Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 29.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КоПрофилактика агрессии и буллинга среди подростков | Кушнирук Валентина Александровна. Работа №332732

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Помощь педагогам-психологам школы в подготовке к общешкольному родительскому собранию. Данный конспект включает понятие агрессия, буллинг, признаки буллинга в школе, основные источники агрессивного поведения подростков, рекомендации родителям, как научить ребенка правильно справляться с гневом и агрессией.Агрессивное поведение подростков - это своеобразный сигнал «SOS!», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с чем самостоятельно ребенок справиться не в силах.

 

 

 

 

 

Выступление на общешкольном собрании

«Профилактика агрессии и буллинга среди подростков»

 

К агрессии относится любая форма поведения, носящая в себе разрушительный характер и нацеленная на причинение вреда организму вопреки его желаниям либо вызывающая психологический дискомфорт.

Агрессия может быть ответной реакцией на ссоры, конфликты или проявляться без видимой причины, под влиянием внешних импульсов

(накопление отрицательных эмоций, психических расстройств). Агрессия может выражаться словами (угрозы, ругань, проклятия и т. д.), поступками, поведением (разрушительные действия и все виды насилия - физическое, сексуальное, моральное, эмоциональное).

Агрессивное поведение подростков - это своеобразный сигнал «SOS!», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с чем самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Если ребенок не усваивает навыков правильного обращения с агрессией, то она начинает активно искать выход. Сила агрессии ребенка направлена либо вовне: против родителей (конфликты), детей (буллинг), законов и духовных ценностей, либо вовнутрь: это аутоагрессия (самоповреждение - царапины, порезы).

Если своевременно помощь не была оказана, агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни.

Основные источники агрессивного поведения

Первый и главный источник агрессии для большинства детей - это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение и в процессе общения с братьями, сестрами или сверстниками старательно его воспроизводят.

Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности, у него формируется сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля и ответная готовность к агрессии.

Второй источник агрессии- патологическое взаимодействие со сверстниками, когда во время игр дети обнаруживают, а родители поощряют и закрепляют преимущества агрессивного поведения («самому сильному все можно»).

Третий источник агрессии-дети учатся агрессивным реакциям на символических примерах. Сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров и компьютеров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, в первую очередь детей.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНКА ТРАВЯТ В ШКОЛЕ:

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки,  страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым.

Признаки буллинга

явные  

Ребенка травят, если:

он рассказывает, что его обижают, дразнят, доводят, унижают, бьют, прячут, портят и отбирают его вещи; 

ребята не общаются с ним, отказываются сидеть за одной партой, принимать в игру, выполнять вместе  задание; 

- ребенок приходит из школы со следами побоев, заплаканный, грязный;

– вещи ученика портят или «пропадают» его школьные принадлежности

неявные 

– он говорит, что не хочет в школу, просит остаться дома; 

– он просит перевести его в другой класс, пытается прогулять;

– он стал грустным, вялым, испуганным, настороженным; 

он не общается ни с кем из класса.

Что можно сделать, если ребенок подвергается травле

• Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей. Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет.

• Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят установить доверительный контакт для преодоления травли.

• Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании, теплоте и заботе о них, а это также жизненно важно для укрепления чувства собственного достоинства ребенка-жертвы и повышения его самооценки.

• Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадекватного восприятия себя и окружающего мира.

• Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва.

Буллинг — игра власти, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится. Наоборот, юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Тогда агрессору перестанет нравиться игра и, не получив желаемого, он отступит. По сути, родитель здесь выступает в роли «тренера» для своего ребенка.

 

МЕТОДЫ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ОН СМОЖЕТ ИЗБЕГАТЬ, ОТКЛОНЯТЬ ИЛИ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СЛОВЕСНЫМИ ДОМОГАТЕЛЬСТВАМИ И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВАМИ

Развивайте у ребенка навыки самостоятельного решения проблем

Вы должны помогать ребенку обдумывать разные варианты выхода из неприятной ситуации и побуждать его интересоваться мнением других людей. Приходится учитывать множество факторов, поэтому не существует простого рецепта, что вы должны сказать и сделать.

