Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 01.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для родителей "Ранняя профориентация дошкольников" | Матвеева Жанна Алексеевна. Работа №333841

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям   В консультации дано определение профессиональной ориентации. Значение, цели ранней профориентации для дошкольников. Представлены приемы и методы развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста в детском саду.Так же даны советы родителям для создания условий в семье, способствующих формированию интересов детей к выбору будущей прорфессии.

Сегодня мы собрались с Вами, чтобы обсудить тему «профориентации в дошкольном возрасте».  Тема выбрана не случайно. Возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Процессом формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса  воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.

Принято считать, что основным периодом выбора профессии является подростковый возраст. Однако первое знакомство с миром профессий происходит еще в дошкольном детстве.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. 

Цель ранней профессиональной ориентации дошкольников заключается в понимании детьми значимости и важности труда, уважении к чужому труду и готовности трудиться самим.

    В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включает совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с существующими различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

     Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

В практической работе с детьми, мы, воспитатели используем,  разнообразные  методы, которые способствуют формированию у дошкольников правильному отношению к труду и разным профессиям .

Среди них:

Наглядные методы работы относятся:

дидактические пособия;

просмотр видео;

экскурсии, виртуальные экскурсии;

наблюдение за работой взрослых из близкого окружения (младший воспитатель, медсестра, дворник и т.д.)

рассматривание  плакатов, картин, иллюстраций, фотографий, рисунков;

2. Словесные, которые включают:

художественное слово;

рассказ воспитателя;

беседы;

проблемные ситуации.

3. Практические :

трудовые поручения (дежурство по группе, помощь в накрытии стола и т.д.);

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций;

игровые обучающие ситуации;

сюжетно-ролевые игры.

4. Игровые, к которым относятся:

дидактические игры;

игровые упражнения;

сюжетно-ролевые игры

игры с правилами

словесные игры

Работа по ранней профориентации дошкольников в нашем детском саду осуществлена через совместную деятельность как педагога с детьми, так и самостоятельную деятельность детей (это продуктивная и игровая деятельность).

Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагоги проводят развивающие занятия в рамках НОД. Основные задачи эти занятий:

Основные задачи эти занятий:

развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);

знакомство детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);

закрепление умения детей выражать в игровой и продуктивной 

 

деятельности свои впечатления;

стимулирование развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

формирование у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд.

помощь детям в понимании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии. 

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущий вид деятельности дошкольника, но и средство для решения поставленных задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Так как в ходе сюжетно-ролевой игры начинают формироваться определенные отношения к людям, к деятельности взрослого, к профессиям. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками или взрослыми дети обмениваются новыми знаниями, учатся договариваться друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы: свою речь, обогащая словарь, развивают произвольное внимание, воображение, восприятие. Сюжетно-ролевая игра охватывает все образовательные области дошкольного образования.

В процессе сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в мир профессий. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое.

Так же важную роль в процессе ознакомления детей с профессиями и трудом людей отводится семье. Родители могут рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу. Рассказать, кем работают родители, бабушка и дедушка и т.д. Объясните суть своей профессии, ее важность в жизни человека. Можно показать картинки или фотографии с места работы.

 Родителям стоит совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

Во время прогулки поговорите с ребенком о профессиях людей, которые он часто встречает. Например: дворник, продавец, кассир, врач, строитель и т.д. Расскажите об увиденном. Спросите, на что он обратил внимание и что больше всего его привлекло.

Полезными будут не только наблюдения и рассматривание, но и чтение литературы (художественной и энциклопедий), беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах-помощниках человека.

В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки. Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы, рассказы.

В дошкольном возрасте дети часто проявляют интерес к различным предметам, которые их окружают. Особый интерес вызывает то, из чего они сделаны. Рассказывая о том, как и из чего сделан предмет, можно упомянуть профессию человека, который его производит.

Можно провести дома фотовыставку профессий: попросите своих родственников, знакомых сфотографироваться на своих рабочих местах. Фотографии можно распечатать или просмотреть на компьютере. Рассказывая ребенку о профессиях, не стоит давать негативную оценку тому или иному виду труда, вызывая у ребенка неприятие.

Пополнить свои знания о профессиях ребенок может, посмотрев познавательные мультфильмы, обучающие видеоролики, интервью с разными специалистами, репортажи с их места работы, совместные экскурсии.

После того, как ребенок получит представление о нескольких профессиях, можно закрепить полученные знания в различных играх.

Таким образом, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи заключается в уважении личности ребенка, бережном отношение к его интересам, помощи, поддержке. Все это позволит добиться хороших результатов в ранней профессиональной ориентации дошкольников .

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×