Консультация для воспитателей «Игра и её роль в развитии ребёнка» | Голубева Ольга Владимировна. Работа №316612
Игра — это свободная деятельность детей, которая воспринимается как «нереальная», недостаточно увлекательная и не зависит от материальных интересов. Игра — это часть жизни, дополняющая и окрашивающая ее не только для детей, но и для взрослых.
Игра имеет решающее значение для детей дошкольного возраста. Для них игра — это обучение, для них игра — это работа, для них игра — это средство обучения, для детей дошкольного возраста игра — это способ узнать больше.
Существует множество игр, способствующих развитию. Но, пожалуй, самым важным аспектом игр, особенно для маленьких детей, является активное и заинтересованное участие мамы и папы.
Консультация для воспитателей
«Игра и её роль в развитии ребёнка»
Игра — это свободная деятельность детей, которая воспринимается как «нереальная», недостаточно увлекательная и не зависит от материальных интересов. Игра — это часть жизни, дополняющая и окрашивающая ее не только для детей, но и для взрослых.
Являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, игра имеет решающее значение для их физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Прежде всего, игра носит познавательный характер, так как расширяет и укрепляет знания детей об окружающем мире, способствует развитию внимания, памяти, устойчивости внимания, мышления и речи.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.
Игры влияют на физическое развитие детей. Они удовлетворяют потребность детей в движении и помогают им двигаться точно и уверенно.
Во время игры у детей развиваются такие моральные качества, как честность, решительность, смелость и доброжелательность. Поскольку большинство игр являются коллективными, они развивают социальные навыки детей.
В игре дети вырабатывают бережное отношение к игрушкам и предметам, приобретают основные трудовые навыки.
Большая часть игр активизирует эстетические чувства детей. Состоящие из пар или кругов тексты, сопровождающие игры, выразительно произносятся взрослыми, чтобы помочь детям понять красоту.
Игровая деятельность в дошкольном возрасте требует от всех специалистов дошкольных учреждений ее организации. Чем младше ребенок, тем важнее, чтобы взрослые участвовали в игре.
Игра оказывает значительное влияние на развитие речи детей. Необходимо постоянно поощрять детей общаться друг с другом и комментировать их поведение. Это помогает формировать навыки спонтанной речи, улучшает разговорную речь, обогащает словарный запас и формирует грамматическую структуру речи.
Игры- драматизации (игры, в которых создается сюжет) оказывают значительное влияние на развитие речи детей.
Игры с хороводными словами и песенками способствуют развитию выразительности и связи словодействий. Они формируют спонтанное запоминание предложений и действий.
Одной из первых форм деятельности детей является ролевая игра. Это положительно влияет на развитие языка. Они разговаривают вслух с собой и своими игрушками, имитируют шум машин, животных и т.д.
Во время игр взрослые должны много говорить, особенно дети, которые не имеют вербальной речи и испытывают потребность в общении с помощью слов. Дети хотят что-то попросить у взрослых и хотят им что-то рассказать. Поэтому взрослым желательно поощрять детей задавать вопросы об игрушках.
Ролевые игры развивают речевую деятельность детей.
Как это происходит.
В ролевых играх дети берут на себя роль взрослых и в игровой форме воссоздают их действия и отношения. Дети комментируют действия: "мама варит суп", "шофер водит машину". Актеры выступают в роли детей, игрушек и партнеров по игре (сверстников и взрослых), перевоплощаясь в их образы. Я буду твоей мамой, ты-моей дочкой", - девочка указывает на свою роль и роль своей подруги.
Для того что бы речь детей была успешной в ролевой игре, предполагается наличие разнообразных игрушек, в том числе кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели и машин различного назначения. Однако дети могут использовать и заменители (например, палочки, кубики). Использование заменителей в игре потребует от детей переименовывать предметы и сообщать об этом другим игрокам. Помимо речи, определяемой характеристиками взятой на себя роли, в игре также появляется речь, функция которой заключается в координации совместных действий.
Помимо ролевых игр, в дошкольном возрасте активно развиваются игры, основанные на правилах. В играх с правилами, дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами и, как следствие, развивают такие качества личности, как самоконтроль, дисциплина, решительность и способность регулировать свои желания в соответствии с поставленной задачей.
Дидактические игры — это благо для дошкольной педагогики. Главная особенность дидактических игр заключается в том, что, как следует из названия, это "развивающие игры".
Они предназначены для взрослых, чтобы воспитывать и обучать детей. Однако для играющих педагогические и воспитательные задачи не выступают открыто, а решаются через игровые задания, игровое поведение и правила.
