Консультация для родителей "Поговори со мною мама" | Ковальчук Валентина Александровна. Работа №301470
Автор: Ковальчук Валентина Александровна
Нужные советы для родителей "Поговори со мною мама" Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.Разговор с ребенком – это сбережение и укрепление контакта, эмоциональная потребность обеих сторон, жизненная необходимость. Родителям кажется, что они говорят с ребенком много. Однако именно общения с родителями малышу часто и недостает. С детьми нужно говорить, при этом обязательно выслушивать их ответы: ведь ребенок нуждается в собеседнике!
Рекомендации для родителей «Поговори со мною мама»
Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста. И мама - первая, кто передает опыт в непосредственном эмоциональном общении. Она разговаривает с малышом, используя разную интонацию в голосе. Когда ребенок общается с матерью, отцом или другими родственниками, он присваивает именно те жесты, мимику, манеру говорить, которые свойственны его семье. Хорошо, если в семье царят доброжелательность, любовь, искренняя забота друг о друге, взаимопомощь, тогда ребенок растет эмоционально защищенным, уверенным в себе, открытым и общительным. К сожалению, и довольно часто, бывает так, что в семье принят агрессивный и «сухой» стиль общения. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно.
Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не "съедать" слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.
Разговор с ребенком – это сбережение и укрепление контакта, эмоциональная потребность обеих сторон, жизненная необходимость. Родителям кажется, что они говорят с ребенком много. Однако именно общения с родителями малышу часто и недостает. С детьми нужно говорить, при этом обязательно выслушивать их ответы: ведь ребенок нуждается в собеседнике!
Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки. Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
Играйте, гуляйте с ребёнком тогда, когда вы действительно настроены общаться с ним. Время, проведённое с сыном или дочерью только по родительскому долгу, приносит мало радости обоим. Иногда родителям бывает трудно сообразить, о чём говорить с ребёнком, чем заняться с ним. Если вы уделите ему внимание искренне, то можете не волноваться, он сам за вас решит эту проблему.
Не ленитесь, – от этого зависит, насколько успешен будет ваш ребенок в будущем.
Недостаток внимания, отсутствие общения часто приводят к общему недоразвитию речи (ОНР, а впоследствии и к задержке психического развития (ЗПР). Также важно знать, что от степени сформированности устной речи зависит и становление письменной речи. В возрасте 5 лет у ребенка может быть выявлена предрасположенность к дислексии – нарушению чтения. В таком случае необходимо провести комплекс мероприятий по профилактике дислексии и дисграфии.
Исправлять ошибки гораздо труднее, чем каждый день заниматься с малышом. Лучше поиграть с ребенком днем и прочесть ему сказку на ночь, чем потом регулярно посещать логопеда. По сути, ежедневные занятия – это основная профилактика речевых нарушений.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес.
Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребёнку. Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки». Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, «Чудесный мешочек»: в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.). Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.
«Что из чего сделано?»: взрослый говорит ребёнку: «В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла (стеклянная, мяч из резины (резиновый)» и т. д.
«Правильно ли я сказал?» Взрослый говорит ребёнку: «Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц». Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.
«Скажи наоборот»: взрослый говорит: «Я вижу высокое дерево», а ребёнок должен сказать наоборот: «Я вижу низкое дерево». «У меня мало игрушек» («У меня много игрушек») и т. д.
Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать, используя в речи разные потешки, пословицы, поговорки, загадки. Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать - руку протянешь». Если ребёнок выполняет поручение без желания или отказывается, следует сказать: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда», «Делу – время, потехе – час».
В настоящее время проблема общения и взаимодействия родителей и ребенка – одна из ведущих и очень важных в современном обществе.
Таким образом, какие же эффективные советы можно дать родителям?
– Общайтесь с малышом, озвучивайте все, что происходит вокруг, называйте предметы, явления, которые окружают ребенка.
– Начните читать книжки как можно раньше. Можно даже с рождения. Выбирайте книги, подходящие ребенку по возрасту, с качественными текстами и картинками. В приоритете остаются детские народные сказки.
– Играйте с малышом – это способствует успешному речевому развитию. Особое внимание уделите мелкой моторике: развитие мелких движений рук напрямую связано с развитием подвижности артикуляционного аппарата. А впоследствии это поможет ребёнку легче овладеть письмом.
– Учите стихи с большим количеством жестов и движений.
– Разговаривайте с ребенком заботливым, спокойным тоном.
– Говорите не быстро и четко. Ваша речь – образец для малыша.
Общение и развивающие игры – это основа для успешного развития вашего ребенка. Получайте удовольствие от общения и игры!