Консультация учителя-дефектолога для родителей "Играем-память развиваем" | Хижова Елена Борисовна. Работа №313934
Консультация учителя-дефектолога ДОУ для родителей детей с задержкой психического развития.
Рассматривается развитие психический процессов дошкольников с ЗПР -памяти. Типы памяти, процессы памяти, особенности развития памяти дошкольников с задержкой психического развития, методы и приёмы развития памяти. Даются рекомендации родителям с целью осуществления коррекции, развития памяти дошкольников. Рекомендованные упражнения позволят заинтересовать ребёнка, а регулярное использование позволяет осуществлять коррекцию с лучшей динамикой.
«Играем и память развиваем»
Память – психический процесс сохранения, накопления и воспроизведения информации прошлого опыта и текущих событий.
Процессы памяти:
Запоминание
– запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей;
Хранение
– накопление материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение;
Воспроизведение и узнавание
– процесс актуализации элементов прошлого опыта (образы, мысли, чувства, движения);
Забывание
– потеря возможности воспроизведения, а иногда узнавания.
Типы памяти:
по сенсорной модальности — зрительная память, моторная память, звуковая память, вкусовая память, болевая память.
по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память,
ультра кратковременная
память;
по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим
потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
по наличию средств — опосредованная и не опосредованная;
по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Особенности памяти детей с ЗПР:
Преднамеренное и непреднамеренное запоминание находятся на одном уровне;
Преобладает механическая память;
Очень медленно усваивают новое, лишь после нескольких повторений;
Быстрое угасание образованных связей и сформированных ассоциаций;
Смысловые связи искажаются, замещаются привнесениями, структурно неоформленные;
Образная память преобладает над словесно-логической;
При отсроченном и моментальном воспроизведении обнаруживаются привнесения и замещения;
Воспроизводимый материал искажается, обнаруживаются отождествления, нарушения последовательности, неполнота содержания;
Искажения при воспроизведении словесного материала;
Представления недифференцированные, фрагментарны, расплывчаты;
Произвольное оперирование представлениями нарушено;
Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно;
В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов.
Для успешного обучения в школе необходимо развивать у детей с ЗПР память. Приведенные упражнения и игры позволят улучшить состояние памяти у ребенка и, как следствие этого, добиться повышения успешности.
Важным условием является заинтересованность ребенка в совместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими, придать им игровую форму.
Начать лучше с того, что по силам ребенку, для создания ситуации успеха, придания уверенности ребенку. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь, но не выполнять за них всю работу.
Разучивание песенок, стихотворений, потешек – это отличный способ улучшить такую важную функцию мозга, как память.Если сопровождать разучивание стихов пальчиковой гимнастикой, то можно улучшить мелкую моторику. А если придумать движения на каждую строчку, это будет хорошей альтернативой занятиям физической культурой.
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"
игру можно усложнить.
- увеличив количество игрушек;
- ничего не убирая, только менять игрушки местами.
Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.
Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек.
Игра «Повтори слово»
Цель: развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики.
Оборудование: мяч.
Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово. Ребенок ловит мяч, перебрасывая его дефектологу должен повторить слово. Если ребенок забывает слово, взрослый не ловит мяч.
Игра «Где спрятана игрушка?»
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
-убрать коробки на более длительное время;
-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
-заменить игрушки.
Игра «Повторяй за мной»
Цель: развитие двигательной кратковременной памяти.
Ход игры:
1) наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые взрослым: коснуться левой рукой правого (левого) уха, провой рукой – левого глаза. Необходимо преодолевать тенденции к зеркальному воспроизведению;
2) речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции.
Можно через полчаса попросить ребенка повторить последнюю последовательность ещё раз (развитие долговременной двигательной памяти).
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: развитие тактильной памяти.
Ход игры: положите в непрозрачный мешок 8–10 предметов, знакомых ребенку (кубик, куклу, резиновую игрушку, ключи, расческу и т. д.). Завяжите ему глаза, попросите вытащить один предмет и на ощупь определить, что это такое. Когда ребенок освоит это упражнение, замените вещи в мешке, постепенно повышая уровень их сложности.