Консультация ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼ | Кудашева Виктория Владимировна. Работа №264264
Автор: Кудашева Виктория Владимировна
Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на творческое и интеллектуальное развитие. Стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время, так почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал малозатратный и доступный.
Ум ребёнка находится на кончиках
его пальцев
В.А.Сухомлинский
Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. Оригами в переводе с японского - ори - бумага, ками- складывать.
В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития интеллектуальных способностей детей, развития произвольности всех психических процессов, повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения.
С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги… Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно без жертв и разрушений.
Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время. Меня сначала как маму, а позднее как педагога, заинтересовал вопрос, почему бы не использовать эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях? Тем более что бумага - материал малозатратный и доступный.
Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на творческое и интеллектуальное развитие.
Значение оригами для развития ребёнка:
Развивает у детей точность движений пальцев рук, совершенствует мелкую моторику, развивает глазомер.
Учит детей различным приёмам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает концентрацию внимания, умение сосредоточиться,
Стимулирует развитие памяти, умение следовать устным инструкциям и схемам.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, диагональ, вершина.
Развивает пространственное воображение.
Активизирует воображение детей и фантазию.
Развивает художественный вкус и творческие способности.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Цель обучения детей оригами:
Всестороннее интеллектуальное и творческое развитие детей дошкольного возраста, повышение эффективности обучения.
Задачи:
1. Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.
3. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
Детям младшего дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами мной разработаны следующие приёмы: на углах квадрата, которые будут совмещены, рисуются бабочка и цветок (жук и листок). Ребёнку предлагается аккуратно взять уголок, на котором изображена бабочка и посадить её на цветок. Когда бабочка сядет на цветок, для того, чтобы она не улетела нужно пальчиком левой руки удерживать совмещённые уголки, а ноготком большого пальца левой руки прогладить полученную складку. Таким образом, ребёнок осваивает первый важнейший приём складывания квадрата по диагонали. Как правило, даже дети, имеющие недостаточно развитую мелкую моторику пальцев, успешно справляются с поставленной задачей. Успешность, доступность вдохновляют ребёнка, стимулируют продолжать осваивать новые приёмы складывания бумаги. Для того чтобы интерес к оригами не ослабевал, я демонстрирую возможность изготовления из бумаги игрушек, подарков для членов семьи. Дети с удовольствием включаются в продуктивную деятельность.
Во время обучения детей оригами я использую следующие приёмы:
показ с проговариванием действий;
устную инструкцию;
демонстрацию схемы выполнения поделки.
Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ. В младшем возрасте эти понятия накапливаются в пассивном словаре, что в последующем облегчает раскрыть понятийную сторону терминов и их усвоение и умение применять в деятельности.
Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.
Например, для знакомства ребят с характеристиками квадрата я использовала такое стихотворение:
Ф.Сирени
Много-много лет назад
был известен всем квадрат.
Сколько в нём углов? – Четыре!
Это знает каждый в мире.
И четыре стороны
у квадрата быть должны.
Быть углы должны какими?
Обязательно прямыми,
А все стороны должны
Быть, конечно же, равны.
Меня спросил мой младший брат:
- Скажи, на что похож квадрат?
- На кубик в детском уголке,
На плот, плывущий по реке;
На старый дом без крыши
Где поселились мыши.
Ещё похож он на экран
И телевизора экран,
Пуховый бабушкин платок
И гардеробный номерок,
На синий знак дорожный
И белый торт творожный -
Квадрат приземистый собой
Но каждый угол в нём прямой.
И у него мы знать должны
Всегда все стороны равны.
Так же активно использую звуковое сопровождение (прослушивание японской этнической музыки).
Так же во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы я использую записи японской этнической музыки. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Большое внимание при обучении оригами уделяю созданию сюжетно-тематических композиций, в которых использую изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигаю тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляю дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создаю нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом).