Консультация "Использование дидактических игр на занятиях" | Арсеньева Наталья Владимировна. Работа №317394
Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи детей с ОНР
Повышение эффективности и качества подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школьному обучению предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность. Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.
Использование дидактических игр на занятиях по развитию речи детей с ОНР
Повышение эффективности и качества подготовки старших дошкольников с общим недоразвитием речи к школьному обучению предполагает своевременное выявление, предупреждение и по возможности устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность. Признавая необходимость комплексного воздействия на ребенка с недоразвитием речи, важно подчеркнуть значимость дифференцированного подхода в развитии речи.
Перспективным в этом отношении представляется использование ведущей для дошкольного возраста деятельности – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.
Одной из эффективных методик для развития речи детей с ОНР является использование дидактических игр при подготовке детей к школе. Основой данного метода является создание игровых ситуаций, вызывающих у дошкольников повышенный интерес и дающих возможность преподавателю добиться поставленных педагогических целей. Практика использования дидактических игр в процессе подготовки детей к школе показывает, что их применение повышает уровень усвоения знаний, умений и навыков.
Классифицировать игры, рекомендуемые методикой для использования на занятиях по развитию речи, можно разными способами, в том числе и по тематическому принципу. Так, различают игры фонетические, лексико-фразеологические, игры по словообразованию.
Фонетические игры могут быть чисто фонетическими (оглушение и озвончение, омография, выделение ударного слога, различение твердых и мягких звуков и др.) и коммуникативно-фонетическими (на различение тембра голоса, на выбор адекватной громкости, на отработку умения выдерживать паузу, чувствовать ритм речи и др.)
Лексико-фразеологические игры также разделяются на две группы: собственно лексико-фразеологические (детские кроссворды, чайнворды, «третий лишний», «ассоциации» и др.) и игры на развитие навыков устной речи, увеличение лексикона ребенка («собери поговорку», «кто наблюдательнее?» и др.)
По характеру педагогического процесса можно выделить игры обучающие, познавательные, воспитательные, тренинговые, творческие, контролирующие, диагностические, развивающие.
По характеру использования игровой среды игры могут быть настольными, без предметов и с предметами, с применением технических средств. Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, дидактические игры берут на себя преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития.
Дидактическая игра – это «такая организация учебной речевой деятельности, в основе которой лежит принцип практического общения». Дидактические игры можно классифицировать:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. При подготовке детей к школе должны быть использованы различные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности. Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. «Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу».
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задачи разнообразны. Задачами дидактических игр по развитию речи могут быть следующие: закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления и др. Содержанием дидактических игр обычно является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это «проявление активности детей в игровых целях: отгадывать предметы по описанию, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.». Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Программа воспитания в детском саду предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней оговаривается, что с помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни.