Консультация "Советы родителям по развитию связной речи у ребенка" | Арсеньева Наталья Владимировна. Работа №317393
Советы родителям по развитию связной речи у ребенка
Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.
Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. Далее даются конкретные советы по развитию связной речи.
Советы родителям по развитию связной речи у ребенка
Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.
К 6 – 7 годам ребенок должен овладеть всей системой родного языка:
самостоятельно давать описание предметов,
составлять рассказ по картине, по серии картинок, самостоятельно расположив картинки в логической последовательности,
свободно пересказывать рассказы и сказки
, придумывать сказку
полно и последовательно излагать свои мысли, описывать произошедшие события,
рассказывать о своих впечатлениях.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребенок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе. В повседневном общении с ребенком мы можем ненавязчиво, без принуждения многому его научить. Вот некоторые советы по развитию связной речи у ребенка:
Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.
Обязательно
е
жедневно
читайте ребенку! Это научит ребенка слушать, быть усидчивым. Разб
и
р
айте
новые, непонятные для него слова. Задавайте вопросы по содержанию текста, просите отвечать полным ответом. Придумывайте свои концовки к сказкам.
Рассматривайте вместе иллюстрации в книге и просите рассказать, что на них изображено. Можно попросить нарисовать, что понравилось ребенку.
Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком. Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание.
Вовлекайте его в беседы. Поощряйте его попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие.
Помогайте связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки. При этом не торопитесь все рассказывать сами. Дайте ребенку возможность самому рассказать.
Проговаривайте или составляйте небольшие рассказы о событиях из личного опыта. Пусть он делится ими с другими членами Вашей семьи, воспитателями и друзьями. При этом напоминайте ребенку, что говорить надо внятно, четко и не спеша.
Играйте с ребенком в речевые игры такие, как «Угадай по описанию предмет», «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?». В играх (их можно придумать вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали. Взрослые наравне с ребенком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, одевания, раздевания.
Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы не устали, как бы ни были заняты, найдите время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-то задание: понаблюдать за чем-либо, за изменениями в окружающем. И обязательно выслушайте потом рассказ, похвалите. Так ребенок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь. Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком.
Помните! Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого развития от окружающих!