Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Кормление пациентов с дефицитом самостоятельного ухода | Журавлева Маргарита Михайловна. Работа №311638

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методическая разработка для студентов 2 курса по  ПМ 04 Оказание помощи , осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях.  МДК 04.01 Общий уход за пациентами. Тема: Кормление пациентов с дефицитом самостоятельного ухода. Специальность 34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень). продолжительность занятия 6 часов. Включает в себя теоретическую часть, алгоритмы "кормление пациентов", тестовые задания, самостоятельное составление теста, ситуационные задачи по д.анной теме





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА

по ПМ 04.  Окаание помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях.

МДК 04.01 Общий уход за пациентами

Тема: КОРМЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С ДЕФИЦИТОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО УХОДА

 

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень) 

 

Серпухов 2023

 

Рассмотрена на заседании

ПЦМК   профессиональных модулей

ГБПОУ МО МОМК №1 Серпуховский филиал

Протокол от _________ № _______

 

 

Автор составитель: преподаватель Журавлева М..М.

 

 

 

 

Методические указания:

 

 

Продолжительность занятия 6 часов

Организационная часть 10 минут

а) проверка внешнего вида

б)наличие дневников

Контроль исходного уровня знаний студентов (проведение опроса) 45 минут

Отработка агоритма «Кормление пациента через назогастральный зонд» 45 минут

Выполнение тестовых заданий 45 минут

Самостоятельное составление теста 30 минут

Решение ситуационных задач 45 минут

Подведение итогов занятия, задание на дом 20 минут

 





Пояснительная записка

 

к методической разработке по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода».

Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме: «Выполнение лечебных вмешательств в пределах своих полномочий: кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода».

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01. «Сестринское дело» (базовой подготовки).

 

  В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен:

Уметь:

-          собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

-          определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

-          кормить  пациента с недостаточностью самостоятельного ухода;

-          оказывать помощь медицинской сестре  в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

-          выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать:

-          способы реализации сестринского ухода;

-          технологии выполнения медицинских услуг;

-          правила кормления пациента с недостаточностью самостоятельного ухода;

-          показатели функционального состояния, признаки ухудшения состояния пациента

-          правила общения с пациентами (их родственниками /законными представителями)

Сформировать:

П.К. 4.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

П.К. 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

П.К. 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

П.К. 4.8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

П.К. 4.9.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.10.

Владеть основами гигиенического питания.

ПК 4.11.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

 

Методическая разработка состоит из пояснительной записки, методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы (Приложение 1), изложения нового материала (Приложение 2), самостоятельной работы студентов (Приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

 

1. Внимательно прочтите теоретический материал, составьте в тетради краткий конспект по нему.

2. Основываясь на теоретических знаниях, выполните задания:

Дайте ответ на предложенные тестовые задания;

Составьте

тест по вопросам

;

Решите ситуационные задачи для освоения умений по данной теме.

 

 

 Этико-деонтологические аспекты поведения медицинской сестры при проверке продуктовых передач и тумбочек

 

Прежде всего необходимо провести беседу с пациентом об особенностях диеты, которую ему назначил врач. Особое внимание пациента обратить на то, что ему нельзя употреблять в пищу, причем грамотно и в доходчивой форме объяснить, почему нельзя и к чему приведет несоблюдение данных рекомендаций. Также нужно рассказать пациенту о том, что можно и нужно употреблять в пищу при данном заболевании. Давая эти рекомендации, необходимо помнить о финансовых возможностях пациента, а также о его вкусе. Такую же беседу нужно провести и с родственниками пациента. Проверяя характер продуктовых передач и тумбочку, нужно получить согласие пациента на это, объяснив, что Вы это делаете не из любопытства, а чтобы помочь ему в соблюдении диетического режима. Если медсестра обнаружила продукты с истекшим сроком хранения и дродукты, употребление которых противопоказано пациенту, то необходимо убедить его отказаться или избавиться от них. При этом необходимо проявить терпение, такт, быть убедительной.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ



Пищеварение — процесс физической и химической обработки пищи в желудочно-кишечном тракте до состояния всасывания и участия в обмене веществ. Этот процесс осуществляют соки слюнных желез, поджелудочной железы, железистые клетки слизистых оболочек полости рта, желудка и кишечника.

Моторика пищеварительной системы обеспечивает продвижение пищевого комка и смачивание его пищеварительными соками.

Полость рта — зубы и слюна формируют пищевой комок, а вкусовые ощущения способствуют дальнейшему пищеварению.

Желудок — кислотность зависит от характера пищи: для переваривания мясной пищи — наиболее кислый сок и в большем количестве; молока и растительных продуктов — с меньшим содержанием соляной кислоты. Кислая среда желудка оказывает бактерицидное действие. Незначительное количество ферментов расщепляют жиры и углеводы. Желудочные мышцы способствуют порционному продвижению пищевой кашицы в двенадцатиперстную кишку.

Двенадцатиперстная кишка — сок поджелудочной железы, желчь и кишечный сок создают щелочную реакцию среды. Желчь активирует пищеварение, препятствует развитию гнилостных микробов, стимулирует кишечную перистальтику. Отделение желчи усиливают растительные жиры, растительные волокна овощей и зерновых культур. Ферменты пищеварительных соков расщепляют белки, жиры и углеводы. Наибольшее количество соков необходимо для переваривания хлеба, мяса, минимальное — для молока.

Кишечник — пища подвержена мощному действию кишечного сока. Ферментативная активность выражена в полости кишечника и пристеночно. Полостное и пристеночное пищеварение взаимосвязаны. Микрофлора кишечника участвует в образовании молочной кислоты, витаминов группы. В, ферментов. Нормальную микрофлору кишечника поддерживают кисломолочные продукты, растительные волокна, особенно зерновых культур. В толстой кишке происходит всасывание воды и незначительного количества пищевых веществ, формируются каловые массы.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПИЩИ

Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего составляется его питание. Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Для поддержания жизни необходимо, чтобы все эти траты организма полностью возмещались. Источником такого возмещения являются вещества, поступающие с пищей.

 

 

 

ВИДЫ ПИТАНИЯ

 

Для здоровых и больных людей существует различный режим питания. 
В связи с этим вводится понятие диеты.
Диета – пищевой режим, устанавливаемый для здоровых и больных соответственно возрасту, телосложению, профессии, климату, временам года и т. д.

 

РАЦИОНАЛЬНОЕ

(СБАЛАНСИРОВАННОЕ) ПИТАНИЕ

ЛЕЧЕБНОЕ ПИТАНИЕ

(ДИЕТОТЕРАПИЯ)

Это питание здоровых людей с учётом их пола, возраста, характера труда и других факторов. Поступления в организм и усвоение им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, и выполнения регулирующей функции.

Это питание больного человека (как амбулаторного, так и находящегося на стационарном лечении), обеспечивающее его физиологические потребности в пищевых веществах и терапевтически воздействующее 
на течение заболевания.

 

 

Рациональное питание

 

Основы рационального питания

Соблюдение суточного рациона, общего количества пищи (достаточная энергетическая ценность пищи составляет 2800-3000 ккал. в сутки) и зависит от образа жизни человека.

Чтобы организм нормально функционировал, пищу в течение суток полезно принимать 4 раза. Суточный рацион должен составляться в следующих пропорциях: завтрак – 25 %, обед – 30 %, полдник – 20 %, ужин – 25 % от суточного рациона.

Белок на ночь не рекомендуется, т.к. он возбуждает нервную систему.

Поступление белков, жиров и углеводов (1:1:4), минеральных веществ, витаминов, воды должно быть сбалансировано и зависит от энергозатрат организма (пола, возраста, условий труда).

 

Требования, предъявляемые к рациональному питанию

1. Достаточная энергетическая ценность пищи.

2. Оптимальный качественный и в меньшей степени количественный состав пищи.

3. Достаточный объем пищи и жидкости.

4. Деление суточного рациона на части.

5. Прием совместимых пищевых продуктов;

6. Употребление свежих продуктов, не подвергнутых различным обработкам.

7. Максимальное исключение из употребления соли, сахара, алкоголя, кофе, какао, чая, шоколада.

8. Систематическое очищение организма от шлаков.

 

Функции питания

Всякий живой организм в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в его состав вещества. Значительная часть этих веществ "сжигается" (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия. Эту энергию организм использует для поддержания постоянной температуры тела, для обеспечения нормальной деятельности внутренних органов (сердца, дыхательного аппарата, органов кровообращения, нервной системы и т. п.) и особенно для выполнения физической работы. Кроме того, в организме постоянно протекают созидательные, так называемые пластические процессы, связанные с формированием новых клеток и тканей.

 

 

 

Лечебное питание

 

Лечебное питание — применение в лечебных или профилактических целях специально составленных рационов питания и режима приема пищи. Лечебное питание назначает врач в виде суточных пищевых рационов — диет.

Диета (греч. diaita — образ жизни, режим питания) — рацион и режим питания больного человека.

Диетотерапия — метод лечения с применением индивидуальной диеты.

Диетология — раздел нутрициологии, изучающий питание человека в норме и при патологических состояниях.

Задача лечебного питания — восстановление нарушенного равновесия в организме во время болезни путем подбора и сочетания продуктов, выбора способа кулинарной обработки.

 

 

 

 

 

Основные принципы лечебного питания

 

Индивидуальный подход к определению рациона питания, режима приема и способа кулинарной обработки с учетом количественного и качественного соответствия характеру болезни, особенностям организма пациента

Сбалансированность пищи по составу и физиологически полноценных рационов.

Щажение пищеварительной системы и всего организма в целом.

механическое

 

— определенный способ кулинарной об

работки пищи (измельчение, протирание, гомогениза

ция) и ее приготовления;

химическое

 

— определенный способ приготовления пищи (отваривание, тушение, на пару) без использо

вания приправ, соусов. Экстрактивные вещества, рез

ко возбуждающие секреторную активность пищеварения, переходят в бульон. Это исключает употребление пер

вых мясных блюд в диетпитании.

термическое

 

— соблюдение низких температур в лечеб

ном питании обеспечивает профилактику кровотечений в постоперационном периоде пищеварительного тракта (после тонзилэктомии), при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.

 

Принцип тренировки — постепенное расширение строгой диеты — дозированное снятие ограничений вплоть до перехода на рациональное питание.

 

Задача лечебного питания — восстановить нарушенное равновесие в организме во время болезни путем приспособления химического состава рациона к обменным особенностям организма, подбора и сочетания продуктов по составу и способу кулинарной обработки

 

Рекомендованные правила питания.

 

Соблюдать гигиенические нормы

 

при приготовлении и хранении продуктов.

Регулярно принимать пищу в одно и то же время.

Разнообразить пищу.

Перед приемом пищи желательно употреблять один ста

кан воды.

Избегать переедания, контролировать прием поварен

ной соли, жиров, сладостей.

После приема пищи двигаться, а не лежать.

Принимать пищу за 2-3 часа до сна.

 

Организация лечебного питания в стационаре

Лечащий врач фиксирует лечебную диету в карте стационарного пациента и листе назначений. После ежедневного обхода, корректирует индивидуальный характер питания пациента.

Постовая сестра, проверяя листы назначений, подает сведения в двух экземплярах о количестве пациентов и назначенных диетах старшей сестре, и раздатчице в буфете указанием номера палаты, ФИО и места приема пищи (палата, столовая).

Старшая сестра суммирует полученные данные, оформляя порционное требование на отделение. Заведующий отделением и старшая сестра подписывают порционник, передают на пищеблок больницы, учитывая всех поступивших пациентов до 12 часов дня. Выписываемых в данный день не учитывают.

Пациентов, поступивших вечером или в ночное время, фиксирует медсестра приемного отделения.

В лечебных стационарах установлен 4-разовый режим питания, а для некоторых групп больных 5-6 и даже 8-разовый. Время питания пациента зависит от числа приемов пищи. Но перерыв между ними должен быть не более 4 ч в дневное время, при 5-разовом питании вводится второй завтрак, а при 6-разовом – еще и полдник. В некоторых случаях пациенту дают сначала жидкую пищу, которая быстрее покидает желудок, а через 1-1,5 твёрдую пищу.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПОРЦИОННОГО ТРЕБОВАНИЯ

 

Сведения палатных медицинских сестер о числе диет суммирует старшая медицинская сестра отделения и заполняет специальный бланк «Порционное требование» или «Порционник» Порционное требование заполняется в 2-х экземплярах: первый для пищеблока, второй остается у старшей сестры отделения, их подписывает старшая медицинская сестра, заведующий отделением и диетсестра. Затем все сводные данные по количеству пациентов проверяет старшая сестра приемного отделения или медстатистик.

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ

 

Порционные требования (порционники) направляются в пищеблок в начале рабочего дня. На основании порционных требований (порционников) в пищеблоке готовят пищу для пациентов.

Оптимальной является централизованная система приготовления пищи, когда в одном помещении больницы (пищеблоке) приготавливается пища для всех отделений, а затем доставляется в каждое отделение в маркированных теплоизолирующих емкостях.

 

 

КОНТРОЛЬ ЗА САНИТАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ

ТУМБОЧЕК, ХОЛОДИЛЬНИКОВ, СРОКОМ ХРАНЕНИЯ

ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ.

 

Контроль за хранением и ассортиментом продуктов, разрешенных к передаче посетителями, возложен на палатную сестру. Продукты принимают в отделение в дни посещений и установленные часы согласно режиму дня отделения.

Запрещено передавать консервы, торты, вареные колбасы, алкоголь.

 

Ежедневный контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников, сроком хранения продуктов Возложен на палатную сестру.

В тумбочках хранят:

сухие продукты — печенье, бублики, сухари, варенье.

туалетные принадлежности;

книги, журналы.

 

 

В холодильнике хранят:

фрукты;

свежие молочные продукты в упаковке — не более 1 суток;

кисломолочные — не более 2 суток.

 

Продукты помещают в индивидуальные пакеты с указанием даты, Ф.И.О. пациента и номера палаты.

 

 

ОСОБЕННОСТИ КОРМЛЕНИЯ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО

 

Часто тяжелобольной пациент отказывается от приема пищи. Помогая ему есть, медсестра должна соблюдать правила.

не оставлять больного одного, когда он ест;

устранять любые отвлекающие факторы, например, выключить телевизор, радиоприемник и др.;

держать голову больного в приподнятом положении во время еды и в течение получаса после приема пищи.

подавать больному пищу в рот сбоку, с неповрежденной стороны, так как он не сможет почувствовать пищу с поврежденной стороны и она будет скапливаться у него за щекой;

следить, чтобы больной наклонял голову вниз при жевании, поощрять больного жевать тщательно и медленно.

 

Прикроватный столик-тумбочка предназначен для использования в больницах, санаториях и в домашних условиях для чтения и питания в кровати. Обеспечивает комфорт пациенту и значительно облегчает труд медперсонала. Выполнен из материалов устойчивых к воздействию чистящих и дезинфицирующих средств, снабжен роликами с индивидуальными тормозами.

 

 

 

 

КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО.

 

 

Кормление больного осуществляется буфетчицей или палатной медсестрой. Прежде чем приступать к кормлению, необходимо:

Вымыть руки.

Проверить сервировку стола и создать условия для приема пищи пациентом.

Чтобы пациенту было легче пережевывать пищу, её необходимо разделить на мелкие куски прежде, чем давать новую порцию, дождаться, чтобы он пережевал.

По окончании кормления предложить воды.

 

 

 

 

 

 

ИСКУССТВЕННОЕ ПИТАНИЕ

 

Наука, изучающая вопросы кормления пациентов, называется нутрициологией.

Искусственное питание – это питание пациента при невозможности естественного кормления, т.е. введение в организм питательных веществ противоестественным путем, минуя ротовую полость. Искусственное питание иногда является дополнением к нормальному. Количество и качество пищи, способ и частоту кормления определяет врач. Питательные вещества должны вводиться в такой форме, чтобы организм мог их усвоить, перенести, утилизировать и содержать все необходимые ингридиенты: жиры, белки, углеводы и т.д.

Виды искусственного питания: 
• энтеральное питание;
• парентеральное питание.

Энтеральное питание – вид искусственного питания, при котором питательные вещества поступают в желудок или кишечник, всасывание происходит через кишечник, т.е. естественным способом.
Парентеральное питание – вид искусственного питания, при котором питательные вещества вводятся в организм, минуя желудочно-кишечный тракт, прямо в кровь.

Показания к искусственному питанию: 
• непроходимость пищевода в результате ожогов, опухолей, травм;
• стеноз привратника (сужение выхода из желудка);
• наружные тонкокишечные свищи;
• период после операций на пищеводе, желудке, кишечнике и др.;
• затруднение глотания при тяжелых черепно-мозговых травмах;
• отек языка, глотки, гортани, пищевода;
• бессознательное состояние пациента;
• психозы с отказом от приема пищи.

Противопоказания к искусственному питанию:
• клинически выраженный шок;
• ишемия (нарушение кровоснабжения) кишечника;
• кишечная непроходимость;
• непереносимость компонентов смесей для искусственного питания.

Осложнения искусственного питания:
• аспирационная пневмония;
• тошнота, рвота, диарея; 
• флебиты и тромбозы;
• водная перегрузка;
• гипергликемия;
• гипогликемия и др.

 

ЭНТЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

Энтеральное питание может проводиться:
1) через зонд или катетер, по которому питательные вещества доставляются в желудок или кишечник, минуя ротовую полость (зондовое питание); 
2) через гастростому;
3) через прямую кишку.
Если энтеральное питание проводится сроком до 3-х недель (срок устанавливается врачом), то применяется питание через зонд, вставленный через рот или нос; если более 3-х недель и до года, то через гастростому.

 

Преимущества энтерального питания перед парантеральным: 
– более дешевое, безопасное и удобное; 
– физиологичное;
– уменьшает риск развития сепсиса; 
– предотвращает атрофию слизистой желудочно-кишечного тракта;
– снижает выраженность стрессовой реакции;
– достоверно увеличивает мезентериальный и печеночный кровоток;
– снижает частоту желудочно-кишечных кровотечений из острых язв;
– снижает риск инфекционных осложнений и развития синдрома полиорганной недостаточности.

 

Питательные смеси готовятся из высококачественных измельченных твердых пищевых продуктов, разведенных кипяченной водой: мелко протертое мясо, рыба, хлеб, сухари, также используются: молоко, сливки, сырые яйца, бульон, кисели, протертые овощи, жидкие каши. 

С большим успехом применяются готовые к применению энтеральные смеси: 
• сухие порошковые смеси (разводятся кипяченой водой) – Нутрикомп-Стандарт, Нутризон, Берламин, Нутриэн-Стандарт, детские молочные смеси. 
• жидкие смеси – Нутризон-Стандарт, Нутризон-Энергия, Нутрикомп-Ликвид-Стандарт, Нутрикомп-Ликвид-Энергия.

 

ЗОНДОВОЕ ПИТАНИЕ

Зондовое питание осуществляется через назогастральный зонд.
Зонды изготавливаются из пластика, силикона или резины; их длина различна в зависимости от места введения: желудок или кишечник. Зонд снабжен метками по длине, что помогает определить его правильное положение в желудке.

Назогастральный зонд вводят через нос в желудок для введения через него жидкой пищи или других жидких субстанций.

Обычно назогастральный зонд вводит специально обученная медсестра только по указанию врача.

Процедура введения назогастрального зонда состоит из нескольких этапов. Перед началом проведения процедуры следует приготовить необходимое оснащение.

Медсестра должна регулярно осуществлять уход за назогастральным зондом (проверка места расположения зонда в полости рта, контроль места нахождения зонда в желудке, промывка зонда), а также осуществлять уход за полостью рта и носа у пациента с установленным назогастральным зондом.

Процедура ухода за назогастральным зондом состоит из нескольких этапов. Перед началом проведения процедуры следует приготовить необходимое оснащение.

 

РЕЖИМЫ ЗОНДОВОГО ПИТАНИЯ

 

Этот вид питания назначается пациентам с нормальной функцией желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) при невозможности кормления через рот из-за бессознательного состояния, паралича глотания, отвращения к пище, отказе от питания при психозах. 
Существует два режима зондового питания: 
• прерывистый (фракционный) режим;
• непрерывный (капельный) режим.

Прерывистый (фракционный) режим

Жидкая пища (объемом 500-600 мл на одно кормление) в подогретом виде вводится в назогастральный зонд маленькими порциями (фракционно). Питательная смесь обычно вводится 3-4 раза в день. Консистенция питательной смеси не должна быть плотной. Этот режим имитирует нормальный процесс еды.

Непрерывистый (капельный) режим

Жидкая пища или стерильные питательные растворы вводятся через назогастральный зонд в желудок непрерывно капельно в течение 16 часов ежедневно.

 

ПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ГАСТРОСТОМУ

 

Этот вид питания назначается пациентам при заболеваниях, сопровождающихся непроходимостью глотки, пищевода, входного отдела желудка.
Питание через гастростому врач обычно назначает на вторые сутки после операции. Используются те же питательные смеси, что и при кормлении через зонд. Пищу вводят в подогретом виде небольшими порциями (150–200 мл) 5–6 раз в день непосредственно в желудок через гастростому. Постепенно количество вводимой пищи увеличивают до 250-500 мл, но число введений уменьшают до 3–4 раз. Следует остерегаться вводить в воронку большие количества пищи (порция не более 50 мл), так как может наступить спазм мускулатуры желудка, и пища может быть выброшена через стому наружу. Во время кормления надо следить за состоянием трубки в стоме, так как её перегиб или смещение может препятствовать прохождению питательной смеси через зонд в гастростоме.

По окончании кормления следует промыть трубку физиологическим раствором (30 мл) для профилактики развития микрофлоры и, если требуется, осуществить уход за кожей вокруг стомы. При кормлении пациента молоком, необходимо каждые 2 часа промывать трубку в гастростоме кипяченой водой (20 мл) до следующего кормления.


ИСКУСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРЯМУЮ КИШКУ

 

Этот вид искусственного питания используется как дополнительный метод введения питательных веществ в тех случаях, когда их нельзя вводить естественным путем. Применение такого вида искусственного питания очень ограничено.
Преимущество данного метода в том, что вещества всасываются в кровь, минуя печень, а следовательнонеразрушаются. 
Недостатком является то, что из-за отсутствия ферментов в прямой кишке не все питательные вещества могут пройти через ее стенку. Всасываются только вода, изотонический раствор поваренной соли (NaCl), 5%-й раствор глюкозы и спирт (40%). Частично всасываются белки и аминокислоты.
Питательные растворы через прямую кишку вводятся двумя способами:
- однократное введение (в виде питательных клизм)
- капельное введение (в виде капельных питательных клизм)
Перед введением питательных средств в прямую кишку следует сделать пациенту очистительную клизму за 30-40 минут (до полного опорожнения кишечника). 
Небольшие питательные клизмы делают объемом не более 200 мл с добавлением 5-10 капель настойки опия для подавления кишечной перистальтики. Частое применение питательных клизм не рекомендуется из-за опасности раздражения сфинктера прямой кишки и появления трещин заднего прохода. Необходим тщательный уход заднего прохода после каждого введения питательных веществ.
Процедура проведения искусственного питания через прямую кишку состоит из нескольких этапов. Перед началом проведения процедуры следует приготовить необходимое оснащение.

 

ПАРЕНТЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ

 

Это вид искусственного питания, при котором питательные вещества вводятся непосредственно в кровь, минуя желудочно-кишечный тракт. Питательные растворы вводятся внутривенно капельно через катетер, установленный врачом в центральной (подключичной, яремной, бедренной) или периферической вене (вене локтевого сгиба). Перед введением растворы подогревают на водяной бане до температуры тела.
Парентеральное питание должно включать те же питательные ингредиенты, что и питание естественное (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). 
Показания: невозможность использования нормального питания через рот, т.е. больной в течение длительного времени в силу различных обстоятельств не хочет, не может или не должен принимать пищу естественным путем.
Противопоказания: непереносимость отдельных составляющих питания, шок, гипергидратация, жировая эмболия (для жировых эмульсий).
Осложнения: флебиты и тромбозы вен; водная перегрузка, гипергликемия, гипогликемия и др.

Основные составляющие парентерального питания

 

Поставщики энергии

Углеводы (20%-25%-30%-й растворы глюкозы). 
Жировые эмульсии: 10%-20%-ые растворы липофундина, липовеноза, интралипида.

Поставщики пластического материала для синтеза белка - растворы кристаллических аминокислот

Аминоплазмаль-Е 15%-й раствор (20 аминокислот).
Аминоплазмаль-Е 10% (20 аминокислот). 
Аминосол 800 (18 аминокислот).
Вамин 18 (18 аминокислот). 
Нефрамин (8 аминокислот).

Витамины и микроэлементы

Солувит (водорастворимые витамины).
Виталипид (жирорастворимые витамины).
Церневит (витамины).
Тракутил (микроэлементы).
Аддамель (микроэлементы).

Растворы электролитов

Изотонический раствор хлорида натрия.
Сбалансированные растворы электролитов (лактосоль, ацесоль, трисоль и др.).
0,3%-й раствор хлорида калия.
10%-й раствор глюконата кальция, лактата кальция.
25%-й раствор сульфата магния.

Многокомпонентные растворы

В настоящее время используются двух и трехкомпонентные мешки для парентерального питания – «все в одном»:
Нутрифлекс – Пэри 40/80 (аминокислот – 40 г/л и глюкозы – 80 г/л);
Нутрифлекс Плюс – 48/150;
Нутрифлекс Спешиал – 70/240;
Нутрифлекс – Липид – Плюс; 
Нутрифлекс – Липид – Спешиал. 
Многокомпонентные растворы включают все компоненты парентерального питания сразу в одном стерильном мешке.

Парентеральное введение питательных растворов требует строгого соблюдения принципов асептики и техники выполнения инъекций, так как возможно возникновение постинъекционных осложнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритмы манипуляций

1. Кормление тяжелобольного ложкой.

Оснащение: блюда согласно меню, салфетка, стакан с водой, трубочка, ложка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Уточнить у пациента любимые блюда и согласовать меню с лечащим врачом или диетологом.

Обеспечивается возможность адекватного и диетического питания.

2. Предупредить пациента за 15 минут о том, что предстоит прием пищи, и получить его согласие.

Увеличивается вероятность получения пациентом необходимого количества пищи и жидкости.

3. Проветрить помещение, освободить место на тумбочке или придвинуть прикроватный столик.

Психологическая подготовка к приему пищи и обеспечение условия для приема пиши.

4. Помочь пациенту занять высокое положение Фаулера, если позволяет его состояние (см. процедуру).

Уменьшается опасность асфиксии.

5. Помочь пациенту вымыть руки и прикрыть его грудь салфеткой.

Обеспечивается инфекционная безопасность.

6. Провести деконтаминацию рук.

Обеспечивается инфекционная безопасность

7. Принести пищу и жидкость, предназначенные для еды и питья: горячие блюда должны быть горячими (60° градусов), холодные - холодными (не ниже 15 градусов).

Обеспечивается улучшение аппетита и вкусовых ощущений.

8. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу.

Обеспечивается поддержание чувства собственного достоинства пациента.

Выполнение манипуляции

1. Проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель себе на тыльную поверхность кисти.

Обеспечивается безопасность пациента.

2. Предложить выпить (лучше через трубочку) несколько глотков жидкости.

Уменьшается сухость во рту, облегчается пережевывание твердой пищи.

3. Кормить медленно:

называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту;

наполнить ложку на 2/3 твердой (мягкой) пищей;

коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот;

прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку;

дать время прожевать и проглотить пищу;

предлагать питье после нескольких ложек твердой (мягкой) пищи.

Обеспечивается адекватное питание и питьё.

4. Вытирать (при необходимости) губы салфеткой.

Обеспечивается поддержание чувства собственного достоинства пациента.

5. Предложить пациенту прополоскать рот водой после еды.

Уменьшается скорость роста бактерий во рту.

Завершение манипуляции

1. Убрать после еды посуду и остатки пищи.

Обеспечивается инфекционная безопасность.

2. Провести деконтаминацию рук.

Обеспечивается инфекционная безопасность.

 

2. Кормление с помощью поильника.

Оснащение: поильник, салфетка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Предупредить пациента за 15 минут о том, что предстоит прием пищи, и получить его согласие.

Обеспечивается возможность адекватного и диетического питания.

2. Рассказать пациенту, какое блюдо будет приготовлено для него.

Проветрить помещение.

Обеспечивается право пациента на выбор. Возбуждается аппетит.

3. Протереть прикроватный столик.

Обеспечивается инфекционная безопасность

4. Вымыть и осушить руки (будет лучше, если пациент будет видеть это).

Обеспечивается инфекционная безопасность.

5. Поставить на прикроватный столик приготовленную пищу.

Возбуждается аппетит.

Выполнение манипуляции

1. Переместить пациента на бок или в положение Фаулера (если позволяет его состояние).

Обеспечивается безопасный прием пищи.

2. Прикрыть шею и грудь пациента салфеткой.

Исключается загрязнение одежды.

3. Кормите пациента из поильника небольшими порциями (глотками).

 

Завершение манипуляции

1. Дать прополоскать рот водой после кормления.

Уменьшается рост бактерий во рту.

2. Убрать салфетку, покрывающую грудь и шею пациента.

Исключается попадание остатков пищи в постель.

3. Помочь пациенту занять удобное положение.

Обеспечивается необходимый комфорт.

4. Убрать остатки пищи. Провести деконтаминацию рук.

Обеспечивается инфекционная безопасность.

5. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента.

Обеспечение преемственности сестринского ухода

 

 

 

 

 

 

Кормление тяжелобольного через рот и назогастральный зонд

Материальные ресурсы

Фонендоскоп – 1 шт. Часы.

Комплект столовой посуды, в соответствии с выбранным режимом кормления – 1 компл.

Изотонический раствор хлорида натрия – 60 мл.

Антисептик для обработки рук. Жидкое мыло – при отсутствии антисептика

Салфетка – 1 шт. Лейкопластырь – 10 см.

Перчатки нестерильные – 1 пара.

Шприц объемом 20-50 мл. Воронка.

 

Алгоритм кормления тяжелобольного через рот и назогастральный зонд

 

I. Подготовка к процедуре:

Представиться пациенту (если пациент в сознании), проинформировать о предстоящем кормлении, составе и объеме пищи, методе кормления.

Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика) или надеть перчатки (если кормление будет осуществляться через назогастральный зонд).

Подготовить питательный раствор; подогреть его до температуры 30-35

0

С.

II. Выполнение процедуры:

 

При кормлении пациента через рот:

Помочь пациенту занять полусидячее положение в постели, или положение, сидя с опущенными ногами, или помочь пересесть на стул.

Помочь пациенту вымыть руки, причесаться, поправить одежду.

Укрыть грудь пациента салфеткой.

При наличии у пациента съемных зубных протезов помочь пациенту установить их.

Придвинуть прикроватный столик к кровати пациента.

Расположить тарелки с пищей в соответствии с пожеланиями пациента. При нарушении моторики подложить под тарелки нескользящие салфетки. При нарушении координации использовать посуду с защитным бортиком или иную посуду, рекомендованную специалистом по восстановительной медицине.

Предложить пациенту воспользоваться столовым прибором, в том числе специальной посудой для пациентов с нарушенными моторными функциями.

Если пациент готов есть самостоятельно

.

4.8.1. При необходимости использовать вспомогательные приспособления для предплечья, облегчающие подъем руки до уровня рта (например, подвижные подставки для предплечья; поддерживающие ремни, одеваемые через голову); протезные или ортопедические приспособления.

4.8.2. Наблюдать за процессом питания; эффективностью пережевывания и глотания.

4.8.3. По мере необходимости заменять тарелки.

4.8.4. По окончании процедуры помочь пациенту прополоскать рот и занять удобное положение в постели.

4.9. Если пациент нуждается в активном кормлении.

4.9.1. Приподнять головной конец кровати.

4.9.2. Убедиться, что пища, приготовленная для пациента, имеет гомогенную консистенцию.

4.9.3. Придвинуть прикроватный столик к кровати пациента, сервировать стол.

4.9.4. Одной рукой приподнять голову пациента; другой поднести ложку ко рту пациента (при гемипарезе пища подносится со здоровой стороны).

4.9.5. Поддерживать голову пациента в процессе жевания и глотания.

4.9.6. Поить пациента по требованию или через каждые 3-5 ложек пищи. Жидкость дается с помощью ложки или поильника.

4.9.7. По окончании кормления помочь пациенту прополоскать рот или обработать ротовую полость по протоколу 14.07.002 «Уход за полостью рта тяжелобольного».

4.9.8. Придать пациенту полусидячее положение на 30 минут после окончания еды.

 

5. При кормлении пациента через назогастральный зонд

5.1. Определить предписанный пациенту режим кормления – непрерывный или перемежающийся (фракционный).

5.2. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).

5.3. Поднять головной конец кровати на 30-45 градусов.

5.4. Проверить правильность положения зонда.

5.4.1. Присоединить шприц объемом 20 см3 к дистальному участку зонда и аспирировать содержимое желудка.

5.4.1.1. оценить характер содержимого – при появлении признаков кровотечения прекратить процедуру.

5.4.1.2. при выявлении признаков нарушения эвакуации желудочного содержимого – прекратить кормление.

5.4.2. Присоединить к дистальному участку зонда шприц, заполненный 20 см3 воздуха и ввести воздух внутрь, одновременно аускультируя область эпигастрия.

5.5. Осмотреть кожу и слизистые оболочки носовых ходов, исключить признаки инфицирования и трофических нарушений, связанных с постановкой назогастрального зонда.

5.6. Проверить качество фиксации зонда, при необходимости заменить пластырную повязку.

 

5.8. При перемежающемся (фракционном) режиме зондового кормления.

