Контроль как функция менеджмента | Коломейчук Алена Юрьевна. Работа №331565
Краткий конспект лекции на тему "Контроль как функция менеджмента" содержит основной материал, отражающий сущность контрольной деятельности организации. В лекции представлено понятие конроля, его цель, виды контроля. Перечислены принципы, которыми необходимо руководствоваться при осуществлении контроля в организации. А также рассмотрены возможные ошибки при реализации данной функции.
Конспект лекции будет полезен студентам среднего профессионального образования в рамках изучения темы "Функции менеджмента" по дисциплинам "Менеджмент", "Управление персоналом" и т.п.
Контроль как функции менеджмента
Как показывает практика, большое число руководителей в реальной работе несерьезно относятся к функции контроля, что, безусловно, снижает качество всей системы управления предприятием или организацией и создает помехи в достижении намеченных целей.
Одним из основополагающих факторов, обуславливающих необходимость контроля, является то, что предприятие может вовремя фиксировать и корректировать свои недочеты, прежде чем они повлияют на достижение целей предприятия.
Контроль – управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы предприятия.
Выполнение функции контроля предполагает:
- получение информации;
- проработку полученной информации;
- анализ информации о существующих результатах хозяйственной деятельности;
- сопоставление полученных результатов с плановыми показателями, выявление отклонений и диагностика этих отклонений;
- совершенствование деятельности, требуемой для достижения поставленных целей.
Различают следующие виды контроля:
По типу:
Традиционный (фиксирует отклонения от плановых заданий и стандартов);
Опережающий (отслеживает разрыв между реальными показателями организациями и перспективными);
Предпринимательский (осуществляется над внешней ситуацией и внутренними процессами, а также факторами, влияющими на них).
По видам:
Финансовый,
маркетинговый,
производственный,
контроль качества и т.д.
По интенсивности:
Нормальный,
Усиленный,
По методам:
Фактический,
Документальный,
Оценочный,
В зависимости от источника контроля:
Внешний,
Внутренний (самоменеджмент),
По стадиям осуществления:
- предварительный контроль - реализуется до начала осуществления работы. В ходе его выявляется готовность предприятия к началу выполнения поставленной задачи;
- текущий контроль - реализуется непосредственно в процессе работы путем оценки ее результатов. Отклонения, обнаруженные во время работы, позволяют быстро реагировать на их причины;
- заключительный контроль проводится после завершения работ. Основная его задача - обеспечение руководства информацией, необходимой для планирования, при условии осуществления в будущем похожих работ.
При реализации функции контроля в организации может осуществляться следующие виды контроля, приводящий к ошибкам:
1. Контроль «по случаю». Нормальный контроль направлен не на выявление, а на упреждение негатива. Следует заранее планировать и согласовывать с сотрудниками даты и форму контроля.
2. Тотальный контроль. Он порождает небрежность. Руководитель, решивший контролировать все и вся, освобождает сотрудников от ответственности, а не повышает ее.
3. Скрытый контроль. Он некорректен этически и унизителен для сотрудника и для руководителя; встречается в разных видах; его последствие - неблагоприятно отражается на морально-психологическом климате в коллективе.
4. Контроль любимого участка. Менеджер сосредоточен на контроле тех участков, тех вопросов, которые он курировал раньше. При этом «сужает» поле контроля, а сотрудники очень быстро выявляют, что проверяется, а что — нет.
5. Контроль-проформа. Поверхностный и выборочный контроль, с тайной надеждой, что ничего не будет обнаружено.
6. Контроль из-за недоверия. Подозрительность свидетельствует о неуверенности в себе.
7. Контроль без обратной связи. Результаты контроля обязательно должны доводиться до сведения работника и быть предметом обсуждения. Контроль бесплоден, когда нет обратной связи. Некоторые руководители совершают ошибку, придерживая информацию о результатах контроля.
8. Поверхностный контроль (например, контроль пребывания сотрудника на рабочем месте вместо контроля результатов работы). Он необходим, но если весь контроль сводится к мелочной фиксации внешних действий (время прихода на работу и т. д.), то ощутимой пользы от него не будет.
Для того чтобы контроль мог выполнять свою задачу, он должен обладать рядом важных свойств:
- стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их;
- ориентация на результаты - организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечивают ее выживание и дальнейшее развитие;
- соответствие контролируемому виду деятельности - контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно;
- контроль должен осуществляться своевременно;
- контроль должен осуществляться в соответствии с четко определенными целями;
- контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям;
- быть простым и экономичным, его результаты должны быть ясны всем заинтересованным сторонам;
- к контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль - это самоконтроль.
Для эффективного управления организацией необходимо учитывать, что контроль является неотъемлемым процессом в работе организации, который присутствует на всех стадиях работы, начиная с формирования идей организации и заканчивая заключительными стадиями ее работы.