Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка" | Светлана Владимировна Савельева. Работа №325235
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.
Консультация для родителей
«Развиваем речь ребенка»
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего слышать речь родителей.
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.
Большое влияние на развитие речи оказывает общение детей между собой, особенно старших с младшими. Такое взаимообщение начинает положительно влиять на развитие речи детей младшего возраста с того периода, когда они научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки и слова.
Какова же роль родителей в развитии речи детей?
Ваш малыш хорошо развивается, вовремя начал сидеть, ходить. Он здоров и весел, явно понимает, о чём говорят окружающие, хорошо ориентируется в привычной ситуации, и всё-таки он не разговаривает. Многие мамы начинают беспокоиться, сравнивая своих «молчунов» с бойко говорящими сверстниками стоит ли волноваться или ещё немного подождать?
Вполне вероятно если в период от 1,5 до 2 лет ребёнок хорошо развивается в других направлениях, возможно, его энергия уходит именно на это, а не на речевое развитие. Скорее всего, это допустимый вариант нормы. Но если после двух лет малыш не заговорил, надо понять причину и помочь ребёнку. Остановимся на советах, которые помогут вам, родители.
1. Проверьте слух ребёнка
Если есть малейшие подозрения, что у ребёнка проблемы со слухом (слишком близко подходит к источнику звука, не сразу реагирует на обращённую к нему речь), не откладывайте в долгий ящик посещение поликлиники.
2. Разговаривайте с ребёнком больше и чаще комментируйте все свои и его действия, обсуждайте всё, что происходит вокруг, задавайте малышу как можно больше вопросов и внимательно «выслушивайте его ответы», даже если они выражены не словами. Отвечайте за него, используя простые короткие фразы, состоящие из повторяющихся ключевых слов. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, произносить усечённые слова (бибика, ляля), нельзя сюсюкать
3. Обратите внимание на строение артикуляционного аппарата
Отклонение в развитии зубов, неправильный прикус-повод обратиться к специалистам, чтобы вовремя выявить патологию зубочелюстной системы и предупредить дефекты речи.
4. Избавьтесь от лишней словоохотливости
Излишняя словоохотливость взрослых может быть причиной отставания в развитии речи ребёнка. Среди обилия не понятных слов, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. С малышом надо говорить не спеша, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка.
5. Развивайте мелкую моторику ребёнка
Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи. Активное формирование речи начинается, когда движение пальцев рук ребёнка достигает достаточной точности и силы.
6. Давайте детям речевые задания
Более простые из них- это задания повторить слово или произнести какой-нибудь отдельный звук, когда взрослый учить произносить слово правильно. Более сложные - когда ребёнка просят: «Пойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, мою шапочку»
7. Читайте книжки ребёнку, рассматривайте картинки
Уже в раннем возрасте ребёнку нравится слушать рассказы стихи сказки. Он учится понимать речь- рассказ, содержание которых в настоящий момент нет перед глазами. Ребёнок получает возможность познавать действительность через слова. Используйте для рассматривания предметные и сюжетные картинки. Малыш с помощью взрослого, отвечая на его вопросы, учится последовательно, связно рассказывать, что является предпосылкой связной речи.
Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчетливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем.
Недопустимо, когда ребенок в 5, 6 и даже в 7 лет не может поддерживать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки.
От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужденное общения ребенка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребенка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.
Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой. Если Вы будете тратить всего несколько минут в день на эти игры, то окажете неоценимую помощь своему ребенку.
1.Игра «Слова-друзья». Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустная девочка и спросите: «Как можно назвать эту девочку по-другому? Печальная, невеселая, огорченная.
2. Игра «Скажи наоборот». Например: «Сахар сладкий, а лимон – кислый», «Днем светло, а ночью - …». Нельзя допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (неглубоко вместо мелко).
3. Игра «Какой, какая, какое?». Способствует расширению словаря прилагательных. Например, ребенок должен сказать, какой может быть цветок (красивый, душистый, яркий, садовый).
4. Игра «Назови одним словом». Научите ребенка подбирать обобщающие существительные к словам, обозначающим однородные предметы или явления. «Назови, что (кто) это». Назовите какой-нибудь предмет и предложите малышу подобрать обобщающее слово. «Огурец», — говорите вы. «Овощ», — отвечает ребенок, «Куртка» (Одежда), «Кузнечик» (Насекомое) и т.д.
5. Игра «Угадай, что это?». Нужно угадать предмет по описанию. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке (Помидор). При описании предмета ребенок должен указывать те основные, характерные качества, по которым безошибочно можно догадаться, о чем идет речь.
6. Игра «Маленький и большой». Назовите предмет, например, дом, а затем спросите ребенка, как можно сказать о большом доме у великана (домище), о маленьком у гномика (домик, домишко).
7. Игра «Образуй сложное слово». Требуется из двух слов образовать одно: «У зайца длинные уши. Значит, заяц какой? (Длинноухий.) Сначала дайте образец образования таких слов, а затем предложите это сделать ребенку самостоятельно. Все задания, которые выполняют дети, не должны пройти бесследно. Новые слова, эпитеты, сравнения дети
К 6-7 годам дети, как правило, успешно овладевают грамматическим строем языка. Но, тем не менее, ошибки в речи еще встречаются. Для формирования грамматически правильной речи можно предложить следующие игры:
1. «Назови, чего много». Дети неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: яблоков вместо яблок, ух, вместо ушей. Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, у папе, в лесе вместо у мамы, у папы, в лесу. При неправильном употреблении существительных множественного числа в родительном падеже поупражняйте ребенка следующим образом. Произносите фразу: «У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: «У меня много груш».
2. «Исправь предложение». Предложите ребенку составить предложение из нескольких слов: дупле, сидит, белка, в. Ребенок составляет предложение: Белка сидит в дупле. Постепенно можно усложнять задание.
3. «Сосчитай». Предложить ребенку сосчитать предметы, согласуя их с числительными, от одного до десяти и обратно: 1 машина, 2 машины… и т.д.; по разным темам: овощи, фрукты, игрушки, домашние и дикие животные и др.
4. «Жадина». Взрослый напоминает ребенку, что все «слова-предметы» бывают или «слова – мальчики», о которых мы говорим он мой, или «слова – девочки», о которых мы говорим она моя, или «слова – солнышки», о которых мы говорим оно мое. Например: мой сарафан, моя шуба, мои брюки и т.д.