Консультация для родителей "Нормы речевого развития" | Вихарева Татьяна Валерьевна. Работа №353774
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 5-6 ЛЕТ
Словарный запас
После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная
память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как
бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Проверить состояние словаря несложно.
К 6 годам дошкольник:
● Должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать
всеобобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты,
овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы,
посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные
и птицы, насекомые)
● Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка,
тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей
встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это?
Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан — говорит «чашка».
● Должен знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья,
корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.
● Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не
путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц
скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут,
колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают,
кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).
Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий - низкий, узкий -
широкий, толстый - тонкий, острый - тупой. Предлоги времени
и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за
дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок
должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы,
дни недели, части суток.
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В 5-6 ЛЕТ
Словарный запас
После 5 лет словарный запас ребёнка растёт стремительно. Непроизвольная
память в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как
бы сами собой: один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Проверить состояние словаря несложно.
К 6 годам дошкольник:
● Должен владеть обиходным словарем в полном объеме: знать
всеобобщающие слова (профессии, транспорт, посуда, инструменты,
овощи, фрукты, ягоды, времена года, сутки, одежда, обувь, головные уборы,
посуда, мебель, бытовая техника или приборы, домашние и дикие животные
и птицы, насекомые)
● Не должен путать сходные предметы: кувшин - ковшик, миска - чашка,
тарелка, кружка, стакан, фартук - сарафан, шофер - шахтер. А это у детей
встречается. Например, показываешь на кресло и спрашиваешь: Что это?
Ребёнок отвечает: стул. Или на стакан — говорит «чашка».
● Должен знать из чего состоят предметы: у дерева - ствол, ветки, листья,
корни, у стула - спинка, сиденье, ножки.
● Ваш ребёнок должен владеть достаточным количеством глаголов: не
путать сходные действия. Например, змея именно ползёт, а не идёт, а заяц
скачет. Знать, что делают различными инструментами (пилят, рубят, режут,
колют), как кричат животные и птицы (мычат, щебечут, чирикают,
кудахчут, блеют, ржут, стрекочут).
Ребёнок в этом возрасте умеет подобрать антоним: высокий - низкий, узкий -
широкий, толстый - тонкий, острый - тупой. Предлоги времени
и пространства используются к месту и правильно: за диваном, из-за
дивана, над, на, под, из-под, около, перед, между, после. К 6 годам ребёнок
должен хорошо ориентироваться во времени: знать времена года, месяцы,
дни недели, части суток.
Грамматический строй, связная речь
У детей 6 лет можно совершенствовать речь особенно её синтаксическую
сторону, через усвоение способов словообразования всех частей речи,
единичных форм, исключений. Речь ребенка обогащается грамматическими
формами и конструкциями. Дети 6 лет правильно изменяют и согласовывают
слова в предложении, могут создавать трудные грамматические формы
существительных, прилагательных, глаголов. Они самостоятельно
образовывают слова, обозначающие человека определенной профессии,
детенышей животных, предметы посуды, подбирают однокоренные слова.
Им можно задавать вопросы о грамматической правильности высказываний,
так как они уже способны анализировать. К 6 годам дети обычно умеют
пользоваться не только простыми, но и сложносочиненными и
сложноподчиненными предложениями, пересказывать текст без пропусков и
перестановок частей. При этом все формы существительных, прилагательных
и глаголов используются без ошибок.
Проверьте, умеет ли ребёнок образовать множественное число: стулья,
окна, ведра, пни, дома.
Уменьшительные и увеличительные формы слов: стульчик, платьице,
креслице, камушек, домище, волчище, хвостище.
Не нарушена ли структура длинных слов: электричество, милиционер,
конструктор, строительный материал.
Звукопроизношение
Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также
слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.
Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как
говорит.
Обучение грамоте.
К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты:
познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их; проводить звуковой
анализ слов; анализировать предложения (по словесному составу) и
составлять их из слов и букв азбуки (3-5 слов); читать по слогам и целыми
словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с
ним следует позаниматься дополнительно. Ребенок должен уметь делить
предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и
синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место
звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые
согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность
ребёнка к школе?
Предлагаем игры на кухне по развитию речи детей:
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в
названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор,
апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить
из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть
звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
7. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с
красными цветами. По вечерам…….
8. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора,
она….
Игры для развития связной речи:
Игра "Интервью"
Интервью- беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению
или в газете.
Репортер- тот, кто задает вопросы.
Респондент- тот, кто отвечает на вопросы.
Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите
детей что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и
обратным счетом. Затем распределяются роли. Обсуждаются возможные
темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы.
Возможные темы: обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной
книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры:1) родитель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у
родителя.
Игра "Картинки-загадки"
Сначала родители обыгрывают ситуацию между собой, а ребёнок наблюдает.
Затем ребёнок выбирается водящим, а родители садятся на стулья, они
должны отгадывать. На столе стоит большая коробка, в которой лежат
маленькие картинки с изображением различных предметов (можно
использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к коробке и берет одну из картинок. Не показывая ее
ребёнку (родителям), он описывает предмет, нарисованный на ней. Ребёнок
(родители) предлагает свою версию. Следующим водящим становится тот,
кто первый отгадал правильный ответ.