5.8.1. подготовить предписанный объем питательной смеси; перелить его в чистую посуду.

5.8.2. заполнить шприц объемом 20-50 мл или воронку питательным раствором.

5.8.3. ввести активно медленно (с помощью шприца) или пассивно (с помощью воронки) предписанный объем питательной смеси в желудок пациента, введение производить дробно, порциями по 20-30 мл, с интервалами между порциями – 1-3 минуты.

5.8.4. после введения каждой порции, пережимать дистальный участок зонда, препятствуя его опустошению.

5.8.5. по окончании кормления ввести предписанный назначением объем воды. Если введение жидкости не предусмотрено, промыть зонд 30 мл физиологического раствора.

III. Окончание процедуры:

Аускультировать перистальтические шумы во всех квадрантах живота.

Обработать ротовую полость, вытереть лицо пациента от загрязнений.

Утилизировать, продезинфицировать использованный материал.

Снять перчатки или вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).

Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации.

 

Достигаемые результаты и их оценка

Пациент получает достаточное количество сбалансированного питания с учетом рекомендаций лечащего врача.

Уход за назогастральным зондом

 

Материальные ресурсы

Шприц на 30 или 60 куб.см

Фонендоскоп

Емкость с физиологическим раствором или специальным раствором для промывания емкостью 500 или 1000 мл.

Вазелин – 5 г.

Антисептик для обработки рук. Жидкое мыло – при отсутствии антисептика

Нестерильные перчатки – 1 пара.

Марлевые салфетки – 4 шт.

Лоток для использованного материала.

Алгоритм ухода за назогастральным зондом

 

I. Подготовка к процедуре:

Представиться пациенту, объяснить цели и ход предстоящей процедуры, уточнить, испытывает ли он какой-либо дискомфорт от зонда (если пациент в сознании) и определить необходимость изменений.

Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).

Осмотреть место введения зонда на предмет признаков раздражения или давления.

Надеть перчатки.

 

II. Выполнение процедуры:

Проверить месторасположение зонда: попросить пациента открыть рот, чтобы увидеть зонд.

Подсоединить шприц с 10-20 куб. см (10 куб. см для детей) воздуха к назогастральному зонду и ввести воздух, одновременно выслушивая звуки в животе при помощи стетоскопа (должны быть слышны булькающие звуки).

Очистить ноздри увлажненными физиологическим раствором марлевыми салфетками. Нанести вазелин на область введения зонда.

Каждые 4 часа выполнять уход за полостью рта: увлажнять полость рта и губы.

Каждые 3 часа (по назначению врача) промывать зонд 20-30 мл физиологического раствора. Для этого подсоединить шприц, наполненный физиологическим раствором, к зонду, медленно и аккуратно ввести жидкость в зонд; аккуратно провести аспирацию жидкости, обратить внимание на ее внешний вид и вылить в лоток.

Повторить промывание и аспирацию.

 

III. Окончание процедуры:

Снять пластырь и наклеить заново, если он отклеился или сильно загрязнен.

Сбросить использованные материалы в емкость для дезинфекции или пакет для утилизации в соответствии с классом отходов.

Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции.

Вымыть руки и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).

Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

Достигаемые результаты и их оценка

Отсутствие видимых изменений (раздражений) со стороны слизистых оболочек носа.

При кормлении пища свободно проходит по зонду.

 

 

 

 

 

 

Пособие при гастростомах

 

Материальные ресурсы

Зонд желудочный. Зажим для зонда. Пластырь шириной 5 см.

Шприц Жанэ. Воронка. Емкость с теплой водой.

Нестерильные перчатки – 1 пара.

Кожные антисептики, защитные средства для кожи. Салфетки.

Антисептическое средство для обработки рук. Мыло – при отсутствии антисептика. Полотенце.

Мешок для сбора белья. Мешок для сбора отработанного материала.

 

Алгоритм пособия при гастростоме

 

I. Подготовка к процедуре:

Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры пациенту или его семье.

Подготовить необходимое оборудование и оснащение, питательную смесь.

Надеть нестерильные перчатки.

Помочь пациенту занять высокое положение.

II. Выполнение процедуры:

Снять повязку и поместить в пакет или мешок для использованного материала.

Положить полотенце под трубку на эпигастральную область живота.

Провести визуальный осмотр трубки и окружающей гастростому кожи.

Снять зажим с трубки гастростомы, присоединить шприц Жанэ.

Проверить, правильно ли расположен зонд в гастростоме, проверить остаточное желудочное содержимое в желудке путем его отсасывания из желудка: - если объем превышает 100 мл, ввести его снова и обратить внимание врача, если объем остаточного содержимого меньше 100 мл, ввести обратно и промыть трубку 30 мл теплой кипяченой воды.

Проводить вливание смеси в капельном режиме. После вливания питательной смеси или растворов, промыть трубку 30,0 – 50,0 кипяченой водой.

Отсоединить шприц и закрыть зажимом трубку.

Вымыть кожу пациента мылом вокруг гастростомы, насухо промокнуть ее салфеткой.

Проверить состояние кожи, ее цвет в области стомы и саму гастростому на предмет выявления отека вокруг трубки или появления свища и других изменений.

Наложить слой мази, пасты или защитного геля ля кожи по назначению врача.

Наложить стерильную салфетку или одноразовую запатентованную липкую повязку-наклейку вокруг гастрономической трубки.

Прижать вокруг гастростомы повязку-наклейку, не допуская образования складок, через которые будут просачиваться выделения (желудочный сок) из гастростомы.

Аккуратно закрепить конец трубки сверху повязки пластырем к коже.

III. Окончание процедуры:

Поместить использованный перевязочный материал в емкость или мешок для использованного материала.

Снять полотенце и поместить его в мешок для дезинфекции или пакет.

Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции или пакет.

