Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация педагога-психолога на тему « Мотивы, побуждающие ребёнка к самостоятельной деятельности. Роль ситуации успеха в развитии инициативности дошкольника». | Бодунова Светлана Валерьяновна. Работа №256725

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бодунова Светлана Валерьяновна
Любой сознательный выбор ребёнка является проявлением детской инициативы. Главное вызвать интерес, желание заниматься этой деятельностью. Самостоятельная деятельность требует от детей наличие знаний, умений и навыков, самоконтроля и самооценки, а также развитие разных видов деятельности: предметной, игровой, учебной.

Структура самостоятельной деятельности -это мотив-действие-результат.

"Натаскивание" детей на достижение результата деформирует нормальное детство, лишает их самостоятельности. Выученная беспомощность -это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом бесконтрольности ситуации, т.е. независимотси результата от прилагаемых усилий (" сколько ни старайся, всё равно без толку").

Педагогу необходимо в своей работе использовать методы и приёмы мотивации, создавать условия предметно-пространственной среды, а также создаватьу детей ситуацию успеха. Низкая успешность и низкий статус ребёнка в группе вызывают у ребёнка стойкий комплекс неполноценности, потерю уверенности с вои силы и возможности.

  

Консультация педагога-психолога на тему « Мотивы, побуждающие ребёнка к самостоятельной деятельности. Роль ситуации успеха в развитии инициативности дошкольника».

 

Главная целевая установка ФГОС ДО ориентация на свободу, инициативность и самостоятельность для всех участников образовательных учреждений.

Во ФГОС ДО сформулированы требования к психолого-педагогическим условиям, среди которых – поддержка инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности.

Любой сознательный выбор – игрушек, деятельности, партнёров, места – является проявлением детской инициативы. Педагогу иногда достаточно самому начать какую-либо увлекательную деятельность: рисовать красками, вырезать салфетки, делать корзиночки или начать игру. Главное вызвать интерес, желание заниматься этой деятельностью. Именно желание, т.е. мотивация, лежит в основе всякой инициативы.

Что же такое самостоятельность?

- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
- способность рассчитывать только на свои силы;
- независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
- умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
- умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.


Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм. Поэтому она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами.

Самостоятельная деятельность требует от детей наличие знаний, умений и навыков, самоконтроля и самооценки, а так же развитие разных видов деятельности: предметной, игровой, учебной.

 

Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие дети и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать взрослых новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка - это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.
До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником. Он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике цели».
Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.
Существует тесная связь между успешностью и статусом ребёнка в группе.

Низкая успешность и низкий статус в большинстве случаев вызывают у него стойкий комплекс неполноценности, потерю уверенности в свои силы и возможности.

Для детей « изолированных» наиболее эффективными являются возрастные перемещения с повышением относительной успешности деятельности (из стр в среднюю, из ср. в младшую, а в нашем случае Постановления 481 просто предлагать ребёнку менее сложные задания по возрасту.

Детей « звёзд» с проявлением авторитаризма, агрессивности и эгоистичности переводить из старшей в подготовительную с понижением относительной успешности деятельности, а в нашем случае можно давать роли на утренниках более сложные.

Ситуацию успеха всегда хочется повторить.

Структура самостоятельной деятельности: Мотив – Действие – Результат.

Что такое мотивация?

Мотив – основное условие самостоятельной деятельности. Мотивы – это сложное образование, развиваются на протяжении всего дошкольного детства. Существуют следующие виды мотивов:

- эмоциональные мотивы

- игровые мотивы

- познавательные мотивы

- социальные

- волевые.

Эмоциональные мотивы – играют важную роль, т.к. определяют успешность в любой деятельности. Педагог должен ориентироваться на эмоциональный фон ребенка. Важный фактор – создание благоприятного психологического климата в группе, обращение к ребенку по имени, опора на похвалу, одобрение, ласковый тон, одобряющие прикосновения и т.д.

Игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и связаны с интересом ребенка к самому процессу игры. Так как игра является ведущим видом деятельности, игровые приемы очень важное условие мотивации.

Познавательные мотивы – появляются в процессе обучения. Познавательная деятельность дошкольника связана с наглядно-действенным и наглядно-образным способам познания, поэтому используем картинки, ребусы, карточки и т.д.

Социальные мотивы – осознанное побуждение к деятельности путем достижения успеха, сотрудничества с другими детьми.

Волевые мотивы выражаются в умении самоорганизации, целеустремленности, произвольности.

Развитие самостоятельной игровой деятельности детей зависит от умелого, гибкого руководства педагога, которое включает:

- расширение знаний детей об окружающем мире

- индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель выполняет главную роль

- помощь в распределение ролей, лидирующих позиций

- разыгрывание воображаемой ситуации

- постановка правил поведения от лица персонажа

 

Особого разговора заслуживают представленные во ФГОС ДО требования к результатам, т.е. качествам ребёнка на завершающем этапе дошкольного возраста. Но жёстко определить качества, знания или способности невозможно по разным причинам: выраженные индивидуальные варианты и темпы развития, культурные и географические различия, своеобразие образовательных программ. Кроме того непосредственность и непроизвольность ребёнка.

Возврат к игре, экспериментированию, сочинению сказок и историй, рисованию будет только способствовать полноценному проживанию дошкольного детства – это амплификация детского развития.

«Натаскивание» детей на достижение нужных результатов деформирует нормальное детство, лишает их самостоятельности.

Отсутствие свободной игры и других видов детской деятельности могут привести к тревожным последствиям. Дети перестают задавать вопросы (им преждевременно и постоянно дают ответы), они не прикладывают усилий для решения задач, не интересуются окружающим, отказываются от усилий (всё чаще наблюдаются явления «выученной беспомощности»).

Выученная беспомощность – это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом бесконтрольности ситуации, т.е. независимости результата от прилагаемых усилий (« сколько ни старайся, всё равно без толку»). Дети не могут сами себе найти занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность.

 

Методы и приемы мотивации

«Удивляй» - вызывай интерес. НОД должна начинаться необычно:

- приветствие;

- сюрприз;

- стихи, загадки;

- эксперимент;

- внесение кукольного персонажа.

«Разминка» - активное включение каждого ребенка в работу:

- постановка правил поведения от лица персонажа

- создание воображаемой ситуации

- прием параллельной игры

- использование сюжета: два шофера, два врача

Самостоятельная игровая деятельность детей

- использование косвенных приемов руководства игровой деятельностью, которые не мешают ребенку самостоятельно играть.

- постановка ребенка в позицию взрослого (лидера), что способствуют развитию самостоятельности у детей.

 

Создание условий предметно-пространственной среды

- создание игровой среды в соответствии с возрастными особенностями

- обновление игровых зон

- изменения игровой среды

- педагогу необходимо не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности

- обозначение игровых зон

- схемы и модули для самостоятельной деятельности

Анализ результатов

Любая деятельность должна быть оценена.

- поощрение, похвала;

- обращение внимания на позитивные моменты;

- рефлексия: «Что понравилось?»;

- рефлексия настроения: «Какое у вас сейчас настроение?»

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×