Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Контроль успеваемости: виды, формы и методы контроля. | Наталья Юрьевна Фоминова. Работа №336534

Дата публикации:
Автор:
Описание:

При оценивании знаний необходимо иметь в виду. что оценка-это процедураизмерения. Поэтому сначала требуется решить. что подлежит измерению. затем выбрать инструменты для этого измерения.

В подавляющем большинстве случаев оценка знаний производится экспертным путём-учителем, который решает, насколько знания, умения и навыки ученика соотвествуют требованиям программы и образовательного стандарта. 

Вопросы для обсужения:

1. Контроль успеваемости: виды, формы и методы контроля.

2. Оценка результатов учебной деятельности.

Контроль успеваемости: виды, формы и методы контроля.

Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины и объективности контролирования рассматривается как общая закономерность дидактического процесса.

Для формирования модели контролирования необходимо обратиться к теории, которая не имеет установившегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет» и других, с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении. Однако объединяет эти понятие диагностика – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы – психическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Образовательная диагностика – это процесс определения результатов образовательной деятельности обучающихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.

Диагностика (дидактическая) – обследование ученика в целях установления уровня его развития, обученности, воспитанности, возможностей дальнейшего обучения и воспитания, предупреждения возможных отклонений и учета индивидуальных особенностей.

Необходимо отличать диагностику как общий подход и диагностирование как процесс (составную часть) практической педагогической деятельности.

Различают диагностирование обученности (т.е. последствий, достигнутых результатов) и обучаемости. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели.

Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.

В общеобразовательных организациях достаточно широко используется термин «обучаемость», реже «обученность». Содержание каждого из этих понятий лучше выявляется при их сопоставлении.

Обученность – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения. Она включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Обученность выступает определенным итогом предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опираться в работе с учеником.

Обучаемость – это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость – это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Если обученность – это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость – это характеристика его потенциального развития.

Кроме рассмотренных понятий обученности и обучаемости, в перечень основных компоненты диагностики включают:

1) контроль – наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка;

2) проверку – выявление и измерение знаний, умений. Проверка – компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях;

3) оценивание (как процесс). Основой для оценивания успеваемости ученика являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные (в оценочных суждениях), так и количественные (фиксируются в баллах или процентах) показатели работы учащихся;

4) оценку (как результат) проверки. Оценка – это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности.

Контроль и оценка знаний являются неотъемлемой частью процесса обучения, играют большую роль в обеспечении качества знаний и их прочности, эффективности учения.

Содержание контроля рассматривается с двух точек зрения:

1. Традиционно контролю подлежат знания, умения и навыки обучающихся, которые проверяются с помощью контрольных работ, зачетов, экзаменов.

2. Другой подход – контроль достижений учениками целей обучения. Например, проверяются знания, понимание, применение, аналитические действия, обобщение, оценивание.

Основные функции контроля результатов успеваемости:

Образовательная - учитель систематически следит за учебной деятельностью учеников, изучает результаты этой деятельности и изменяет ее.

Диагностическая - учитель выясняет причины успехов и неудач в учебных достижениях учеников и определяет меры по повышению качества обучения, предотвращения и устранения недостатков.

Воспитательная - систематический контроль и оценивание успеваемости оказывают содействие воспитанию у учеников дисциплины, старательности в работе, трудолюбия, чувства ответственности, обязательности, привлечению учеников к взаимоконтролю, оказывают содействие формированию в них принципиальности, справедливости, коллективизма, взаимоуважения.

Развивающая - обоснование учителями оценки, самооценки и взаимооценки оказывают содействие развитию у учеников логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать и систематизировать.

Стимулирующая - правильно обоснованная и справедливая оценка успеваемости учеников является важным стимулом в учебной работе, который переходит в стойкий мотив ответственности.

Управленческая - на основе контроля учитель получает информацию об уровне успеваемости, успехах и неудачах каждого ученика и это разрешает ему правильно исправить работу ученика и свою личную деятельность – изменить методику преподавания, усовершенствовать организацию обучения учеников.

Все функции контроля взаимосвязаны и имеют комплексный характер.

Контроль осуществляется на разных этапах, с разными целями и в разных видах:

1) Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется, как правило, в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов. Цель предварительного контроля – зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и навыки, связанные с предстоящей деятельностью. Предварительная диагностика уровня обученности учащегося важна для того, чтобы определить его приращения за определенный период времени.

