Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация для родителей Тема: «Подготовка руки к письму» | Татьяна Иванована Федько. Работа №340382

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 43 «Эрудит» города Ставрополя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Тема: «Подготовка руки к письму»

 

 

 

 

 

 

 

Составил:

учитель-логопед

Федько Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

Тема: «Подготовка руки к письму»

Почти все родители хотят научить своих маленьких детей читать и писать. Отсутствие навыков чтения и письма — это серьезный тормоз для обучения в школе. Ребенок начинает отставать на учебных занятиях, что приводит к низким оценкам, потере интереса к учению. Родители, беспокоясь о будущем своего ребенка, начинают знакомить его с буквами, учить срисовывать их с напечатанных. При этом одни родители (самые беспокойные) считают, что надо как можно раньше начать обучение грамоте, другие придерживаются мнения, что лучше это делать за год до поступления в школу. Подготовка ребенка- дошкольника к письму считается одним из сложнейших этапов. Связано это с тем, что у детей с большим трудом формируется механизм письма.

При обучении письму особенно важно не только овладение отдельными элементами и умениями, сколько формирование всего комплекса готовности ребенка письму: сочетание темпа и ритма речи с движением глаза и руки. Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стишков - потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построены на диалогах.

Ребенку можно предложить следующие упражнения, развивающие пальцы рук. Взрослый говорит: «Поиграем пальчиками - сожми пальчики в кулачки, разожми пальчики. Еще раз!». Это упражнение условно можно назвать «Сожми - открой». При этом ладошки повернуты вверх или друг к другу.

А вот пример со словесным сопровождением.

Назовем его «Падают листья». Взрослый и ребенок плавно опускают руки сверху вниз со словами:

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Аналогично выполняется упражнение «Дождик капает». При этом руки могут выполнять более резкие, отрывистые движения.

Дождик капает, Дождик капает, Вниз, вниз, вниз.

Количество и разнообразие упражнений зависит от вашей фантазии. Но самое трудное упражнение «Мои пальчики». Когда вы увидите, что со всеми упражнениями ребенок справился (повторить их не менее 3-5 раз каждое), предложите поиграть в игру «Мои пальчики»: Взрослый просит ребенка сжать пальцы в кулачки (что ребенок уже умеет делать) и со словами: «Это пальчик - дедушка» - отжать большой палец. «Этот пальчик - бабушка» - отжать указательный пальчик. «Этот пальчик - папочка» - средний. «Этот пальчик - мамочка» - безымянный. «Этот пальчик - деточка» - мизинец.

Обязательно похвалите ребенка за выполненное задание.

Затем можно проводить более сложные упражнения, как, например, упражнение «Два маленьких дрозда». Со словами: «На ветке сидят два маленьких дрозда - Пит и Поль» - ребенок сжимает руки в кулачки, большой палец поднят вверх. Говоря: «Улетай Пит! Улетай Поль!», малыш то прячет пальцы, то вновь их показывают.

Было бы замечательно показать ребенку «Театр теней». Тогда образцы разыгрываемого сюжета «оживают», и ребенок с удовольствием следит за их движениями, старается повторить.

Игра «Улей» посложнее и требует определенного умения управлять своими руками. Взрослый объясняет, что кулачки — это домики для пчел, ульи и там живут пчелы. Пчелы решили лететь собирать нектар. Они вылетают по одной: сначала маленькая пчелка (мизинец отжимается), потом побольше (безымянный палец расправляется), еще больше (средний палец); большая (указательный палец); самая - большая (большой палец).

Позднее можно познакомить ребенка с упражнением «Яблонька». Ребенок произносит стишок и сопровождает его определенными движениями рук.

У дороги яблонька стоит. (Руки сплетены над головой)

На веточке яблочко висит. (Запястья сложены вместе, ладони слегка разведены, пальцы немного сжаты)

Сильно ветку я потряс. (Руки сплетены над головой и движутся вперед и назад)

Вот и яблочко у нас. (Руки вытянуты вперед, запястья как бы соединены, пальцы как бы держат яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь. (Запястья соединены, ладони слегка соединены: едим яблочко)

Ой, какой приятный вкус. (Поглаживание ладошкой по животу)

А вот игра «Бабочка». Ребенок изображает летящую бабочку. Руки подняты над головой, кисти рук соединены наружной стороной друг к другу, а пальцы свободно машут, имитируя крылья бабочки. Бабочка села отдохнуть на цветок - руки вытянуты вперед, ладони сложены наружной стороной друг к другу. Как правило, у ребенка не потеряется интерес к игре, даже если движение не получается.

Выполняя упражнение, «Волна», ребенок произносит стихотворение:

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой, Везет, везет подарки, Подарки нам с тобой.

Произнося стихотворение, малыш ритмично двигает сплетенными кистями рук перед собой, имитируя движение волны.

Для подготовки к обучению письму предлагается определенный набор упражнений, направленный на формирование некоторых графических умений.

В процессе обучения необходимо использовать мягкий пишущий инструмент, например, фломастер с толстым стержнем. Можно попробовать работать кисточкой с какой-нибудь одноцветной краской или чернилами. На листе бумаги для рисования, положенном горизонтально, должно умещаться не более двух строчек, а в начале обучения - одна. Желательно иметь доску. Трудно представить себе обучение письму, не имея возможности наглядно представить материал на доске.

