"Консультирование семьи при поступлении в Центр" | Небогина Вера Николаевна. Работа №305545
Данная статья предназначена, для студентов, а так же для специалистов , работающих в учреждениях социального обслуживания населения, Российской Федерации. Статья выглядит в виде образца, как работают специалисты отделений приёма и консультации в Центрах социальной реабилттации и абилитации инвалидов и детей - инвалидов. Показывается работа с родителями, с законными представителями получателей социальных услуг. А так же в данной статье указываются документы, законы РФ, на которые опираются специалисты по социальной работе при работе в гос.учеждениях.
Тема: Консультирование семьи, при поступлении в Центр.
Вид консультирования: семейное.
Время: 60 мин.
Состав семьи: муж, жена, ребенок 6 лет.
Краткое содержание проблемы: столкнулись с трудностями взаимодействия с ребенком, так как он не говорит, непослушания ребенка, усталость матери, муж постоянно на работе.
Цель: помощь семье в воспитании ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному функционированию, а также мобилизовать возможности семьи для решения задач реабилитационного процесса.
Ход консультирования:
* знакомство, установление контакта;
* определение проблем семьи со слов родителей;
* психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка с ОВЗ;
* определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик;
* оценка результатов диагностики и формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье;
* определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены;
* подведение итогов.
Ожидаемые результаты:
-Определении адекватного способа преодоления трудностей на каждом этапе развития семьи и развития ребенка. В процессе консультирования родителям сообщается, какие трудности могут возникать на разных этапах жизни ребенка.
-Необходимость проявление чуткости и гибкости в предоставлении простора для детской инициативы по мере взросление ребенка
-Принятие во внимание родителей о важности развития у ребенка навыков самообслуживания, включение в жизнедеятельность семьи, воспитание «бытовой самостоятельности» с учетом физической или интеллектуальной состоятельности.
-Привлечение родителей к участию в родительских клубах, обществах родителей детей с ограниченными возможностями, различных формах групповой работы с родителями (беседы, родительские школы, родительские тренинги). Это позволит родителям расширить круг своего общения, узнать о жизни других семей с аналогичными проблемами, опереться на их достойный пример, познакомиться с возможными вариантами «взрослой» жизни ребенка, найти не жалость, а поддержку и понимание.
- Приглашение семьи на тренинг по гармонизации детско-родительских отношений.
Социально-психологическая услуга: 3.3 Проведение социально-психологических тренингов
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Вид тренинга: групповой
Количество человек: 6.
Время и кратность занятий: 1 занятие, 60 минут.
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания.
- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.
- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания.
Форма проведения: Тренинг состоит из нескольких упражнений с применением арт-терапии.
При групповой арт-терапевтической работе приоритетными задачами являются:
– создание атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
– побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, к выражению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, к предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;
– формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие социализации, улучшение межличностных отношений.
Вид арт-терапии: изотерапия
Цель изотерапии: перенесение внутренних представлений, образов на бумагу.
Изотерапия дает возможность:
- выхода внутренним конфликтам;
- помогает понять собственные чувства и переживания;
- способствует повышению самооценки;
- помогает в развитии творческих способностей.
Ход тренинга
Упражнение 1 «Ребенок в лучах солнца»
(Раздаются белые листы, цветные карандаши).
В центре листа нарисуйте круг и напишите имя вашего ребенка.
Нарисуйте лучики. Напишите на лучиках, какой ваш ребенок, его черты характера.
(звучит спокойная музыка, родители работают)
- А сейчас попробуем проанализировать, что у нас получилось. Кто желает рассказать о своем ребенке? (слушаем всех, кто хочет рассказать)
- А теперь каждый посмотрите на свой рисунок, это ваш ребенок, ваше солнышко. И каждый из вас должен его любить просто за то, что он есть, безусловной любовью.
Упражнение 2 «У кого…».
Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
- те, у кого дома есть кошка (собака);
- те, кто любит ходить в кино;
- те, у кого один ребенок;
- те, кто любит танцевать;
- те, у кого в семье есть мальчик и девочка;
- те, у кого двое детей (трое);
- у кого хорошие отношения с детьми.
Упражнение 3 «Губка»
Эксперимент. Прозрачная ёмкость с водой. Это – мы родители. В каждом из нас есть что-то хорошее, чем мы можем гордиться (добавляем в воду яркую краску) и что-то плохое, о чем нам не очень хочется говорить (добавляем темную краску). Это смесь наших качеств. Губка - это ребенок. Опускаем, и он впитывает все подряд хорошее и плохое.
Упражнение 4 «Живой дом»
Перед участниками лежит лист бумаги. Нужно написать в колонку имена 7-8 человек, которые влияют на их жизнь, рядом нарисовать дом, у которого обязательно должны быть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход, порог, и предоставить каждой части дома имя конкретного человека. Затем происходит интерпретация результатов.
Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.
Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.
Окна– будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).
Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.
Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.
Дымоход– человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.
Двери – информационный портал, тот кто учил строить отношения с миром.
Порог – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.
Выводы. Методика дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.
Упражнение 5 «Рисование по инструкции»
Пара родителей садятся спиной друг к другу. Один участник каждой пары получает карточку с изображением рисунка. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести изображение. Затем участники меняются местами.
Упражнение 6 «Письмо о счастье»
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.
1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».
2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».
Обсуждение:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Рефлексия
Возможные вопросы для рефлексии:
- Что вы приобрели нового?
- Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось? - Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
Выводы: В результате прохождения тренинга родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Таким образом, родитель начинает выстраивать более эффективное взаимодействие с детьми.