2) Текущий контроль - систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по контрольным и конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы контроля: опрос учеников, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль учащихся и др.

3) Периодический контроль - осуществляется по разделу учебного курса. Цель – диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача периодического контроля – обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с ней деятельности.

4) Тематический контроль - предусматривает проверку, оценивание и коррекцию усвоения определенной системы знаний, умений и навыков.

5) Итоговый контроль - проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, защиты творческой работы. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям.

6) Отсроченный контроль - определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Свою специфику имеют также и формы контроля:

1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных обучающихся. Эта форма контроля всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2. Групповой контроль. При проведении такого контроля класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели групповую форму контроля применяют:

а) при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала;

б) при выделении приемов и методов решения задач;

в) при выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

Иногда групповой контроль проводят в виде уплотненного опроса.

3. Фронтальный контроль. При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учеников. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

В процессе контроля используются различные методы – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

Классификация методов контроля:

Устный - осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменный - предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.). Такой метод контроля позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический - применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

Машинный - экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний.

Самоконтроль - Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль, который возможен и без применения машин. Но для этого необходимо научить обучаемых самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Комбинированный (уплотненный) - Сочетание различных методов контроля, обычно – устного и письменного опроса.

Для получения максимального эффекта и результата контроль должен соответствовать следующим педагогическим требованиям:

индивидуальный характер контроля;

систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах обучения;

разнообразие форм проведения контроля;

всесторонность контроля;

объективность контроля;

дифференцированный подход;

единство требований со стороны обучающих.

Если контроль и проверка организованы правильно, то они способствуют:

1) выявлению знаний и умений каждого ученика;

2) своевременному обнаружению пробелов в знаниях, умениях учеников;

3) раскрытию причин слабого усвоения отдельных частей учебного материала;

4) повторению и систематизации изученного;

5) установлению уровня готовности к усвоению нового материала;

6) формированию умения много и напряженно работать;

7) овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

8) стимулированию ответственности учеников;

9) развитию навыков соревновательности.

Таким образом, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий с применением обоснованных видов, форм и методов контроля.

Оценка результатов учебной деятельности.

Оценочно-результативный компонент дидактического процесса включает оценку педагогами и самооценку обучающимися результатов, достигнутых в процессе обучения, а также соответствие их поставленным учебно-воспитательным целям и задачам. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка – часть образовательного процесса, в котором ученик выступает полноправным субъектом. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта.

Оценка чаще всего завершается отметкой – условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых сигналов.

Оценку необходимо отличать от отметки. Оценка – это процесс, деятельность или действие по оцениванию; отметка – результат этого процесса.

Оценка выражается качественно:

вербально – в форме проговаривания результатов труда в оценочной форме;

символически – переходной флажок или любой другой материальный носитель с понятной всем обучающимся оценочной шкалой;

эмоционально – улыбкой, одобрением, порицанием.

Отметка же, как правило, выражается количественно: в пяти- или десятибалльной шкале; местом в рейтинге, процентами и т.п. В отечественной школе практически принята 4-х балльная шкала отметок, хотя по инерции ее все еще называют 5-ти балльной. До революции в российской школе была 6-ти балльная шкала отметок – от нуля до пяти, после революции перешли к 5-ти балльной шкале, а в современной школе «двойка» перестала использоваться, и шкала отметок фактически стала 3-х балльной.

Педагоги обычно еще используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, одобрительное замечание, похвала, восклицание или наоборот, укоризненное замечание, нахмуренные брови, мимика, жесты, могут даже погрозить пальцем нерадивому ученику.

Функции оценки играют в системе оценивания ведущую роль:

Мотивационная - поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение.

Диагностическая - указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика.

Воспитательная - формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьников.

Информационная - свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

К выставлению оценки предъявляются следующие требования:

1) индивидуальный характер;

2) стимулирующий характер (возможность завышения, занижения);

3) гласность;

4) обоснованность, аргументированность;

5) объективность.

Существует несколько способов оценки:

1. Нормативный – исходя из требований образовательного стандарта и программных требований. Этим способом обычно пользуются ученые-дидакты, и только в последние годы он начинает применяться в школе.

2. Сопоставительный – сопоставляя с действиями, знаниями, умениями и навыками других учеников, т.е. в сравнении. Им чаще всего пользуются учителя и родители.

