Консультация: "Упражнения для тренировки памяти, внимания и мышления для дошкольников. ☼
Автор: Климова Жанна Николаевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:"Times New Roman","serif";}
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы Школа № 1018
СП по дошкольному образованию 2034
Консультация:
«Упражнения для тренировки памяти, внимания и мышления».
подготовила и провела:
учитель – дефектолог:
Климова Ж. Н.
Москва 2016
План
1. Что такое ЗПР
2. Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
3. Игры на развитие внимания
4. Игры на развитие мышления
5. Игры на развитие памяти
6. Вывод
Что такое - ЗПР?
ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту).
Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть врожденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.
Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР
(Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)
При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на занятиях рассеяны, не могут работать более 5-10 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей мах. внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются. У других мах. концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
При проведении упражнений дать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, использовать игровые моменты, яркую наглядность, организация самопланирования, самопроверки – обязательный этап работы, также оречевление ребенком своей деятельности.
Для ЗПР характерно недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (Затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв). страдает целостность восприятия. Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве – вправо- и влево-ориентации, это отрицательно сказывается на графическом навыке, изображении фигуры человека.
Память.
Снижена продуктивность (на 2 года ниже, чем у N сверстников) запоминания и неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, не6 умение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Виды упражнений: воспроизводимость понятий (графическое изображение), воспроизвести рисунок по словесному образцу и др. при организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части. Рациональный объем запоминаемой информации. Эмоциональное богатство передаваемого материала.
Мышление.
У большинства детей с ЗПР уровень развития наглядно-действенного мышления у этих детей в норме. Они правильно выполняют задание, но некоторым требуется стимулирующее задание. Наглядно-образное мышление: большинству требуется многократное повторение задания и оказание некоторых видов помощи, но есть такие, которые и с помощью с заданием не справляются. Словесно-логическое мышление у большинства не развито.
Основные технологические требования для формирования индивидуально-коррекционного подхода при развитии мыслительной деятельности:
•Общая коррекционная направленность процесса обучения, увеличение срока обучения, малая наполняемость группы, щадящий режим, соответствующий учебный план, увеличение количества часов на трудный раздел программы, использование индивидуальных и групповых занятий.
•Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.
•Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.
•Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.
НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1. "Запретное слово". Игра для развития произвольного внимания и находчивости. Для нее не требуется никакого материала, поскольку она словесная. Суть ее состоит в следующем: ведущий задает вопросы, а игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором вы заранее договариваетесь, например, слово "нет ". Предупредите малыша, что нужно быть предельно внимательным, так как вы постараетесь его подловить. После этого можно начать задавать вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь с ним ролями, он задает вопросы, вы - отвечаете. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.
2. "Запрещенное движение". Малыш повторяет за педагогом все упражнения зарядки, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).
3. "Разведчик". Начните игру из коридора. "Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке." Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.
4. "Секретное письмо". Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.
5. "Наблюдатель". Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".
6. "Архитектор". Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.
7. "Волшебное слово". Сначала следует договориться, какие же слова считать `волшебными`. `Волшебными` можно считать слова на букву `М` или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении `волшебных слов` ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
8. Шерлок Холмс. Игра на развитие наблюдательности. Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает "сыщику " угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов. Лучше начать с 3-4 изменений и постепенно их увеличивать.
Самой высшей формой деятельности человека является мышление. Но оно не появляется из ниоткуда в зрелом возрасте. Конечно, существуют определенные предпосылки к его развитию, но этот психический процесс можно и нужно развивать, и лучший способ сделать это-игра. Необходимо также помнить, что мышление неразрывно связано с речью.
Предлагаемые игры помогут детям научиться рассуждать, обобщать, сравнивать, выносить самостоятельные умозаключения по некоторым (пусть пока и банальным) вопросам, а, научившись этому, дети научатся самостоятельно мыслить.
«Найди лишнее слово»
Составьте серии слов, в каждой из которых одно слово будет отличаться от других по некоторому признаку (например, храбрый-смелый-злой-отважный). Предложите ребенку определить это лишнее слово. В серии может быть от трёх до пяти слов (по возможностям ребёнка).