Игра «Стрельба по мишеням» предназначена для обучения проводить прямые горизонтальные и наклонные линии.

Прежде всего, выясните, знает ли ребенок, что такое мишень. Объясните, что для точного попадания в цель пуля (или стрела) должна лететь прямо, не отклоняясь в сторону. Чтобы попасть с цель, надо хорошо прицелиться. Играют вдвоем на доске или на листе бумаги. Слева проводят вертикальную линию - «огневой рубеж», а справа - наклонную - «линия мишеней». На этой линии размещается 5-7 мишеней. Объясните ребенку, что можно стрелять в более близкую мишень, что легче, а можно в более удаленную, но это труднее. Один из играющих должен наметить «огневую точку» (поставить руку с мелом или фломастером на выбранной мишени) и, не прикасаясь к доске (листу), вести ее строго горизонтально до пересечения с «огневым рубежом», на котором надо отметить точку, из которой надо будет произвести выстрел. Второй играющий стрелок должен точным, быстрым движением провести горизонтальную линию от «огневой точки» к мишени. Движение может получиться не сразу. Если выстрел неудачен, разберитесь почему. Может быть, «огневая точка» намечена неверно, а возможно и сам стрелок промахнулся.

 

Игра «Рыбная ловля» поможет научить детей точно проводить наклонные вертикальные линии. Играть можно вдвоем на доске или на листе бумаги. Рыболову надо дать удочку - провести от нее наклонную так, чтобы ее конец оказался точно над выбранной рыбкой. от конца удочки надо опустить леску - она падает всегда прямо, точно вниз. Если линии проведены точно, рыбка попадается на крючок. Выигрывает тот, кто больше поймает рыбок.

Следующее упражнение можно назвать «графическим диктантом». Его лучше выполнять на настенной доске. Нарисуйте на доске мелом простой узор, состоящий из чередующихся элементов, например: кружок, ромбик, кружок; крестик, квадрат, крестик и т. д. Дайте ребенку мокрую тряпочку и попросите обвести узор как пишущим инструментом, одновременно проговаривая каждое движение. Например: «стираю крестик, стираю кружок, стираю крестик ...». Слова должны совпадать по ритму с движением руки и отражать смысл действия.

 «Графический диктант» развивает внимание, формирует связь между движениями руки и артикуляции, необходимую при письме.

В период подготовки к письму можно использовать ряд графических упражнений. Они представляют собой различные росчерки от простых к более сложным. Простейший росчерк петельный. Его можно писать как горизонтально, так и в вертикальном направлении.

                    

 

Выполнение графического упражнения должно сопровождаться словами.

Желательно, чтобы они отражали движение, которое совершает рука, или тот образ, который рождает это движение. Например: «От себя - к себе, слева - направо, сверху - вниз, с горки - на горку». Побуждайте ребенка придумывать подобные приговорки самостоятельно.

На первом этапе работы напишите росчерк на доске, приговаривая соответствующие слова. Спросите у ребенка, на что, по его мнению, он похож. Дайте малышу возможность пофантазировать. Когда он начинает работать с росчерками, основное внимание надо обращать не на то, чтобы выходило красиво, а на то, чтобы движение руки было свободным и легким.

Затем можно предложить двойной петельный росчерк, который называется «дорога». Когда дорога построена, по ней можно бегать: уголком тряпки быстро и ловко вести линию посередине полоски, образованной двумя росчерками. Например: росчерк «волна». Его можно писать, приговаривая: «по морям - по волнам ...» или «поднимается волна и падает ...».

 

Затем можно пробовать писать и более сложные росчерки: овалы, полуовалы.

 

Овал пишется быстрым, легким движением руки. Ребенку будет весело заниматься, если вы сравните его руку с акробатиками, кувыркающимся в цирке. Начало овала (соединительная линия, идущая слева-снизу) акробатик вышел на арену. Затем рука движется резко вниз, описывает овал - «кувырок». Последняя деталь «соединительная линия снизу-направо-вверх-влево» -акробатик вскочил на ноги. Овал можно писать, произнося по слогам слово «ку-вы-рок» или «и- раз». Полуовал можно писать как в правую, так и в левую сторону, приговаривая «и-раз». Росчерки можно писать на чистом нелинованном листе или доске, а можно специально для работы приготовить строчку, провести две горизонтальные линии на некотором расстоянии друг от друга (для работы на листе 2-3 см, на настольной доске- 5-7 см, на настенной доске более 20 см). Сначала сами изготовьте образец строчки для своих росчерков. Проводя линии, не пользуйтесь линейкой и карандашом, используйте тот же мягкий инструмент, каким пишите от руки. Ребенку это сделать будет не сложно, так как он уже познакомился с горизонтальными линиями, стреляя по мишеням.

В работе по формированию тонких движений пальцев рук, очень полезны такие виды деятельности, как собирание мелких предметов, застегивание пуговиц, шнуровка, штриховка, игры с мозаикой, обведение по контуру, раскрашивание и рисование, вязание, наматывание ниток на клубок или катушку и т. д.

Если ребенок к семи годам научится управлять своими руками и пальцами, владеть пишущим инструментом' и приобретет некоторые графические умения, этого будет вполне достаточно для дальнейшего обучения письму в школе.

":':'.

Прикрепленные файлы:
5cd035b0f95f34122985508d2c32785e.docx
Пожалуйста, подождите.
x
×