В дидактических играх ставятся задачи обучения и воспитания. Это создает игру, которой руководит взрослый, но которая превращается в развлечение для ребенка. Ребенка привлекает активная возможность выполнять игровые действия, добиваться результатов и побеждать, а не образовательная задача, заложенная в игре.
Если ребенок не овладел знаниями и умственными операциями, определенными учебной задачей, он не сможет успешно выполнять игровые действия и добиваться результата. Поэтому активное участие в дидактических играх зависит от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, определенными учебной задачей. Участие в игре позволяет ребенку быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать и формулировать свои знания.
Дидактические игры так же развивают речь.
В течение первого года дети должны играть в такие игры, как определение (и называние) цветов, форм и размеров предметов, размышление о числах (много, мало, много, мало) и определение невербальных звуков (подражание голосам животных, птиц и т.д.).
Во время этих игр взрослый развивает речевую деятельность ребенка, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы и развивает самоконтроль (не перебивать, слушать говорящего и отвечать, когда спрашивают).
Дидактические игры проводятся взрослыми со всей группой, подгруппами и отдельными детьми. Все дети участвуют в таких играх, как "одень куклу и погуляй с ней", "уложи куклу спать" и "покорми куклу".
В этих играх дети знакомятся с окружающим миром, способствуя развитию всего тела и языка, а затем дети переносят свои навыки в ролевые игры с куклами. Игры ("Узнай, кто говорит", "Угадай, что я делаю", "Назови вещи в сумке", "Синий (красный, ...) 'Назови предметы', 'Кто кричит' и т.д.) предназначены для уточнения знаний о цветах и формах, а также для обучения звукоподражанию.
Дети играют индивидуально и коллективно с дидактическими игрушками. Выучив ряд действий на занятии, дети в свободное время могут самостоятельно складывать пирамидки, собирать матрешку или подбирать предметы по цвету.
Игры, требующие точности и координации движений рук, очень важны для детей с языковыми трудностями. К ним относятся нанизывание бусин, игра в мозаику и пальчиковые игры. Полезны также игры в бинго и вырезание картинок. Эти дидактические игры помогают детям учиться чему-то в легкой и непринужденной обстановке.
Поскольку игра является типичным видом деятельности в детском саду, то, используя различные виды игр, можно эффективно влиять на формирование всех аспектов социальной активности ребенка.
Игра-важная часть системы воспитания в детском саду. В двигательной игре дети развивают и совершенствуют основные движения, воспитывают такие качества, как смелость, организованность, находчивость, настойчивость и силу воли (правила: "беги по сигналу", "бросай мяч с определенного расстояния", "беги в заданное место", "прыгай только одной или двумя ногами" и т.д.). Игры с мячами, скакалками и обручами закрепляют понятия "вверх", "вниз", "высоко", "близко" и "далеко".
В подвижных играх дети учатся быстро и точно оценивать свое положение в пространстве (например, "воробей и машина", "хитрая лиса", "кошка и мышка"). Игры с рифмованным текстом и ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Сначала взрослый произносит слова и выполняет движения сам, а ребенок смотрит и слушает. Затем движения следуют за текстом. Одним из важнейших условий успешного обучения через физическую игру является заинтересованность в ней самих детей. Поэтому игры должны быть живыми, эмоциональными и непринужденными.
При проведении физической игры необходимо помнить об основной цели игры: развивать движение, то есть дать детям возможность удовлетворить свое желание двигаться.
Вначале игры можно продемонстрировать связь между словами и движением, разрешив неограниченное количество хлопков.
Игра может развивать моторику, интеллект, тактильное и визуальное восприятие предметов, координацию движений, воображение и фантазию. Раскрашивание и рисование развивают руки и пальцы детей.
Игры в лото развивают внимание, понимание предметов и явлений, речь и активный словарный запас.
Существует множество игр, способствующих развитию. Но, пожалуй, самым важным аспектом игр, особенно для маленьких детей, является активное и заинтересованное участие мамы и папы.
Играя вместе, дети учатся, как себя вести, перенимают модели поведения и пытаются "догнать» уровень взрослых.
Чем больше времени мы проводим с ребенком, тем лучше мы понимаем его и тем лучше он понимает нас.
Игра имеет решающее значение для детей дошкольного возраста. Для них игра — это обучение, для них игра — это работа, для них игра — это средство обучения, для детей дошкольного возраста игра — это способ узнать больше.