3. Личностный – сравнивая с прошлыми действиями, знаниями, умениями и навыками этого же ученика в прошлом. Этим способом в нашей школе почти не пользуются.

Исходя из требований современной гуманистической педагогики, учителю в текущей работе рекомендуется использовать личностный способ оценивания, что позволяет контролировать продвижение каждого ученика в его развитии. Нормативный способ оценивания необходим для ориентирования обучающихся в своих достижениях и показа эталонных образцов учебной работы.

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в современной российской школе относятся:

1) великодушие, снисходительность;

2) перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

3) оценка по настроению;

4) отсутствие твердых критериев;

5) центральная тенденция;

6) неустойчивость системы оценивания;

7) близость оценки той, которая была выставлена ранее;

8) ошибки ореола;

9) перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;

10) завышение или занижение отметок и др.

Процесс выставления оценок и отметок должен соответствовать ряду правил:

1. Контроль и оценка должны быть систематическими и охватывающими все важнейшие элементы знаний, умений и навыков.

2. Оценка должна проводиться в сочетании личностного и нормативного способов. Применение контролирующих компьютерных программ не исключает оценки работы ученика со стороны учителя.

3. Оценка и отметка должны быть гласными. Для чего можно применять ведомость открытого учета знаний (по В.Ф. Шаталову).

4. Проводя контроль и оценку знаний, учитель должен стремиться к тому, чтобы его контроль постепенно заменялся взаимо- и самоконтролем, самооценкой. Для этого следует обучать учеников такой форме учебной работы, указывать способы контроля и оценивания.

5. Давать возможность ученикам неоднократно пересдавать задания с целью повышения оценки.

6. Сочетать разнообразные методы, формы и средства контроля, гибко менять тактику при выставлении отметок.

Рассмотрим подробнее организацию оценки и контроля знаний как элементы щадящей педагогики по В.Ф. Шаталову.

Оценки в традиционной методике, отмечает Шаталов, скоротечны, мимолетны. Они скользят по поверхности сознания, не возбуждая в памяти практически никаких остаточных реакций. Согласно методике Шаталова, все обучающиеся отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке. Каждая оценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытого учета знаний. Каждый ученик знает, что любая нежелательная оценка может быть исправлена. Не «закрыть» новой оценкой, полученной за ответ по другому материалу, а исправить в полном смысле этого слова. Оценки лишь констатируют, какой именно материал усвоен плохо или недостаточно. Для этого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответить именно по «проваленному» разделу. И этот сигнал тоже побуждает к действию, ежедневно напоминая: ты еще не ликвидировал пробел. Все отметки, кроме отличных, выставлены простым карандашом. И это значит, что, если ученику не нравится тройка, он приходит и отвечает учителю тот (и никакой другой!) раздел, за который она получена.

В.Ф. Шаталов выделил 8 факторов, которые позволяют предотвратить получение школьником неудовлетворительной оценки:

1. Любой ученик за безукоризненно выполненную письменную работу по воспроизведению опорных сигналов получает «5».

2. Систематические письменные работы.

3. Ежедневное оценивание письменных работ.

4. Самооценка.

5. Контроль со стороны родителей: знание опорных сигналов легко могут проверить дома родители.

6. Психологические светофоры – расцвеченные образцы опорного плаката на открытом стенде.

7. «Учение – процесс коллективный: на помощь всегда придут товарищи».

8. Применение тихого и магнитофонного опросов позволяет опросить в течение одного учебного дня до 70 школьников.

Действующая сегодня пятибалльная система оценивания давно перестала устраивать многих, именно в ней многие видят причину несостоятельности оценочной системы. Педагоги часто оказываются в затруднении, выставляя отметку за устный ответ или письменную работу, появляются «плюсы» и «минусы» рядом с «3», «4», «5».

Поэтому сегодня идея безотметочного оценивания обсуждается все чаще. Мало того, первые классы уже несколько лет учатся по этому принципу, т.к. такая норма закреплена законодательно. Однако до сих пор даже у учителей, работающих с первоклассниками, нет четкого понимания, как обойтись без отметок.

И исследователи-теоретики, и практикующие педагоги отмечают несколько неоспоримых достоинств введения безотметочного обучения:

1. Комфортное психологическое состояние ребенка. У ученика нет причины для возникновения стрессовой ситуации, нет страха получения отрицательной оценки, последующего за этим вероятного наказания со стороны родителей.

