Контрольная работа по дисциплине Этнопедагогика | Склянкина Екатерина Сергеевна. Работа №330945
Содержание
1. Историческая справка …………………………………………………3
2. Географическая справка……………………………………………….5
3. 10 малочисленных народов России…………………………………...6
4. Русский язык……………………………………………………………8
5. Религия и духовная культура Русских………………………………..9
6. Традиционные занятия русских……………………………………….9
Русское народное искусство и промыслы…………………………….10
Наименования Российского государства — история названий Российского государства в оригинальных источниках, зарубежных источниках и в научной литературе (историографии). Научные термины, многие из которых стали общеизвестными, по-разному соотносятся с историческими: иногда совпадают с ними, иногда используются анахронично или не совсем в том значении, которое они имели в описываемую эпоху, а иногда являются полностью условными.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Этнопедагогика»
Вариант 5
Выполнила: студентка 1 курса
Склянкина Екатерина Сергеевна
Направление подготовки:
44.03.01 педагогическое образование
Профиль: Начальное общее образование
Содержание
Историческая справка …………………………………………………3
Географическая справка……………………………………………….5
10 малочисленных народов России
…………………………………...6
Русский язык……………………………………………………………8
Религия и духовная культура Русских………………………………..9
Традиционные занятия русских……………………………………….9
Русское народное искусство и промыслы…………………………….10
Наименования Российского государства — история названий Российского государства в оригинальных источниках, зарубежных источниках и в научной литературе (историографии). Научные термины, многие из которых стали общеизвестными, по-разному соотносятся с историческими: иногда совпадают с ними, иногда используются анахронично или не совсем в том значении, которое они имели в описываемую эпоху, а иногда являются полностью условными.
Начало российской государственности традиционно отсчитывается с 862 года, к которому «Повесть временных лет» относит призвание в Новгород варягов во главе с Рюриком — родоначальником династии русских князей и впоследствии царей. В IX—X веках под властью династии Рюриковичей сложилось Древнерусское государство со столицей в Киеве, именуемое в источниках Русью. С XI века по отношению к нему в западноевропейских памятниках встречается латинское название Russia. В середине XII века Древнерусское государство фактически распалось на независимые княжества, которые, однако, оставались тесно связаны друг с другом, и киевские князья продолжали формально считаться старшими. Во 2-й половине XIII—XV веках южные и западные княжества оказались в составе других государств — Польши и Литвы (Великое княжество Литовское, несмотря на иноэтничную правящую династию, претендовало на общерусское лидерство и до своего поглощения Польшей выступало в качестве второго центра восточнославянской государственности). Роль номинальной столицы Руси перешла от Киева сначала к Владимиру, а затем к Москве, князья которой осуществили к концу XV века объединение остальных русских земель в единое Русское государство. С конца XV и на протяжении XVI века за ним постепенно закрепилось современное название — Рос(с)ия.
Слово «Росия» возникло в Византии и использовалось там как греческое обозначение Руси — страны и созданной в её границах киевской церковной митрополии. Впервые слово Ῥωσία было употреблено в X веке византийским императором Константином Багрянородным. Через церковную греческую письменность и официальные документы греческое слово Ῥωσία вошло в русский язык. Первое известное упоминание слова «Росия» в кириллической записи датировано 24 апреля 1387 года[1]. С конца XV века название Росия стало использоваться в светской литературе и документах Русского государства, постепенно вытесняя прежнее название Русь. Официальный статус оно приобрело после венчания Ивана IV на царство в 1547 году, когда страна стала называться Российским царством. Современное написание слова — с двумя буквами «С» — появилось с середины XVII века и окончательно закрепилось при Петре I.
В 1721 году Петром I была провозглашена Российская империя. 1 сентября 1917 года была объявлена Российская республика, а после Октябрьской революции, с 10 января 1918 года — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР). Уже с этого времени употреблялось сокращённое название «Российская Федерация». В 1922 году РСФСР вместе с другими советскими республиками учредила Союз Советских Социалистических республик (СССР), который неофициально (особенно за рубежом) тоже часто именовался «Россией». После распада СССР РСФСР была признана в качестве его государства-продолжателя и 25 декабря 1991 года была переименована в Российскую Федерацию.
