую

сторону, через усвоение способов словообразования всех частей речи,

единичных форм, исключений. Речь ребенка обогащается грамматическими

формами и конструкциями. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают

слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы

существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно

образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии,

детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова.

Им можно задавать вопросы о грамматической правильности высказываний,

так как они уже способны анализировать. К 6 годам дети обычно умеют

пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и

сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и

перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных

и глаголов используются без ошибок.

Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число: стулья,

окна, ведра, пни, дома.

Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице,

креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.

Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер,

конструктор, строительный материал.

Звукопроизношение

Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также

слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.

Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как

говорит.

Обучение грамоте.

К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты:

познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их; проводить звуковой

анализ слов; анализировать предложения (по словесному составу) и

составлять их из слов и букв азбуки (3-5 слов); читать по слогам и целыми

словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с

ним следует позаниматься дополнительно. Ребенок должен уметь делить

предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и

синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место

звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые

согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность

ребёнка к школе?

Предлагаем игры на кухне по развитию речи детей:

1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в

названии которых есть звук [с].

2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор,

апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить

из этих фруктов и овощей.

3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть

звук [ч], а затем [р].

4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].

5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.

6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.

7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с

красными цветами. По вечерам…….

8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора,

она….

Игры для развития связной речи:

Игра "Интервью"

Интервью- беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению

или в газете.

Репортер- тот, кто задает вопросы.

Респондент- тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите

детей что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и

обратным счетом. Затем распределяются роли. Обсуждаются возможные

темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы.

Возможные темы: обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной

книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры:1) родитель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у

родителя.

Игра "Картинки-загадки"

Сначала родители обыгрывают ситуацию между собой, а ребёнок наблюдает.

Затем ребёнок выбирается водящим, а родители садятся на стулья, они

должны отгадывать. На столе стоит большая коробка, в которой лежат

маленькие картинки с изображением различных предметов (можно

использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к коробке и берет одну из картинок. Не показывая ее

ребёнку (родителям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Ребёнок

(родители) предлагает свою версию. Следующим водящим становится тот,

кто первый отгадал правильный ответ.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×