Консультация для воспитателей детского сада | Кислюк Людмила Николаевна. Работа №328789
Все педагоги дошкольного образования знают, что важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
У воспитателей детского сада существует устойчивый термин “руководить игрой”. Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.
Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.
Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем.
Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию.
Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.
Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е.Е. Кравцовой(сов и рос психолог, внучка Выготского). Он заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим. Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает правильно построенный 1)сюжет игры,2) ролевая позиция, с помощью которой осуществляется игра, 3) непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре.
ТЕМА: «Педагогическое сопровождение игровой деятельности в сюжетно – ролевой игре дошкольников»
Подготовила: воспитатель
Кислюк Л.Н.
Г. Белореченск 2024 г.
Тема: «Педагогическое сопровождение игровой деятельности в сюжетно – ролевой игре дошкольников»
« Ребенок в сюжетно-ролевой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет»
(Д. Б. Эль-конин)
Все педагоги дошкольного образования знают, что важнейшим условием развития ребенка является освоение игровой деятельности.
У воспитателей детского сада существует устойчивый термин “руководить игрой”. Давайте задумаемся, насколько он правомерен? Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – “руководить игрой”. Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.
Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.
Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем.
Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию.
Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.
Первым шагом к позиции инфантилизации может стать прием, предложенный Е.Е. Кравцовой(сов и рос психолог, внучка Выготского). Он заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны
Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим. Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает правильно построенный 1)сюжет игры,2) ролевая позиция, с помощью которой осуществляется игра, 3) непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
Таким образом:
Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:
-организацию совместной деятельности воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр;
- организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания;
- создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.
Игровая позиция воспитателя:
- ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.
- рефлексия, способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности;
- инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) , способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети. прием, предложенный Е.Е. Кравцовой заключается в том, что воспитатель должен “мешать” детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны .
- эмпатия - способность чувствовать игровые состояния других людей;
- креативность - способность находить нестандартные пути достижения цели.
Задачи и содержание педагогического взаимодействия:
1.Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры; развитие эмоционального отношения к людям
- Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношением людей
2. Создание банка идей:
Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр.
3. Обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
4. Самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры. Безболезненный выход из игры.
Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.
Чтобы ребёнок умел играть, необходимо развивать воображение.
Виды игр способствующие формированию воображения в дошкольном возрасте:
режиссерская, образная, сюжетно-ролевая , игра с правилами и снова режиссерская игра.
Этапы последовательности игры.
1-этап- знакомим ребенка с той действительностью, которую он будет впоследствии отображать в игре. Для этого мы придумываем какую-нибудь историю, подбираем соответствующие книги и открытки, напоминаем ребенку то, что он уже знает, привлекаем к рассказу и его самого, и других детей (особенно старших), и взрослых. Важно организовывать экскурсии так, чтобы ребенок получил и эмоциональный заряд для игры, и информацию, которую можно в игре использовать.
Например, мы с детьми смотрели обучающий ролик на ютуб канале о профессии доктор и медсестра, еще провели беседу с Натальей Александровной , нашей медсестрой, она рассказала детям, чем занимается, как лечит детей, как записывает информацию в карточки. Рассказала несколько историй о детях, которые боялись прививок.
В последствии, дети смогли отразить в игре те отношения, те обязанности медсестры, о которых узнали.
2-й этап- вместе с детьми играть в особый вид сюжетно-ролевой игры — отобрази тельную игру. Посмотрите с малышом мультфильм и предложите поиграть в него. Договоритесь, кто кем будет, и просто воспроизведите то,что видели несколько минут назад, Сюжетно-отобразительную игру можно организовать и не по «чужим» сценариям, а как повторение того, что происходило с самим ребенком. Обыгрывание реальных отношений, событий дает ребенку возможность открыть для себя волшебные слова детства «понарошку», «как будто», что очень важно для последующего развития и игры, и воображения.
3-й этап –играем в игру-драматизацию. На этом этапе, в отличие от предыдущего, ребенок может уже по своему желанию менять ход сказки или акцентировать то, что ему больше всего нравится. Например, в играх волк никак не может обмануть трех поросят, притворившись овечкой. Они так и не открыли ему дверь.
4-й этап- непосредственные игры с ребенком. Необходимо чтобы взрослый или более старший ребенок, который учит малыша, играл с ним каждый раз по-разному, дабы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Каждый раз у одного и того же персонажа должно быть разное настроение. Например, играем с детьми в парикмахерскую. К одному в кресло садится модная дама, к другому — старый дедушка, к третьему — капризная девчонка. Малыш должен не просто стричь, но и вести себя подобающим образом в зависимости от того, кто пришел к нему стричься. Когда же парикмахером становлюсь я, то тоже стараюсь менять характер и облик своего персонажа: вот я очень сердитая, а теперь улыбаюсь; вот я совсем маленького роста, а теперь очень высокая и мне приходится наклоняться; то я не умею стричь и попала в парикмахерскую случайно, в другой раз я — лучший мастер и т.д. Таким образом, ребенок видит перед собой несколько образов, он может выбирать, если у него еще не хватает воображения, и в то же время начинает сам придумывать новые роли, включая, например, в реальную сценку в парикмахерской сказочные персонажи
5-й этап- Игра на этой стадии очень напоминает режиссерскую, где ребенок играет одновременно все роли. Эта игра почти полностью копирует игры предыдущих этапов, только вместо реального партнера малыш должен будет играть с воображаемым или с игрушкой, за которую он тоже должен будет говорить.
Когда мы совместно с ребенком прошли все пять этапов, он способен участвовать в коллективной сюжетно-ролевой игре. Но первое время необходимо еще немного помочь ему.
По мере развития сюжетно-ролевой игры ребенок научится не только решать стоящие перед ним задачи и проблемы, но и сам их себе ставить.