консультация «Тот, кто не помнит своего прошлого, не знает ничего». | Полтева Татьяна Сергеевна. Работа №354679
Наши дети должны знать не только истрию Российского государства.
Консультация
«Приобщение к истории, традициям и культуре России»
В наше время, когда в обществе наблюдается тенденция к «массовой культуре», проблема сохранения и возрождения национального самосознания становится особенно актуальной. Важно, чтобы дети осознавали свою принадлежность к народу, понимали свои корни и воспитывались как духовно богатые личности.
Если мы стремимся воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к себе и другим людям (гуманизм и толерантность), то нам следует вернуть подрастающему поколению всё лучшее, что было создано нашими предками. Мы должны научить детей ценить и помнить о том, как жили их предки, чтобы они не стали «Иванами, не помнящими родства».
Наши дети должны не только знать историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Они должны осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, чтобы самореализоваться как личности, любящей свою Родину и свой народ.
Дети должны быть знакомы с русскими народными танцами, которые отражают народные нравы, обычаи и русский дух свободы творчества. Также они должны изучать устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки и прибаутки.
Важно донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры и воспитывать их в национальных традициях. Для этого следует обратиться к истокам русской народной культуры, в первую очередь к фольклору. Содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, накопленный веками, духовный мир, мысли и чувства наших предков. Русский танец, песня и музыка должны стать неотъемлемой частью жизни ребенка.
В народном сознании издревле особое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости и правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость и немилосердие. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирает не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно.
Об этом можно судить по огромному количеству пословиц, поговорок и сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности были ориентиром в жизни русского человека.
Русское народное искусство и русская национальная культура должны стать основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребенка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, они получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура — это путь от прошлого через настоящее в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества и фольклора находит отклик в их сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие, раскрывает творческие способности каждого ребенка и формирует общую духовную культуру.
Приобщение к ценностям народной культуры следует начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы и открыты, и детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно-бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, к секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка — это семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех и улыбку задорная пляска, музыкальные игры и хороводы. Всё это обеспечивает психологическую нагрузку, в результате которой уходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах и ощущение радости.
Примером сложившихся на всем протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость — глупость.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.