ЮМОР Метод работает только в случае обзывания / словесных издевательств.

Советы от родителя:

(А) Подумайте об остроумном ответе (ответ стоит заготовить заранее дома). (Б) Действуйте так, как будто это вас не беспокоит, буквально отшучиваясь (сложно, но возможно). Помните, что люди, которые запугивают, обычно ищут реакцию в виде негативной реакции (злость, грусть и т.д.). Если вы не дадите им ее, они, скорее всего, остановятся или выберут кого-то другого, кто расстроится.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ Вовлеченность человека в ситуацию с травлей (как агрессора, так и жертвы) довольно тесно связана с уровнем его самооценки.

Советы от родителя:

(А) стоять прямо, выглядеть уверенно, говорить ясно и твердо, поддерживать зрительный контакт (всегда) и советовать человеку, запугивающему вас, остановиться.

(Б) Сказать человеку, который запугивает вас, что вам все равно, что он о вас думает, и что обзывание не расстроит вас.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО СПРАВЛЯТЬСЯ С ГНЕВОМ И АГРЕССИЕЙ?

Главное, в чем нуждаются все дети, - это безусловная любовь. Дети ориентированы на поведение и не всегда чувствуют, что их любят. Поэтому родительская любовь должна проявляться не только в словах, сколько в делах и поступках, показывающих детям, что они для родителей много значат.

Важны качество проведенного с ребенком, зрительный контакт, улыбка, нежный физический контакт, фиксация внимания, когда вы слушаете ребенка и отвечаете ему, готовность быть рядом.

Будьте рядом с ребенком, когда он нуждается в вас.

Общайтесь с ребенком, не жалея времени на разговоры о его трудностях.

Ребенку надо помогать выявлять чувства и называть их.

Научите ребенка смотреть на проблему как временное нежелательное стечение обстоятельств, которое не будит длиться вечно, чтобы он не падал духом при первом же столкновении с реальностью.

Учите ребенка внешне выражать свои чувства. Можно придумать специальный «листок гнева», на котором написать все слова, которые хочет сказать, или нарисовать злое животное с большими зубами и рогами, зачеркнуть его и сделать смешным.

Контролируйте поведение своего ребенка. Можно использовать награды за хорошее поведение, однако важно помнить, что самое могущественное позитивное подкрепление-это наше одобрение, которое вы ежедневно выражаете ребенку.

Не заставляйте ребенка прыгать выше головы. Может, именно те результаты, которые он сейчас показывает, - его планка.

Помните воспитание ребенка - сложная задача. Очень важно установить заботливые отношения в семье, их следует выражать не только словами, а прежде всего принятием своего ребенка в любой ситуации.

Мы знаем, что профессия родитель — самая трудная на Земле и требует от вас постоянного внимания, терпения, мудрости и непрерывной работы, прежде всего, над собой и атмосферой в семье. Для ребенка жизненно важно видеть в вашем лице друга и помощника. И даже если ребенок не прав, вы не должны оставлять его одного со своей проблемой — будьте всегда на стороне своего ребенка. Даже если причина конфликта кроется в его поведении, то не обязательно беспричинно поддерживать поведение ребенка: «Умница, молодец, так им и надо». Следует сказать: «Да, я на твоей стороне, но ты попал в беду, и давай мы поймем вместе, как из этой беды выйти».

КАК РОДИТЕЛЬ, ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ТРЕБОВАТЬ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК БЫЛ ПОПУЛЯРЕН В СВОЕМ КЛАССЕ, НО ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО ПРЕДПОЛАГАТЬ, ЧТО, КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ОТНОСИТСЯ К ДРУГИМ С УВАЖЕНИЕМ, К НЕМУ ОТНОСЯТСЯ С УВАЖЕНИЕМ В ОТВЕТ.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×