2. Ученики получают возможность не бояться откровенно сказать о том, что они чего-либо не знают, ведь за этим последует не наказание «двойкой», а коррекция ситуации.

3. Предупреждение возможных конфликтов между учителем и учеником, возникающих на почве объективности оценивания работы ребенка со стороны педагога. При этой системе учитель становится более или менее объективным, уходит субъективизм в оценивании, становится не важным личностное отношение педагога к детям (в его худшем проявлении – наличии «любимчиков», «изгоев» и т.п.)

4. Сохранение положительной мотивации к обучению у учащихся с разными способностями и соответствующими достижениями.

Ш.А. Амонашвили утверждает, что безотметочное обучение позволяет повысить рейтинг знаний в глазах учащихся, так как формирует полноценную учебную деятельность учеников на основе познавательного интереса. По его мнению, ребенок начинает учиться не ради отметки, а ради собственно получения знаний. Учитель освобождается от роли надзирателя, становится наставником. Уроки становятся менее «академическими», дети активнее выражают свои мысли по поводу каких-либо проблемных вопросов.

Как у любой идеи, у обучения без отметок имеются свои отрицательные стороны. О них, в том числе, говорят педагоги, уже использовавшие в своей системе работы отсутствие отметок:

1. Отсутствие комплексного подхода в оценивании. Зачастую сама система не продумана с точки зрения критериев, поэтому у педагога возникают затруднения в ее применении.

2. Взаимоотношения с родителями тоже не совсем прозрачны. Родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.

3. Для объективного контроля за достигнутыми результатами требуется разработать четкую и понятную всем участникам образовательного процесса систему проверки знаний. На это требуется дополнительно время и рядовым учителям, и методистам, и администрации учреждения. Систему должны понимать и дети, и родители.

4. Многие педагоги считают, что такая система «расслабляет детей и родителей», т.к. любой труд должен каким-либо образом оцениваться, поощряться, а в этой системе отсутствует привычное всем балльное оценивание деятельности.

5. Вызывает затруднение и отчетность всех уровней: учителя перед администрацией, администрации перед проверяющими и контролирующими органами. Какое качество знаний дает школа? Как его можно оценить?

6. Многие педагоги и родители отмечают сниженную мотивацию учащихся вследствие отсутствия внешней оценки (именно в виде отметки) их деятельности, выполнения конкретной работы или задания, поэтому взрослым приходится постоянно работать над повышением мотивационной составляющей.

7. Уровень самосознания личности учащихся не позволяет им объективно оценивать свои предметные знания, навыки и способности, опираясь только на самооценку. Не каждый взрослый владеет таким навыком, что уж говорить о детях. Поэтому спорно утверждение приверженцев обучения без отметок, что у детей развивается исключительно познавательный интерес, не подкрепленный внешней мотивацией со стороны педагога и родителей.

Педагоги, практикующие безотметочное обучение, также в качестве отрицательного момента отмечают, что в условиях классно-урочной системы, при работе с обычным классом (а не с небольшой группой детей) возникает дефицит времени, которое можно уделить персонально каждому ребенку на объяснение правильности выполнения его работы или имеющихся в ней недочетах.

Возникает также сложность, когда ребенку приходится переходить из одного образовательного учреждения в другое в силу различных причин. В этом случае неясно, в какой форме предоставляется информация о текущей или итоговой (за четверть, полугодие, учебный год) успеваемости ребенка.

Таким образом, в педагогической литературе широко используются такие выражения и термины, как диагностика обучения, контроль учебного процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Однако установившегося и единого толкования этих терминов нет. Оценивание знаний является для дидактики сложной проблемой. При оценивании знаний необходимо иметь в виду, что оценка – это процедура измерения. Поэтому сначала требуется решить, что подлежит измерению, затем выбрать инструменты для этого измерения. В подавляющем большинстве случаев оценка знаний производится экспертным путем – учителем, который решает, насколько знания, умения и навыки ученика соответствуют требованиям программы и образовательного стандарта.

Критерии и нормы оценивания и выставления отметок являются предметом острых споров в теории и практике школьного образования. Вопрос этот остается открытым, несмотря на определенный прогресс и наличие разработанных и утвержденных критериев оценки знаний обучающихся общеобразовательных школ.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×