Консультация для учителя по формированию вычислительных навыков на уроках. | Рузана Ильдаровна Чернышова. Работа №291629
Автор: Рузана Ильдаровна Чернышова
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Математика - одна из самых важнейших наук на земле. Человек встречается с математикой каждый день, повсюду. Именно поэтому учителю необходимо развивать интерес к данной науке. Считаю, что если ребенок владеет вычислительными навыками, то ему легче усвоить более трудоемкий и трудозатратный материал. Развитие вычислительных навыков - один из способов привить интерес к математике. Развивать и поддерживать эти навыки необходимо с начальных классов и до самого выпуска обучающегося из школы во взрослую жизнь.
Консультативная помощь учителю
по формированию вычислительных навыков на уроках математики.
Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой. Но чтобы ребенок быстро считал, выполнял простейшие преобразования, необходимо время для их отработки. Каждому учителю необходимо выделять на уроке 5-7 минут для устного счета. Необязательно это делать в начале урока. Это может быть и в середине урока, и в конце урока, при актуализации материала или закреплении изученного, а может при подведении итога урока. Устные упражнения должны применяться также во всех подходящих случаях не только на небольших числах, но также и на больших, но удобных для устного счета. Задача учителя состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуации, в которых ученик стремится производить в уме арифметические действия.
Именно в 5-6 классах закладываются основы обучения математике наших воспитанников. Не научим детей считать в этот период, в дальнейшем они будут испытывать трудности.
Порой учителю математики, работая в среднем звене, приходится «наверстывать» пробелы у некоторых учащихся, которые появились еще в начальных классах. Знание таблицы умножения, владение навыками умножения и деления многозначных чисел является фундаментом для нас, учителей, работающих в среднем и старшем звене. В 7-9 классах формируем навыки вычисления степени числа, извлечения из квадратного корня, навыки решения линейных, квадратных иррациональных уравнений и т.д. Ребятам необходимо запоминать формулы сокращенного умножения, свойств степени, квадратного корня, формулы вычисления площадей многоугольников и многое другое. При этом у детей должна быть развита память. Так устные вычисления необходимы в развитии памяти каждому человеку. Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений. Эта работа должна быть в системе, из урока в урок, из года в год, тогда мы получим успешного выпускника. Ребенок на выходе из школы после 9 или 11 класса будет чувствовать себя на экзамене уверенно.
Приведу небольшой пример из своего арсенала упражнений для развития вычислительных навыков.
«Беглый устный счет»
На доске или экране примеры на все действия с обыкновенными и десятичными дробями. В 5- 6 классе всегда включаю пример на таблицу умножению, чтобы у «слабых» детей таблица умножения не забывалась. Для некоторых детей это надо делать вплоть до 9 класса. Такие же примеры составляю в 7-9 классах, еще добавляю по ходу изучения тем, степени числа, примеры на свойства квадратного корня и т.д.
«Выбери лишнее»
Из ряда обыкновенных дробей лишнее – десятичная дробь, выбрать дроби, приводимые к десятичным, из ряда рациональных чисел выбрать только целые числа, задание на признаки делимости на 2, 3, 5, 10 и т.д. В 8-х классах даю задание при изучении квадратных уравнений выбрать уравнение с одним корнем, двумя или не имеет корни.
«Назови соседей»
При изучении целых чисел назовите 5 соседей справа, слева числа -3. Числа должны быть целые. Можно усложнять задание, четные или делятся на 3 и т.д. Для 8 и 9 класса назови соседей из множества целых чисел для числа и т.д. Здесь можно придумать массу своих вариантов.
«Эстафета»
Очень хорошая идея проводить эстафету между рядами. Количество парт должно быть одинаковое, чтобы все было справедливо, ребята работают в парах. При такой игре воспитывается дух соперничества , взаимопомощи. Можно дать короткие примеры по темам действия с дробями. Первая парта решает первый пример, передает второй парте, вторая парта проверяет решение первого примера, решает свой , передает 3-ей и т.д. В 8 классе проводила такую эстафету на решение квадратного уравнения: 1- выписывали коэффициенты a, b,c, 2- записывала формулу дискриминанта, 3- вычисляла дискриминат, 4- записывала формулу корней, 5- вычисляла корни и т.д. Для таких работ старайтесь, чтобы выполнение задание помещалось на одной странице. Так складывается вся картинка, что не маловажно опять же для запоминания учащимися темы, которую вы хотели отработать. Для этой игры можно придумать свои варианты заданий.
«Лото»
Эту игру я придумала не сама, она у меня осталась в памяти еще с уроков математики, когда я училась в школе, в 90-х годах. Я думаю, что все эту игру знают. В клеточках карточки лото записаны тригонометрические значения углов (30ᵒ, 45ᵒ, 90ᵒ, 135ᵒ, 120ᵒ и т.д.), учитель называет , например, синус 120ᵒ, а ученики находят его значение и закрывают фишкой. Это для 10 класса. Я такое же лото проводила по теме степень числа, значение квадратного корня.
Карточк
а-
выручалка
Эту идею я подсмотрела, когда будучи администратором, посещала урок математики у своей коллеги в начальных классах, переработала под себя и очень часто пользуюсь. Идея такая: в карточке записаны упражнения по изученным темам, может даже не одного года. Ребята могут работать в такой карточке по требованию учителя, например, учитель дает в начале каждого урока 1 минуту на работу в этой карточке, минута прошла, ребята убирают на край стола и урок продолжается. На каждом уроке есть «торопыги», которые все сделали и скучают, это карточка- выручалка для учителя, дети знают, что они могут поработать в ней, пока другие их догоняют. Есть у меня такой особенный ребенок в классе, который пришел на урок и ему ничего не интересно, невозможно найти к нему подход , «встал не стой ноги», тогда я ему говорю, выбери из карточки любое понравившееся задание и работай самостоятельно, а я обязательно тебя оценю. Идея этой карточки- дети повторяют изученные темы, они с ней работают на протяжении нескольких уроков. Ее можно сделать конкретно по одной теме.
Вычислять быстро, подчас на ходу – это требование времени. Числа окружают нас повсюду, а выполнение арифметических действий над ними приводит к результату, на основании которого мы принимаем то или иное решение. Понятно, что без вычислений не обойтись как в повседневной жизни, так и во время учебы в школе.