Слово «государство» встречается в источниках с XV века. До этого его основным смысловым эквивалентом был термин «земля». «Землёй» называлась сначала сама Русь в целом (выражение «Русская земля» используется до настоящего времени в качестве поэтизированного обозначения России), а затем каждое из независимых княжеств. В конце периода раздробленности государями именовались князья нескольких русских земель, а также обобщённо Новгород и Псков, поэтому в допетровскую эпоху (XVI—XVII вв.) официально считалось, что страна состояла из нескольких «государств», престол которых занимал единый монарх. Во время Гражданской войны термин «Российское государство» в качестве официального названия страны использовался в документах Белого движения.
На территории нашей страны проживает более 160 народов, крупнейшими из которых являются русские (115 млн. человек или 80% населения страны), татары (5,5 млн. человек), украинцы (около 3 млн. человек), башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, численность которых превышает 1 млн. человек.
Однородный состав населения с полным преобладанием русского населения характерен в России лишь для Центрального, Центрально-Чернозёмного и Северо-Западного районов, в то время как все остальные районы, особенно Северный Кавказ, имеют сложный национальный состав населения.
На территории Волго-Вятского района проживают русские, марийцы, чуваши и мордва; в Северном районе — русские, карелы, коми, ненцы и саамы; на Урале — русские, татары, башкиры, удмурты, коми-пермяки; в Поволжье — русские, татары, калмыки, казахи; в Западной Сибири — русские, алтайцы, ненцы, селькупы, ханты, манси, шорцы, казахи, немцы; в Восточной Сибири — русские, буряты, тувинцы, хакасы, ненцы, долганы, эвенки; на Дальнем Востоке — русские, якуты, чукчи, коряки, евреи, эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, орочи, нивхи и другие малочисленные народы.
Россия — уникальная страна по религиозному составу населения: на её территории проживают представители всех трёх мировых религий — христианства, ислама и буддизма. В то же многие народы нашей страны придерживаются национальных и традиционных верований.
Христианство в России в основном представлено православием. Русская Православная Церковь — крупнейшая православная церковь мира. Главой ее является Митрополит Московский и Всея Руси — Алексий II, резиденция которого находится в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Влияние Русской Православной Церкви ощутимо по всей территории России. Православие широко распространено среди русских, украинцев, белорусов, мордвы, марийцев, удмуртов, осетин, карел, коми, якутов и других народов. Определенное место в православии занимает старообрядчество. Значительно слабее в России распространены протестантские учения — баптизм, адвентизм, иеговизм, лютеранство. Всё активнее проникает в нашу страну католицизм.
Ислам в России представлен, прежде всего, суннизмом, который исповедуют татары, башкиры, казахи и все горские народы Северного Кавказа, кроме осетин. Главный духовный центр Российских мусульман находится в Уфе.
Буддизм ламаистского толка исповедуют в России буряты, тувинцы и калмыки. Духовный центр буддистов России расположен под Улан-Удэ.
Национальной религией евреев является иудаизм.
Есть 10 малочисленных народов России это:
Юги (юген)
Коренной малочисленный народ, проживающий в среднем течении Енисея, в Туруханском районе Красноярского края. Традиционные занятия — охота и рыболовство. Югский язык, относящийся к енисейской языковой семье, считается мертвым. После революции 1917 года и вплоть до 2002 года переписями не выделялись и учитывались как кеты, которых в 1926 году насчитывалось 1428 человек. В 2002 году в России проживало 19 югов, в 2010 году о принадлежности к этому народу заявил только один человек.
