Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев" | Наталья Сергеевна Катаева. Работа №313936
В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие таких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Чем выше двигательная активность пальцев ребёнка, тем лучше развивается его речь. У человека существует не только зрительная и слуховая память, которая помогает запоминать, потрогав что-либо движением. Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.
Консультация для родителей
«Ум на кончиках пальцев»
В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие таких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Чем выше двигательная активность пальцев ребёнка, тем лучше развивается его речь. У человека существует не только зрительная и слуховая память, которая помогает запоминать, потрогав что-либо движением. Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.
Английский психолог Д.Селли и психиатр В.М.Бехтерев придавали очень большое значение «созидательной работе руки» для развития мышления и речи детей. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Развитие функций речи и руки идёт параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: всё последующее совершенствование речевых реакций в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. В левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной – сенсорная речевая зона.
Если ребёнок проводит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно, в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии.
Эти исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
В литературе имеется описание приёмов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо, чтобы не только воспитатели и логопед играли в пальчиковые игры, а и родители каждый день по 5-10 минут проводили игры и массаж пальцев.
Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Пальчиковые игры выбираются такие, чтобы в них содержалось большее количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.
Постоянное использование пальчиковых игр позволяет:
Регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.
Совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью.
Обеспечить будущим школьникам усвоение навыков письма.
В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на желудок, среднего – на кишечник. Безымянного – на печень, мизинца – на сердце.
Рекомендации родителям:
Играйте с детьми в пальчиковые игры
Приобретите кольца –
массажёры
для пальцев
Домашняя игротека
В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры.
«Забей мяч в ворота»
Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола – «ворота». Нужно прокатить шарик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоём, тогда взрослый и ребёнок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.
«Поможем Золушке»
Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными в ней гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, квадратиками и кружками и пр. Работая, двумя руками, ребёнок должен разделить «смесь» на две части.
«Разорви лист по линиям»
Лист бумаги произвольно расчерчивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
«Шаловливый котёнок»
Заранее разматывается клубок ниток. Малыш должен сначала правой, а потом левой рукой смотать клубок.