Консультация для родителей "Речевые игры для детей 4-5 лет" | Елена Надвидовна Бамбышева. Работа №343233
Консультация для родителей по теме "речевые игры для детей 4-5 лет". Развитие речи - показатель развития ребенка. Речь - она не постоянна и для его развития необходима помощь родителей. Но из-за постоянной нехватки времени родители не занимаются с детьми. Предлагаемые игры не требуют специальной педагогической подготовки. ими можно играть вместе с ребенком по дороге в детский сад, во время путешествия на машине, т.д.
Консультация для родителей.
Речевые игры для детей 4-5 лет.
Речь эта не врожденная способность человека. Она формируется у ребенка постепенно и зависит от многих факторов, например от речевой среды. Поэтому для овладения грамотной речью важна роль семьи.
Разговаривайте с ними, читайте детям книги, учите стихи и песенки, играйте в речевые (словесные) игры. В этих играх нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, идя в магазин, на даче, перед сном и т.д.
«Отгадай слово».
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).
Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус), и т.д.
«Назови ласково».
Взрослый называет предмет, а ребёнок этот предмет должен назвать ласково. Например, кошка – кошечка, чашка – чашечка и т.д.
«Один – много».
Например, сорока – сороки, берёза - берёзы, машина –машины и т.д.
«Что бывает?».
Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Красный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
«Общие слова».
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: сосна, берёза, клён – это…
«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех - …, лето - …, день - …, холод - …, север - … и т.п.
Глаголы: пришёл - …, нырнул - …
Прилагательные: широкий - …, маленький - …, богатый -… и т.п.
Наречия: далеко -…, высоко - …
«Назови, какой…».
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
«Кто или что может это делать?».
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д. Подберите слова к глаголам: стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
«Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.)
Добавь одно слово, которое подходит к двум словам. Мама, сын (дочь) – что делают? Летит, клюет – кто? Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто? Кошка, собака – что делают? Льется, журчит – что? Шумит, дует – что? Дождь, снег – что делают?
«А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов). Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).
«Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове).
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова. Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...
«Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным).
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подбирать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…).
«Подружи слова» (образование сложных слов).
Например: листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и т.д.