Греки-урумы (урум)
Этническая группа тюркоязычных греков, населявших мусульманские государства. Предки урумов, выходцы из Милета (территория современной Турции), переселились в Крым не ранее VIII века до н.э. В Крымском ханстве урумы занимались торговлей, владели мастерскими, садами, виноградниками. В 1778 году, после окончания Русско-турецкой войны, урумы как христиане были насильно переселены на территорию России, в Азовскую губернию. По данным переписи 2002 года, урумами себя назвали 54 человека, в 2010 году — только один.
Меннониты (немцы-меннониты)
Этнорелигиозная группа немецкого происхождения. Первое переселение меннонитов в Россию состоялось в 1789 году по приглашению Екатерины II. Им обещали свободу вероисповедания, свободу от военной и гражданской службы. В середине XIX века меннониты стали селиться в Поволжье. Массовая их эмиграция из России началась в 1874 году, когда все колонисты были признаны подлежащими воинской повинности. В переписи 2002 года были включены в состав немцев, в 2010 году о своей принадлежности к меннонитам заявили четыре человека.
Кереки
Первые упоминания о "земле кереков" (Анадырский лиман) содержатся в "отписке" Семена Дежнева о походе на Анадырь 1655 года. К началу XX века кереки оказались в зависимости от соседей — коряков и чукчей, использовались в качестве пастухов и прислуги, нередко принудительно. От других народов их отличал малый рост (до 150 см). Основные занятия — рыболовство, охота, пушной промысел. По данным переписи 1897 года, в России проживало 600 кереков. В 2010 году о принадлежности к этому народу заявили всего четыре человека.
Багулалы (багвалинцы)
Коренное население западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Самоназвание народа имеет несколько толкований: "богатыри", "бедные люди", "едящие сырое мясо". С 1-го тысячелетия до н.э. входили в союз Дидури (Дидо), в одно из влиятельных объединений Кавказа. В XV веке объединились в союз сельских общин с центром в селении Хуштада (территория Дагестана), с XIX века — в составе Российской империи. По данным переписи 1926 года, в СССР было 3054 багулала. В 2010 году багулалами себя назвали пять россиян.
Черкесогаи
Этническая группа армян, переселившаяся в XV веке на территорию северо-западного Кавказа (Черкесия, современный Краснодарский край и Республика Адыгея). Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, но сохранили христианство. Первый известный документ о черкесских армянах — докладная армянского священнослужителя — архиепископа Иосифа Аргутяна Екатерине II. В ходе переписи 2010 года принадлежность к этому народу указали шесть человек, ранее, в переписи 2002 года, выделялись этногруппой в составе армян.
Кайтагцы
Коренное население юго-востока Дагестана, мусульмане-сунниты. По языку и основным чертам культуры и быта родственны даргинцам. Первые сведения о народе встречаются в арабских источниках IX века. В Средние века входили в крупное и влиятельное феодальное владение Дагестана — Кайтагское уцмийство. С 1813 года — в составе Российской империи. Традиционные занятия — земледелие и скотоводство. В 1926 году в СССР насчитывалось 14,4 тысячи кайтагцев. В ходе переписи 2010 года кайтагцами себя назвали только семь человек.
Алабугатские татары
Этнотерриториальная группа татар в Астраханской области, мусульмане-сунниты. Ключевую роль в их консолидации сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после ее распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Традиционные занятия — животноводство, бахчеводство и рыболовство. Большинство астраханских татар сейчас не выделяют себя как особую этническую общность. Примечательно, что в ходе переписи 2010 года принадлежность к ним указали только семь человек, тогда как общее число астраханских татар оценивается в 60 тыс.
Арчинцы (аршиштиб)
Один из малых народов западного Дагестана, мусульмане-сунниты. Первые упоминания относятся к XIII-XVI векам. В XVII-XVIII веках были зависимы от казикумухских ханов, с начала XIX века входили в состав Казикумухского ханства в Дагестане. С 1860 года — в составе Российской империи. Основные занятия — пастбищное скотоводство и земледелие. Также развиты шерстяное ткачество, резьба по дереву. В 1926 году в СССР проживали 863 арчинца. В 2002 году к этому народу отнесли себя 89 человек, в 2010-м — только 12.
