Консультация "Игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания" | Светлана Георгиевна Леонтьева. Работа №331647
Речь человека – это сложный механизм, который не может образоваться сам по себе. Речь зависит от наших органов чувств, таких как слух и дыхание. Чтобы речь ребенка была плавной, внятной следует развивать речевое дыхание, это так же важно для развития речи, как и слуховое восприятие, Человек воспроизводит звуки на выдохе, поэтому ребенка следует научить правильно дышать во время разговора, выработать целенаправленную воздушную струю, сформировать длительный плавный выдох, это поможет ребенку овладеть некоторыми речевыми звуками, воспроизведение которых требует сильный выдох через открытый рот. Для того чтобы помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание можно использовать различные игровые приемы.
МБДОУ «Детский сад «Тополёк»
Консультация для родителей
«Игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у дошкольников»
Учитель-логопед: Леонтьева С.Г.
с.Мильково
Речь человека – это сложный механизм, который не может образоваться сам по себе. Речь зависит от наших органов чувств, таких как слух и дыхание. Чтобы речь ребенка была плавной, внятной следует развивать речевое дыхание, это так же важно для развития речи, как и слуховое восприятие, Человек воспроизводит звуки на выдохе, поэтому ребенка следует научить правильно дышать во время разговора, выработать целенаправленную воздушную струю, сформировать длительный плавный выдох, это поможет ребенку овладеть некоторыми речевыми звуками, воспроизведение которых требует сильный выдох через открытый рот. Для того чтобы помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание можно использовать различные игровые приемы.
Игра «Футбол». Шарик от пинг-понга ребенок должен «загнать» (подуть) в ворота (в свои ладони, выставленные перед собой). Игра проводится за столом.
Игра «Подуем на горячий чай». Угостим куклу чаем, чтобы она не обожглась, подуем на чай (можно взять чашку из кукольного сервиза или, соединив свои ладошки, образовать «чашку»)
Игра «Лодочка». Опустить в ёмкость с водой бумажный (пенопластовый) кораблик-лодочку с парусом или без паруса. Задание: помочь лодочке доплыть до другого берега – направляем долгую воздушную струю на лодочку.
Игра «Сыграем красивую музыку». Игрушечные духовые инструменты, народные свистульки так же способствуют развитию речевого дыхания.
Помимо этого, не забывайте, что и окружающие нас предметы и явления воспроизводят звуки: подражайте звуку воды из крана:
«
ссссс
»
(умоем куклу)
,
песенке комара
: «
ззззз
» (
поймай комара) или
жука:
«
жжжжж
»,
как поёт ветер, вьюга:
«
вввв
», «
ууууу
»,
пофыркаем как ёжики
«
ффффф
»,
как шуршат опавшие листья, ползёт змейка:
«
шшшш
»,
чайник закипел:
«пых-пых-пых» (
угостим куклу чаем)
и т. д.
Включайте вашу фантазию, но не забывайте следить, чтобы ребенок воспроизводил все звуки на выдохе. Чем разнообразнее будут варианты, тем большим количеством звуков он овладеет. В дальнейшем можно добавлять слоги: ба – ба – ба, па – па – па, да – да – да, ла – ла – ла и т. д. на одном выдохе.
Но следует помнить, что такие игры могут привести к головокружению. Поэтому необходимо следить за временем.
Подготовка к развитию диафрагмального типа дыхания
Целью этих упражнений является развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот, в области диафрагмы, легкую игрушку, она поднимается, когда ребенок делает вдох, и опускается, когда он делает выдох. Ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Работа диафрагмы по опусканию и подниманию игрушки, лежащей на животе, воспринимается зрительно.
Бегемотик.
Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Кладем ручку малыша на диафрагму, дыхание происходит через нос, дайте малышу последить, как его ладошка, то поднимается, то опускается, а сами приговаривайте стишок (в зависимости от исходного положения)
«Сели (легли) бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох)».
Воздушный шар.
Малыш лежит на спине, ручки положив на животик. Вы можете составить ему компанию. Вдыхаем воздух и надуваем животик, как шарик. Теперь задерживаем дыхание (счет до 5), а затем постепенно сдуваем живот-шарик (счет до 5). И повторить. Всего нужно надуть 5 шариков.
«Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем:
Шарик лопнул — выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем».
Рыбка
Малыш лежит на спине, ручки вдоль туловища. На животе игрушка (по тексту)
«Качаю рыбку на волне,
то вверх (вдох),
то вниз (выдох)
плывет по мне».
В течение недели можно менять игрушки, разнообразить словесное сопровождение. Например: «Качели – вверх, качели – вниз, крепче, куколка, держись!»
«То на горку поднимается,
То с горки он спускается».
«Снежинки»
Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на них. Струя длительная и холодная.
«С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки».
Дыхательная гимнастика – способствует нормализации дыхания, укрепляет
дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в лёгких.
Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей
и туловища. Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными
движениями. Каждое упражнение выполняется 5-6 раз.
«Шарик красный»
«Воздух мягко набираем, Вдох носом
Шарик красный надуваем, Выдох – губы трубочкой
Шарик тужился, пыхтел, Вдох носом
Лопнул он и засвистел: Выдох со звуком «т-с-с-с».