«Бывает — не бывает»
Бросайте ребёнку мяч, одновременно называя какую-нибудь ситуацию. Ребёнку надо поймать мяч, если указанная ситуация возможна, и отбивать его, когда такая ситуация в принципе невозможна (например: кошка хочет пить, самолет идет по земле и др.)
«Угадай по описанию»
Взрослый дает описание некоторого предмета, а затем просит угадать, о чем он говорил. Говорить можно о чём угодно — об овощах, игрушках, животных. Если ребёнок колеблется с ответом, можно выложить ему подсказку в виде картинок.
«Кто кем будет»
Ведущий описывает (показывает, называет) явления и предметы, а ребёнок ответить на вопрос, как и во что они изменятся или превратятся. Ведущий называет, к примеру: желудь, гусеница, яйцо, икринка и др. При этом на один вопрос может существовать не один ответ, и любознательный ребёнок может привести несколько, за что его необходимо поощрить.
«Общие слова»
Взрослый предлагает ребёнку назвать как можно больше общих слов, относящихся к какой-тот теме и обозначающих некоторое понятие. Это могут быть слова, обозначающие кустарники, деревья, цветы; слова, относящиеся к спорту; слова, обозначающие домашних зверей, наземный или воздушный транспорт и так далее.
Память ребенка в детстве неразрывно связана с его интересом. Память является комплексным процессом восприятия, обработки и хранения информации, но изначально запоминается лишь то, что интересно. Нарушение на любом из этапов работы с информацией может вызвать в дальнейшем у ребёнка трудности в обучении. Предложенные игры направлены на тренировку памяти ребёнка, обучение логическим приёмам запоминания.
«Стирай!»
Ребёнок рисует мелом на доске или карандашом на листе бумаги «рожицу». Затем взрослый завязывает ему глаза, и ребёнок должен стереть некоторые части «рожицы» в соответствии с указаниями, которые дает ведущий, и в той же последовательности (например, сначала глаз, затем подбородок и т. д.).
«Что исчезло?»
Разложите на столе несколько предметов (картинок) и попросите ребёнка внимательно их рассмотреть. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый убирает один предмет и предлагает посмотреть, вспомнить и назвать, что исчезло.
Разновидность этой игры: оставшиеся предметы на столе смешиваются, ребёнку предлагается назвать их исходную последовательность.
«Пиктограмма»
Взрослый называет слова и словосочетания, а ребёнок зарисовывает их в виде любых рисунков и называет исходные словосочетания («читает свои рисунки»).
Любопытно, что дети могут нарисовать и такие, казалось бы, абстрактные понятия как добро и зло, счастье или печаль, отображают эмоциональное состояние человека.
«Волшебный мешок с подарками»
Взрослый высыпает на стол несколько предметов, из тех, что привычны ребёнку и используются им. Ребёнок рассматривает их в течение одной минуты, а затем взрослый убирает предметы в мешок и задает вопросы о них (например: какого цвета была резинка для волос? сколько было синих карандашей? …).
«Вспомни и назови»
Взрослый называет ребёнку 10 простых слов (например, стол, ель, мяч, конфета, слон, дождь и т. д.) . Затем предлагает вспомнить и назвать все слова в том порядке, в каком они были названы. Еще интересней эта игра становится, если попросить ребёнка «нарисовать» эти слова, пусть даже весьма схематично. В эту игру можно играть с двумя-тремя детьми одного возраста, пусть каждый «рисует» слова, которые запомнил. Для внесения в игру элемента соревновательности можно засчитывать за каждое правильно названное слово баллы. Бонус можно ввести за правильно угаданный порядок слов.
Притча о двух ангелах.
Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел
долгого не мог уснуть. А когда ему все-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
- Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
- Не все является тем, чем кажется, - ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова - единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:
- Почему ты не поможешь бедному человеку? - сказал он. - В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?
На что старый ангел ответил:
- Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
- Не все является тем, чем кажется, - ответил в третий раз старый ангел. - В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад - и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову.
Список литературы:
1. Блонский П.П : «Память и мышление».
2. Власова Т.А: «Дети с задержкой психического развития».