консультация для воспитателей Влияние речевых нарушений на формирование личности ребёнка. | Конькова Ольга Анатольевна. Работа №353633
Влияние речевых нарушений
на формирование личности ребёнка.
Личность создается, когда ребенок начинает понимать себя частью окружающего его общества, понимает собственное «Я». Как правило, это происходит в 3 года. Формируется познавательная, активная, эмоционально-волевая сфера. Развитие личности ребёнка совершается под влиянием всевозможных условий.
Влияние речевых нарушений
на формирование личности ребёнка.
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Чем богаче и правильнее речь у ребёнка, тем легче высказать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Формирование личности детей с нарушениями речи связано с характером их дефектов. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребёнка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в ещё большей степени затормаживает речевое развитие.
Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимые для обучения в школе словарный запас, и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов.
Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. В специальных исследованиях, проведённых в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку и чтению., Школьники с недостатками произношения в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью.
Ребёнка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, что создаёт дополнительные психологические проблемы.
Нарушение речи говорит о том, что у ребёнка есть отклонения в развитии психических функций таких как, внимание, слуховое восприятие и память, самоконтроль, а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности.
Ненормативное звукопроизношение создаёт определённые трудности у подростков и взрослых. Любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результате нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Неправильная речь может утомлять собеседника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, направленную на партнёра по общению, отрицательную реакцию.
Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важно, например, в деловом общении. Стоит отметить, что для некоторых профессий правильная речь обязательна.