Консультирование и психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей | Анжела Анатольевна Щеглак. Работа №338314
В психологии семьи понятие «функция» используется практически в нескольких значениях:
- роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
- внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
- функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
- деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность ее деятельности. Целенаправленные действия следуют из необходимости удовлетворения потребностей, представляющих воспроизведение объективно осознанных мер и действий. В более конкретном смысле функции семьи представляют набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху.
Щеглак Анжелы Анатольевны
Семейная роль как условие функционирования семейной системы
В психологии семьи понятие функция используется практически в нескольких значениях:
- роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
- внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
- функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
- деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.
Функция отражает связь семейной группы с обществом, а также направленность ее деятельности. Целенаправленные действия следуют из необходимости удовлетворения потребностей, представляющих воспроизведение объективно осознанных мер и действий. В более конкретном смысле функции семьи представляют набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху.
Совокупность функций
И.В. Гребенников
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис
А.Г. Харчев, А.И. Антонов
репродуктивная;
экономическая;
воспитательная;
коммуникативная;
функция организации
досуга и отдыха.
воспитательная;
хозяйственно-бытовая;
эмоциональная;
духовного общения;
первичного социального контроля;
сексуально-эротическая.
специфические (репродуктивная, экзистенциальная, социализация)
неспецифические (накопление и передача собственности, статуса, организацию производства и потребления домохозяйство, отдых и досуг, забота о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению
Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли. Семейные роли — это закреплённые за каждым из членов семейной системы наборы поведенческих паттернов. Они определяются как индивидуальным уровнем (совокупность представлений о себе как носителе роли), так и микро-, макро- и мегасистемным уровнями функционирования семьи.
Значительную часть функций выполняет женщина – мать - жена.
Женщина – мать: репродуктивная функция - это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей.
Женщина – жена: экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. В основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Экономическая функция семьи осуществляется по-разному, благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.
Женщина – жена - хозяйка: в основе экономической функции лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей. Благосостояние зависит не только от доходов, но и характера потребностей, ценностных ориентации, сочетания общественных и личных интересов членов семьи.
Женщина – мать - воспитатель: это, прежде всего адаптация ко всей совокупности общественных ценностей, формирование жизненных позиций.
Женщина – жена – мать - организатор семейной субкультуры: удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов.
Женщина – жена-мать - организатор развлечений: организация рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимном обогащении.
Женщина – жена - сексуальный партнер: соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи (супругов) при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях.
Активная деятельность женщин как в общественной, так и в семейно-бытовой сферах,
обеспечивает высокий авторитет матери.
Структура семейных ролей.
Роль — это социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений
Отечественные и зарубежные исследователи указывают, что правила ролевого поведения и ролевого отношения в семье устанавливаются в процессе жизнедеятельности семьи, в тесной взаимосвязи с межличностными отношениями и общением членов семьи.
Классификация основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:
1. Ответственный за материальное обеспечение семьи (роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния).
2. Хозяин – хозяйка (роль предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой и т.п.)
3. Роль ответственного по уходу за младенцем (роль требует обеспечения ребенку в первый год-полтора его жизни физического и психического комфорта).
4. Роль воспитателя (роль включает в себя выполнение обязанностей, связанных с формированием личности ребенка более старшего возраста).
5. Роль сексуального партнера (роль связана с проявлением активности в сфере сексуальных отношений).
6. Роль организатора развлечений (роль выделена относительно недавно и включает в себя инициацию и организацию жизнедеятельности семьи в сфере досуга).
7. Организатор семейной субкультуры (роли направлено на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, разнообразных интересов и увлечений)
8. Роль ответственного за поддержание родственных связей (роль включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками и содействие социальному становлению членов семьи).
9. Роль психотерапевта. (роль предполагает осуществление действий, направленных на решение личностных проблем другого члена семьи. Следует отметить, что полнота выполнения этой роли тесно связана с общей удовлетворенностью браком.
Одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему.
Патологизирующие роли — это вид межличностных семейных ролей, которые оказывают психотравмирующее действие как на исполнителя роли, так и на всю семью в целом и в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на членов семьи (таковы роли семейного козла отпущения, семейного мученика, без остатка жертвующего собой во имя семьи, больного члена семьи). Патологизирующая роль одного из членов семьи может быть травматичной для других, а не для него самого. Классификация патологизирующих ролей (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999). В основу ее положены два критерия: сфера жизнедеятельности семьи, нарушение которой привело к возникновению патологизирующих ролей, и мотив их возникновения.
- Патологизирующие роли, связанные с нарушением взаимодействия между семьей и ее социальным окружением.
- Патологизирующие роли, не связанные с нарушением взаимодействия между семьей и ее социальным окружением.
Групповые патологизирующие роли — роль исполняется всеми членами семьи.
Семья — крепость - доминируют враждебное отношение к социальному окружению, стремление к изоляции и агрессивные формы реагирования.
Семья — театр - уважительное и участливое отношение членов семьи друг к другу выставляется на показ, но при этом в действительности их потребности в уважении, понимании и признании внутри семьи могут совершенно не удовлетворяться.
Семья — санаторий - основной идей является то, что ни внутри семьи, ни снаружи не должно быть никаких конфликтов. Негласно принято отсутствие серьезных проблем как таковых, а значит и обсуждений проблемных ситуаций, как следствие оказывается психотравмирующее воздействие на членов семьи ввиду невыполнения такой функции семьи, как эмоциональная поддержка, принятие и т. д.
Семья с антисексуальной идеологией - такой тип семьи возникает чаще всего под влиянием одного члена семьи, страдающего сексуальными дисфункциями.
Индивидуальные патологизирующие роли
Семейный козёл отпущения. Индивид, исполняющий данную роль, является мишенью для эмоционального реагирования остальных членов семьи, разрядки напряжения. Довольно часто он спокойно относится к таким эмоциональным реакциям родни и принимает эту роль, осознавая её положительный эффект для семьи в целом.
Позор семьи. Исполнитель этой роли признаётся семьей (или отдельными её членами) виновником всех несчастий. Зачастую он отвергает эту роль.
Любимчик. Является посредником между конфликтующими членами семьи, носителем эмоционального начала, объединяющего семью, и тем самым он препятствует открытому решению проблемы, в чем и выражается патологизирующий характер этой роли.
Бэби. Вечное дитя независимо от возраста, ему прощаются все проступки и прегрешения. Он также как и любимчик объединяет членов семьи в процессе его опеки.
Больной член семьи. Патологизирующий характер этой роли проявляется в том, что семья, окунувшись в заботу о страдальце, отодвигает на второй план реально существующие проблемы.