Название статьи:
Консультация для воспитателей " Игры для развития мелкой моторики рук для детей" | Козлова Светлана Флоритовна. Работа №279038
Дата публикации:
06.10.2021
Автор:
Козлова Светлана Флоритовна
Описание:
Автор: Козлова Светлана Флоритовна
Консультация для воспитателей " Игры для развития мелкой моторики рук для детей с 2 до 3 лет".
Помощь воспитателям детского сада в проведении занятий по развитию мелкой моторики рук для детей с 2 до 3 лет.
Картотека игр с подробным описанием.
Консультация для воспитателей
Игры для развития мелкой моторики рук
Составила:
воспитатель
Козлова С. Ф.
Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика– это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительномоторикикистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Областьмелкой моторики включает большое количество разнообразных движений простых жестов(например, захват игрушки.) Развитие мелкой моторикииграет важную роль для общегоразвития ребенка.Мелкая моторика развиваетсяуже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится имиуправлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя(большим и указательным)пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Умелкой моторикиесть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, чторазвитие мелкой моторики и развитиеречи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой имоторныйцентры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляциимоторныхнавыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременногоразвитияречи ребенка необходимо большое внимание уделитьразвитию мелкой моторики.Мелкая моториканепосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностямразвития мелкой моторикиребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствоватьмелкую моторику, нужно играть с ним вразвивающие игры.
Существует множествозанятий, игр иупражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковыеигры,игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статья оразвитииребенка по системе Монтессори, также будет интересна.
Рассмотрим наиболее простые и эффективныеигры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способразвития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкойСорока-ворона.
2. Ладушки
Все с детства знают потешку Ладушки-ладушки. Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Этозанятиедоставит ему несказанное удовольствие.
Смять лист бумаги (формируяшарик, который можно бросать в корзину с расстояния, кто больше накатаетшариков, у кого самый большойшарик).
Рвать, захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки, кусочки. Эти полоски, кусочки мы складываем в коробочку и делаемдождик, высыпая из коробки, затем собираем в коробку.
Сделайте аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее скатать на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).
4. Перелистывание страниц
Разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится нанизывать на верёвочку и перебиратьмелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошоразвивает мелкую моторикуи тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простоезанятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьковразвивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этогоупражненияне потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит длядетей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и пазлов
Длядетейс 3 лет выбирают мелкие пазлы и мозаики с мелкими частями. Пазлы также тренируют воображение.
16. Пальчиковая гимнастика
Капуста".
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки,
из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
веселит своих зайчат.
Игры для развития мелкой моторикидолжны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудьмелкуюдеталь или подавиться ей. Играть вигры и выполнять упражнения,развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Скачать работу
Игры для развития мелкой моторики рук
Составила:
воспитатель
Козлова С. Ф.
Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика– это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительномоторикикистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Областьмелкой моторики включает большое количество разнообразных движений простых жестов(например, захват игрушки.) Развитие мелкой моторикииграет важную роль для общегоразвития ребенка.Мелкая моторика развиваетсяуже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится имиуправлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя(большим и указательным)пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
Умелкой моторикиесть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, чторазвитие мелкой моторики и развитиеречи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой имоторныйцентры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляциимоторныхнавыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременногоразвитияречи ребенка необходимо большое внимание уделитьразвитию мелкой моторики.Мелкая моториканепосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностямразвития мелкой моторикиребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствоватьмелкую моторику, нужно играть с ним вразвивающие игры.
Существует множествозанятий, игр иупражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковыеигры,игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статья оразвитииребенка по системе Монтессори, также будет интересна.
Рассмотрим наиболее простые и эффективныеигры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способразвития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкойСорока-ворона.
2. Ладушки
Все с детства знают потешку Ладушки-ладушки. Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Этозанятиедоставит ему несказанное удовольствие.
Смять лист бумаги (формируяшарик, который можно бросать в корзину с расстояния, кто больше накатаетшариков, у кого самый большойшарик).
Рвать, захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки, кусочки. Эти полоски, кусочки мы складываем в коробочку и делаемдождик, высыпая из коробки, затем собираем в коробку.
Сделайте аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее скатать на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка).
4. Перелистывание страниц
Разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится нанизывать на верёвочку и перебиратьмелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошоразвивает мелкую моторикуи тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простоезанятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьковразвивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этогоупражненияне потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит длядетей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и пазлов
Длядетейс 3 лет выбирают мелкие пазлы и мозаики с мелкими частями. Пазлы также тренируют воображение.
16. Пальчиковая гимнастика
Капуста".
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки,
из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
веселит своих зайчат.
Игры для развития мелкой моторикидолжны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудьмелкуюдеталь или подавиться ей. Играть вигры и выполнять упражнения,развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.