Карагаши (ногайцы-карагаши)
Этническая группа, проживающая на территории Астраханской области. Карагаши являются потомками народа так называемой Малой Ногайской Орды, которая в середине XVI века обособилась на Северном Кавказе. В начале XVIII века произошло их отделение от ногайцев Кавказа под влиянием калмыков. Традиционное занятие — полукочевое скотоводство. С 1926 года в переписях записывались татарами, в переписи 2002 года упомянуты вместе с ногайцами. В переписи 2010 года к этому народу отнесли себя 16 человек.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Термин "русский язык" употребляется в четырех значениях:
- совокупность всех языков восточнославянский ветви до сложения русского, украинского и белорусского языков
- письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров под сильным влиянием общеславянского литературного языка (так называемого старославянского) и выполнявший литературные функции в Киевской и Московской Руси
- совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется русский народ
- общерусский (общероссийский) язык, язык прессы, школы; государственный язык.
Письменность - вариант кириллицы.
РЕЛИГИЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ
Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение в идеале Святой Руси. Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории - политические и церковные деятили, ревнители благочестия.
В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами, придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу - радетелю о народных интересах - связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским сознанием надеждами на справедливое устройство общества.
Общественная и частная жизнь также была связана с православными представлениями о мироустройстве. она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой.
В настоящее время большинство верующих русских - православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католичество, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.
ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ РУССКИХ
Основу хозяйства русских исстари составляло земледелие, которое развивалось по мере заселения различных территорий и в разных районах и в зависимости от природных условий приобретало свои особенности. Успехам в земледелии сопутствовало занятие ремеслами, промыслы, горно-рудные разработки и создание крупной промышленности. В индустриальную эпоху на высокий уровень выходят научные исследования, формируется система общего и профессионального образования.
РУССКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО И ПРОМЫСЛЫ
Русское народное искусство базируется на художественной традиции, формировавшейся в Древней Руси. Строй русской художественной традиции возник в результате сложных взаимовлияний древнерусского искусства на протяжении веков и искусства Византии, Запада и Востока и развивался затем во взаимовлиянии с художественными культурами многих народов Европы и Азии. В допетровской России древняя художественная традиция была единой для всех социальных слоев, с начала 18 века она стала достоянием главным образом крестьянского искусства.
Широко было распространено художественное ткачество, вышивка, в том числе золотое и лицевое шитье, кружевоплетение, в значительно меньшей степени - ковроткачество. Искусство художественной обработки металла выражалось в литье колоколов, пушек, украшенных орнаментом, гравировке холодного и огнестрельного оружия, при ковке решеток, дверей, крестов и пр. Развито было и ювелирное производство, в том числе с использованием чернения серебра (Великий Устюг), финифти (Ростов-Ярославский), работа по серебру (Красное село Костромской губернии) и др. Со времен Киевской Руси известно изготовление художественных укерамических изделий (Гжель, Скопин) - как предметов утвари, посуды, так и всевозможных игрушек, свистулек. Резные костяные изделия в Западной Европе носили название "резьба руссов". Особенно это искусство было развито до начала 19 века на Русском Севере (холмогорские косторезы). С 18 века развивалась резьба по камню, использовавшаяся для украшения интерьеров и облицовки зданий.
В России, богатой лесом, широко бытовало изготовление токарным способом резной и расписной посуды, игрушек, мебели, а также украшение жилища, орудий труда и средств передвижения. С 17 века возникли центры посудного промысла и изготовления предметов быта в Хохломе, Городце, Сергшиевом Посаде... В Вологодской и Архангельской губерниях, на Урале развивается резьба и роспись на бересте, плетение из нее туесов, шкатулок, поставцов и пр. Украшение резьбой жилища сохраняется до сих пор - это наличники окон, торцовые доски, причелины и др.элементы сельского жилища. Искусство деревообработки особенно ярко проявляется в деревянном церковном зодчестве.