Консультация для родителей "Профилактика задержки речевого развития" | Микрюкова Екатерина Дмитриевна. Работа №335584
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Вывод: Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников.
·
·
·
Внимание, уважаемые родители!!!
«Задержка речевого развития»
Исполнитель:
Микрюкова Екатерина Дмитриевна,
студентка 210 группы
специальности 44.02.04
Специальное дошкольное образование
Преподаватель:
Л.В. Зыкина
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины задержки речевого развития:
Н
аличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции (поражение головного мозга)
;
В
нутриутробная гипоксия и асфиксия в родах
;
Р
одовые травмы;
В
нутриутробные инфекции;
Н
е
доношенность или
переношенность
;
Череп
но
-
мозговая
травма
;
Г
ипотрофи
я;
Н
еона
тальные менингиты и энцефалиты;
Ч
астые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребен
ка, поствакцинальные осложнения;
Тугоухость
у ребенка
Наследственная
предраспрложенность
(
если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет
зрр
);
Неблагоприятная
микросоциальная
среда;
Гиперопека
.
Признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза:
М
алая активность
гуления
и лепета, беззв
учность, однотипные вокализации (пение на одних гласных звуков)
;
О
тсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года
;
Н
еактивные попытки повторения чужих слов (
эхолалии
) у ребенка в возрасте 1,5 лет
;
Н
евозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
;
О
тсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет
;
Н
еспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
;
П
олное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
;
П
реимущественное использование ребенком неречевых средств ком
муникации (мимики, жестов) и др.
Основные рекомендации:
Проконсультироваться у группы
специалистов
:
педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога.
Организация благоприятной речевой среды
: говорить с ребенком правильно и четко, проговаривать свои действия, читать художественную литературу
, также старайтесь соблюдать распорядок дня.
Стимул
яция речевого развития ребенка: разговаривайте с ребенком, задавайте ему вопросы, спрашивайте, как он провел время в детском саду, подбирайте речевой
м
атериала, показывайте образцы
правильной речи,
проговаривайте и просите проговорить ребенка все его действия
.
Н
еобходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов.
Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной
деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность
.
Вывод: Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников.