Консультация для воспитателей ДОО " Формирование математической грамотности посредствам игровой деятельности в старшей группе " | Ганиева Земфира Викторовна. Работа №345952. Номер работы: №345952
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Особое значение уделяют формированию математической грамотности.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49
Консультация для воспитателей ДОО
" Формирование математической грамотности посредствам игровой деятельности в старшей группе "
Подготовила:
Воспитатель: Ганиева Земфира Викторовна
г. Рыбинск
«Формирование математической грамотности посредствам игровой деятельности в старшей группе»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 5-6 лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя быть самостоятельным, уметь жить среди людей. Особое значение уделяют формированию математической грамотности.
На обычных занятиях дети могут отвлекаться, быстро устают, теряют интерес, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. В то время, когда дети играют, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели.
Я предлагаю подборку игр, которые использую в своей работе с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Игра «Что изменилось»
Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета.
Материалом служат геометрические фигуры двух величин, пяти форм, четырех цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.
Игровые задания:
1. У меня большой красный квадрат, рядом ставлю маленький красный треугольник. Что изменилось? (Размер и форма) сколько признаков изменилось?
2. Поставь фигуры так, чтобы изменился один признак.
3. Поставь фигуры так, чтобы изменилось два признака.
4. Поставь фигуры так, чтобы изменилось три признака.
Игра «Веселая гусеница»
Задача: Закрепить знание цифр первого десятка. Учить называть предыдущее и последующее число к названному в пределах 10.
Игровые задания:
1. Построй гусеницу по образцу.
2. Построй гусеницу так, чтобы цифры были расположены по порядку от меньшего к большему.
3. Построй гусеницу так, чтобы цифры были расположены по порядку от большего к меньшему.
4. Какую цифру ты поставишь после цифры…
Игра «Объёмные геометрические тела»
Задача: развивать способность соотносить объёмные тела (шар, конус, куб, цилиндр) с аналогичными плоскостными геометрическими фигурами (треугольником, прямоугольником, квадратом, овалом)
способности умения концентрироваться и переключаться; формировать умения дифференцировать геометрические тела с опорой на форму и цвет.
Ход игры:
Ребёнку предлагается рассмотреть объёмные геометрические тела. Скажи, пожалуйста: «Как они называются и чем отличаются?» Проводится игра «Найди пару!» Ребёнок соотносит лежащие на столе плоскостные геометрические фигуры с объёмными (конус-треугольник, шар-круг, куб-квадрат, цилиндр – прямоугольник)
Вариант игры с использованием чудесного мешочка.
1. Ребёнок находит и достает из мешочка фигуры, называет их.
2. На столе лежат геометрические фигуры, ребёнок в мешочке (на ощупь) находит ему пару по форме и размеру.
Игра «Числовые домики»
Задача: закреплять знания о составе числа из двух меньших.
Дидактическое пособие «Математический планшет»
Задача: закреплять умение ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур. Упражнять в счете.
Задание: положи в правый верхний квадрат все квадраты, в левый нижний треугольники.
Варианты заданий:
1. в левый нижний положи столько кругов, сколько раз я хлопну в ладоши, а в левый верхний на 1 кружок больше.
2. Сколько геометрических фигур в правом верхнем кармашке, назови их, положи в правый нижний на 1 фигуру меньше.
3. В каком кармашке фигур больше, (меньше).
Наиболее благоприятные условия для практического использования математических знаний, могут быть сюжетно – ролевые игры (магазин, кафе, банк)
Большое значение при развитии мышления, воображения, восприятия и других психологических процессов имеют загадки. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.
Например, при знакомстве с числом 4 детям предлагается отгадать:
– 4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. Что это такое? (ветряная мельница.)
– имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (вилка.)
– на четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу? (Стол.)
При изучении числа 5 можно загадать:
– 5 братцев: годами они равные, ростом разные? (Пальцы.)
– для пяти мальчиков – пятеро чуланчиков, а выход один? (Перчатка.)
При ознакомлении с числом 8 пригодится загадка:
– 8 ног, как 8 рук, вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте, мухи, шелк! (паук.)
Формируя пространственные представления, подойдут такие загадки:
– вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. (морковь.)
– рядышком двое стоят, направо – налево глядят. Только друг другу совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (глаза.)
Занимательные математические вопросы способствуют развитию у детей смекалки и находчивости, учат детей анализировать, выделять главное, сравнивать.
Примерами таких занимательных вопросов могут служить следующие:
– У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша.)
– Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (7.)
– Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц, ответь скорей. (3.) и др.
При формировании пространственных и временных представлений помогают логические концовки.
– Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши.)
– Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры.)
– Если правая рука справа, то левая… (слева.)
– Если стол выше стула, то стул… (ниже стола.) и др.
Очень нравятся детям задачи в стихотворной форме.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
2 – под березой,
1 – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их сможет сосчитать?
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка.
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Такие задачи делают счет наиболее интересным для ребят. Дети и сами не замечают, как в процессе игры, они осваивают необходимые навыки счета. А практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям с числами. Применять и закреплять математические знания можно во время других занятий и разнообразных игр.
Навыки счета отрабатываются при использовании считалок:
Один, два, три, четыре, пять, Раз, два, три, четыре –
Шесть, семь! Жили мушки на квартире.
Пойду, каши я поем. И повадился к ним друг –
Вы ж пока считайте, Крестовик, большой паук.
Кому водить гадайте! Пять, шесть, семь, восемь –
Паука мы вон попросим.
К нам, обжора, не ходи…
Ну-ка, Мишенька, води!
Для закрепления навыков обратного счета также можно использовать считалки. Например:
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один,
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать.
Следует отметить, что математические знания и представления можно совершенствовать и на других занятиях. Например, формированию элементарных математических представлений могут помочь пословицы и поговорки.
При обучении счету можно использовать такие пословицы, где встречаются числительные. Например:
– Один в поле не воин.
– Два сапога – пара.
– Семеро одного не ждут.
– Семь раз отмерь, один отрежь.
Не нужно забывать и о порядковом счете:
– Первый блин всегда комом.
– Первый сын – богу, второй – царю, третий себе на пропитание.
– второй Родины не бывает.
Помогут пословицы и при изучении временных представлений. Опыт работы в старшей группе детского сада позволяет утверждать, что дети с трудом запоминают названия дней недели. Поэтому можно познакомить детей со следующими пословицами и поговорками:
– Понедельник и пятница – дни тяжелые, вторник и суббота – легкие.
– С понедельника на всю неделю.
– Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться.
– Не суйся, пятница, на перед четверга.
Помогут пословицы запомнить и названия месяцев:
– Январь – году начало, зиме – середина.
– Февраль воду подпустит, а март подберет.
– Ни в марте воды, ни в апреле травы.
– Месяц май – коню сена дай, а сам на печь полезай.
– Декабрь год кончает, зиму начинает.
Подобные игровые моменты сделают математику наиболее интересными, а, следовательно, позволят эффективнее реализовать цели и задачи по усвоению у детей знаний, умений и навыков. А это главное, к чему мы должны стремиться, готовя ребенка к обучению в школе.
В заключение следует отметить, что формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. В наших силах сделать образовательный процесс познавательным, веселым и увлекательным, где дети, играя с педагогом, даже не подозревают, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения и взаимодействия друг с другом.