«Т-с-с-с-с!».
«Вышли гуси»
Вышли гуси руки в стороны – вдох,
все на луг, руки за спину (крылья сложили) – выдох
Закричали: руки в стороны – вдох,
«Га – га – га!» на выдохе со слогами: покачивание головой вперед-назад на каждый слог, руки-крылья назад, и взмахи крыльями в такт движениям головы
Очень громко закричали: вдох носом, обхватить голову руками
«Га – га – га!» покачивают головой вправо-влево.
Мы их поругали: вдох: руки положить на грудь себе
«Ай – ай – ай!» на выдохе: грозим указательным пальчиком правой ркуи, левую опустить вниз.
– Гуси, гуси! Вы куда? поворачивают туловище вправо-влево, как бы оглядываясь
– Впереди река, руки в стороны – вдох,
Га - га – га - га!» на выдохе со слогами: взмахи руками (улетают)
«Поехали»
Накачали шину, Вдох: руки поднять к груди
Ш-ш-ш-ш, Выдох со звуком: руками показали круг
Завели машину, Сидя на стульчике, руки на коленях: вдох.
Ш-ш-ш-ш, Выдох со звуком: имитация «крутим руль»
Улыбнулись веселей Вдох: губы улыбаются
И поехали быстрей, Выдох со звуком: имитация «крутим руль»
Ш-ш-ш-ш-ш-ш».
«Ёжик»
И.п. - стоя, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
«Ёжик по лесу идет. ( Вдох с одновременным поворотом головы вправо и отведением правой руки в сторону)
Он еду себе найдет, (выдох с возвращением в исходное положение)
Вот грибочек под пеньком, ( Вдох с одновременным поворотом головы влево и отведением левой руки в сторону)
Вот черника под кустом». (выдох с возвращением в исходное положение)
«Птица»
«Утром солнышко встаёт, (вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх)
Вечером садится. (выдох: медленно опускаем руки)
Дни и ночи напролёт (вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх)
Не присядет птица: (выдох: медленно опускаем руки)
Поднимает два крыла, (вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх)
Сразу опускает - (выдох: медленно опускаем руки)
Зёрен деткам принесла, (вдох: медленно поднимаем руки через стороны вверх)
Воздух выдыхает». (выдох: медленно опускаем руки)
Звуковая гимнастика повышает обменные процессы в клетках за счет звуковой
вибрации. Кроме того, звуковая вибрация позволяет улучшить микроциркуляцию в области легочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, улучшает отхождение мокроты, расслабляет мускулатуру бронхов, повышает эмоциональный тонус.
«Аист»
И. п.: ноги вместе, руки опущены.
На вдохе поднимаем колено одной ноги руки в стороны.
На выдохе возвращаемся в и. п. и проговариваем «Ж-Р-У-Х».
Звук Ж нужно проговаривать длиннее, это повышает микроциркуляцию в грудном
отделе (во время бронхита помогает освободиться от мокроты)
«Вертолет»
И. п : сидя на стуле, ноги вместе, руки на коленях.
Вдох: отводим правую руку назад
Выдох со звуком: произносим звуки «З-Р-У-Х» и возврат в и.п.
Вдох: отводим левую руку назад
Выдох со звуком: произносим звуки «З-Р-У-Х» и возврат в и.п.
Когда мы произносим звук «З», мы усиливаем вибрацию на уровне шеи. И заканчиваем обязательно очистительным выдохом «Ф-ф-ф».
«Трубач»
И.п.: сидя, руки на коленях.
Спокойный вдох: руки сложить в трубочку и поднести ко рту.
Долго выдыхать воздух, подражая звуку трубы «п-фф-ууу» до полного выдоха.
Пропевание гласных звуков
«Распускается цветок» – «а»: руки внизу, ноги на ширине плеч. Руки через стороны вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поём на выдохе «а-а-а» -.:
«Рубим дрова» – «у»: руки внизу, ноги на ширине плеч. Прямые руки вверх – вдох, наклон – на выдохе поем «у-у-у-у».
«Облачко» – «о»: и.п. - тоже. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперед ото рта – выдох, поем «о-о-о».
«Держим большой мяч» – «э»: и.п. - тоже. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох, поем «э-э-э».
«Маятник» – «ы»: и.п. – тоже. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох, поем «ы-ы-ы».
«Поймай лучик» – «и»: и.п. тоже. Руки опущены – вдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох, поем «и-и-и».
Дыхательная гимнастика для детей тем более полезна, что уже с самого раннего возраста помогает научить ребенка правильно дышать, способствует его физическому развитию и укреплению иммунитета.
Литература
1.Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. –– М.: Книголюб, 2004
2. Бурлакина О.В Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания – м.: Изд-во «Детство», 2016
3. Воробьева Т.А., Воробьева П.А. Дыхание и речь. – СПб.: ЛИТЕРА, 2015
4. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение. – СПб.: ЛИТЕРА, 2015
5. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
6. Филимонова В.Т. Состояния голоса дошкольников с речевой патологией: дис. канд. пед. наук / В.Т. Филимонова. - М., 1990. - 159 с.
7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 320 с.