Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Консультация учителя-дефектолога для родителей "Играем-память развиваем" | Хижова Елена Борисовна. Работа №313934

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Консультация учителя-дефектолога ДОУ для родителей детей с задержкой психического развития.

Рассматривается развитие психический процессов дошкольников с ЗПР -памяти. Типы памяти, процессы памяти, особенности развития памяти дошкольников с задержкой психического развития, методы и приёмы развития памяти. Даются рекомендации родителям с целью осуществления коррекции, развития памяти дошкольников. Рекомендованные упражнения позволят заинтересовать ребёнка, а регулярное использование позволяет осуществлять коррекцию с лучшей динамикой.

«Играем и память развиваем»

 

Память – психический процесс сохранения, накопления и воспроизведения информации прошлого опыта и текущих событий.

Процессы памяти:

Запоминание

– запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей;

Хранение

– накопление материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение;

Воспроизведение и узнавание

– процесс актуализации элементов прошлого опыта (образы, мысли, чувства, движения);

Забывание

– потеря возможности воспроизведения, а иногда узнавания.

Типы памяти:

по сенсорной модальности — зрительная память, моторная память, звуковая память, вкусовая память, болевая память.

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;

по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память,

ультра кратковременная

память;

по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим

потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)

по наличию цели — произвольная и непроизвольная;

по наличию средств — опосредованная и не опосредованная;

по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.

 

Особенности памяти детей с ЗПР:

Преднамеренное и непреднамеренное запоминание находятся на одном уровне;

Преобладает механическая память;

Очень медленно усваивают новое, лишь после нескольких повторений;

Быстрое угасание образованных связей и сформированных ассоциаций;

Смысловые связи искажаются, замещаются привнесениями, структурно неоформленные;

Образная память преобладает над словесно-логической;

При отсроченном и моментальном воспроизведении обнаруживаются привнесения и замещения;

Воспроизводимый материал искажается, обнаруживаются отождествления, нарушения последовательности, неполнота содержания;

Искажения при воспроизведении словесного материала;

Представления недифференцированные, фрагментарны, расплывчаты;

Произвольное оперирование представлениями нарушено;

Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно;

В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов.

 

 

 

Для успешного обучения в школе  необходимо развивать у детей с ЗПР память. Приведенные упражнения и игры позволят улучшить состояние памяти у ребенка и, как следствие этого, добиться повышения успешности.

Важным условием является заинтересованность ребенка в совместных с взрослым занятиях. Желательно сделать их систематическими, придать им игровую форму.

Начать лучше с того, что по силам ребенку, для создания ситуации успеха, придания уверенности ребенку. Постепенно сложность должна нарастать. В ходе работы детям следует оказывать помощь, но не выполнять за них всю работу.

 

Разучивание песенок, стихотворений, потешек – это отличный способ улучшить такую важную функцию мозга, как память.Если сопровождать разучивание стихов пальчиковой гимнастикой, то можно улучшить мелкую моторику. А если придумать движения на каждую строчку, это будет хорошей альтернативой занятиям физической культурой.

 

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем  попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

игру можно усложнить.

- увеличив количество игрушек;

- ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек.

 

Игра «Повтори слово»

Цель: развитие кратковременной слуховой памяти, крупной моторики.

Оборудование: мяч.

Ход игры: взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово. Ребенок ловит мяч, перебрасывая его дефектологу должен повторить слово. Если ребенок забывает слово, взрослый не ловит мяч.

 

 

 

 

 

Игра «Где спрятана игрушка?»

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

-убрать коробки на более длительное время;

-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

-заменить игрушки.

 

Игра «Повторяй за мной»

Цель: развитие двигательной кратковременной памяти.

Ход игры:

1) наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые взрослым: коснуться левой рукой правого (левого) уха, провой рукой – левого глаза. Необходимо преодолевать тенденции к зеркальному воспроизведению;

2) речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции.

Можно через полчаса попросить ребенка повторить последнюю последовательность ещё раз (развитие долговременной двигательной памяти).

 

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: развитие тактильной памяти.

Ход игры: положите в непрозрачный мешок 8–10 предметов, знакомых ребенку (кубик, куклу, резиновую игрушку, ключи, расческу и т. д.). Завяжите ему глаза, попросите вытащить один предмет и на ощупь определить, что это такое. Когда ребенок освоит это упражнение, замените вещи в мешке, постепенно повышая уровень их сложности.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×