Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для родителей «Развитие речи библиотеки книгами с русскими народными сказками" | Батурина Инна Владимировна . Работа №347351

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Консультация для родителей

«Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших

дошкольников».

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

выражение

знакомо

каждому

человеку

с

детства.

Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих

взаимоотношений, с окружающим миром.

Что такое   СКАЗКА?

В словаре Даля сказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже

несбыточная повесть, сказание.

Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, яркое,

интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый

Русская сказка – популярный и любимый жанр фольклора, потому что в

ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и

присутствует поэзия, открываются человеческие чувства и взаимоотношения:

справедливость,

приобщение

к русской

культуре,

мудрому народному опыту, родному языку.

С какими же сказками нужно знакомить детей дошкольного возраста ?

Сказки о животных - в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они

разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.

Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает

повадки, высмеивает пороки.

Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства,

превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о

поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных

Бытовые сказки – сказки, об обыденной жизни, в них добру, честности,

благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

Каково же значение русских народных сказок ?

Автор статьи:
Батурина И.В
Консультация для родителей
Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сосказкиначинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений, с окружающим миром.
Что такоеСКАЗКА?
В словаре Далясказка – вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть,сказание.
Сказка – вымысел, произведениенародной фантазии, складное, яркое, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл.
Русская сказка– популярный и любимый жанр фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, но и присутствует поэзия, открываются человеческие чувства ивзаимоотношения: доброта, справедливость, приобщение крусской культуре, к мудромународному опыту, родному языку.
С какими жесказками нужно знакомить детей дошкольного возраста?
Сказки о животных - в этихсказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся.
Изображая животных,сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.
Волшебныесказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета такихсказокнаходится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесныхсредствили волшебных помощников.
Бытовыесказки – сказки, об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.
Каково же значениерусских народных сказок?
Сказкивводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.
Сказкаучит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют наразвитие связной, логичнойречи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.
Сказка может развитьи подкорректировать самые разнообразные черты характера и аспекты личности и поведения ребенка.
Какие же уроки жизни даетсказка?
Сказка учит, что мир делится на хороших и плохих;
Сказкаформирует образ положительного героя;
Сказкаучит не бояться трудностей;
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей;
Сказкаучит не судить о людях по внешнему виду;
Сказка учит, что хорошее дело не с первой попытки получается;
Сказкаучит любви к родителям;
Сказка учит патриотизму;
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль;
Сказка учит, что добро всегда побеждает зло.
Почему именносказкуможно использовать дляразвития связной речи дошкольников?
Сказки динамичны, напевны. Быстротаразвертываниясобытий в них великолепно сочетается с повторностью. Языксказокотличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнитьсказку.
Творческое преобразованиесказки как средство развития связной речи.
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот методразвивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей.
Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.
2. Коллаж изсказок.
Еслисказки знакомы, можно обойтисьиллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Ребёнку лучше преподносить этот метод в игровой ситуации.
Например: в книге сосказкамиперепутались все страницы. Что же произошло с героямисказок?
3. Перевираниесказки.
Метод используется, когдасказкахорошо знакома ребёнку.
Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Ребёнокпоправляет: Нет, не Желтая!Взрослый: Да-да, конечно, я забыл(а)! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т. д.
4. Изменение ситуации в знакомыхсказках.
Методом проб, ошибок и рассуждений позволяет двигаться к возможным ответам, приучая ребёнка постепенно менять ситуации всказках.
Например:Гуси-лебеди. На пути девочке встречается Волк.Волк и семеро козлят- Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.
5.Сказка по-новому.
Этот метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого беретсястарая сказка, но ребёнку предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.
6. Эксперименты всказках.
Этот метод помогает ребёнку не только вразвитии речии творческого мышления, но и вразвитии чувств.
Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить ребёнку придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и её дочери.
7.Сказки от превращений.
Метод помогает ребёнку в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка уже начало фантазии и сочинительства.
Например: Началосказки: как хорошо летать над цветами и видеть всё сверху. Но однажды…
8. Спасательные ситуации изсказок.
Взрослый, используя этот метод, специально придумывает экстремальные ситуации, требующие различных вариантов,спасательныхрешений.
Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствуетразвитию связной речи.
9. Закончисказку.
Метод позволяетразвиватьумение логически завершать какой-либорассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Интересные методы чтения сказок.
Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
1. чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
2. чтение в сочетании с музыкой.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
1. чтение и рассказывание с игрушками (например: повторное рассказывание сказки Три медведя сопровождается показом игрушек и действий с ними);
2. настольный театр (картонный или фанерный, например: по сказке Волк и семеро козлят, Гуси-лебеди, Теремок);
3. кукольный и теневой театр;
4. диафильмы и диапозитивы.
Русские народныесказки - волшебные, полны чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не толькоразвлекают и радуют ребёнка, но и закладывают основы нравственности.
Огромное значение имеет сказка для воспитания и развития ребенка. Через сказку малыш получает опыт старшего поколения. Она способствует расширению восприятия мира ребёнком, обогащает духовно, дает знания о жизни и ее законах,способствует развитию фантазии и закладывает творческое начало. Воображение помогает ему входить в роли персонажей из сказки, проживать будто на собственном опыте сюжеты реалий сказки, что делает его мышление более гибким и развивает интуитивное восприятие мира. Выводы, сделанные после прочтения сказки можно назвать первыми жизненными знаниями, опытом. Сказочный язык понятен и любим детьми любого возраста, это их стихия.
Планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи.Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, посколькураскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Таким образом, работу надсвязнойречью ребёнка с использованиемрусских народных сказокнеобходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:
расширить словарный запас;
использовать вречи языковые средства выразительности;
речи становится осмысленной, логически выстроенной,связной, эмоциональной, образной.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×