Вымыть руки и осушить их (с использованием мыла или антисептика).

Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинскую документацию.

Достигаемые результаты и их оценка

Оценить степень участия пациента в удовлетворении функции питания и ухода за гастростомой.

Кожа вокруг стомы без видимых изменений.

Экспертная карта оценки выполнения манипуляции

«Кормление пациента через назогастральный зонд»

Ход манипуляции

0

1

2

1. Представиться пациенту, объяснить ход и цель процедуры, получить согласие

 

 

 

2. Подготовить оснащение

 

 

 

3. Придать пациенту положение Фаулера, прикрыть его грудь салфеткой

 

 

 

4. Вымыть руки, надеть перчатки

 

 

 

5. Определить расстояние, на которое будет введен зонд (от кончика носа до мочки уха и вниз до эпигастральной области)

 

 

 

6. Смочить конец зонда водой (стерильным глицерином)

 

 

 

7. Слегка запрокинуть голову пациента назад. Ввести зонд через нижний носовой ход на глубину 15-18 см.

 

 

 

8. Наклонить голову пациента вперед, вниз и медленно

продвигать зонд до нужной отметки

 

 

 

9. Убедиться, что зонд в желудке (с помощью шприца Жане аспирировать содержимое желудка или ввести через зонд 30-40 мл. воздуха под контролем фонендоскопа)

 

 

 

10. Наложить зажим, отсоединить шприц Жане, свободный конец зонда положить в лоток

 

 

 

11. Закрепить зонд пластырем

 

 

 

12. Заполнить шприц питательной смесью, подогретой до 37-38 гр.

 

 

 

13. Соединить шприц с зондом, снять зажим, ввести активно медленно питательную смесь.

 

 

 

14. Введение предписанного объема смеси производить дробно, порциями по 20-30 мл., с интервалами 1-3 мин. После введения каждой порции, пережимать дистальный конец зонда, препятствуя его опустошению

 

 

 

15. По окончании кормления промыть зонд физ.раствором (кипяченой водой) в количестве 30 мл.

 

 

 

16. Наложить зажим на конец зонда, отсоединить шприц. Обернуть конец зонда стерильной салфеткой или закрыть заглушкой. Зафиксировать зонд до следующего кормления

 

 

 

17. Обработать ротовую полость, вытереть лицо пациента, осмотреть постельное белье. Придать пациенту удобное положение

 

 

 

18. Продезинфицировать использованный инструментарий. Снять перчатки, обработать руки

 

 

 

19. Сделать запись в мед. документации о результатах выполнения

 

 

 

20. Перед следующим кормлением нужно: проверить правильность положения зонда, осмотреть кожу и слизистые носовых ходов, проверить качество фиксации зонда

 

 

 

Критерии оценки: Средний балл = сумма баллов: 20

2-1,8 – отлично 0 – выполнено неверно

1,79 – 1,6 – хорошо 1 – выполнено частично правильно

1,59 – 1,4 – удовлетворительно 2 – выполнено в соответствии со стандарто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Тестовые задания 
Инструкция: Выбрать только один правильный ответ.

1.  Объем жидкой пищи для кормления через зонд:

1) 300 -500 мл

2) 600-800 мл

3) 800-900 мл

2.  Перед введением зонда, находящегося в упаковке, его следует поместить в морозильную камеру за:

1) 1 час

2) 1,5 часа

3) 2 часа

3.  При росте пациента 170 см зонд должен быть введен на длину:

1)100 см

2) 90 см

3)80 см

4) 70 см

4.  При введении зонда через носовой ход сразу м/с просит пациента:

1)      повернуть голову влево

2)      запрокинуть голову назад

3)      повернуть голову вправо

4)      наклонить голову вперед

5.  Чтобы убедиться, что зонд находится в желудке следует ввести в него______ мл воздуха:

1)10-20

2)30-40

3)50-60

        6. Температура пищи при кормлении через зонд:

1) 15- 20 градусов

2) 25-30 градусов

3) 35-45 градусов

 7. При заполнении пищей воронки соединенной с зондом, воронку предварительно опускают на уровень:

1) груди

2) желудка

3) пупка

 8. При кормлении через зонд его промывают:

1) водой

2) фурацилином

3) раствором калия перманганата

          9. Анорексия - это:

1)      повышение аппетита

2)      полное отсутствие аппетита

3)      понижение аппетита

4)      отказ от пищи

    10. При парентеральном введении препараты подогревают на водяной бане до:

1) 35-36 градусов

2) 37-38

3) 39-40 градусов

     11. При парентеральном кормлении введение белковых, жировых и углеводных препаратов предусматривается:

1) последовательно

2) одновременно

3) последовательно друг за другом с интервалами

   12.  Кормление тяжелобольных пациентов входит в обязанности:

1) врача

2) сестры

3) родственников

Инструкция: Выбрать все правильные ответы

      1.3.  Показаниями к искусственному питанию являются:

1)  заболевания мочевого пузыря

2)  заболевания полости рта

3)  заболевания пищевода

4)  заболевания сердца

5)  заболевания желудка

   14.  Искусственное кормление можно осуществить при помощи:

1) зонда

2) поильника

3) ложки

4) гастростомы

  15.  При кормлении молочной пищей через зонд его следует промыть:

1) сразу после кормления

2) через 2 часа

3) через 3 часа

  16. Порционник содержит сведения о:

1) выписывающихся из отделения пациентах 
2) поступивших в отделение пациентах

3) количестве назначенных диет

4) видах разгрузочных диет

5) видах индивидуальных диет

 

 17. Использованная посуда подвергается дезинфекции в следующих растворах:

1)      хлорамин 0,5% - 30 мин                          

2)   спирт 70% - 15 мин

3)   перекись водорода 6% - 30 мин

4)   "Дезоксон-Г 0,05 % - 30 мин

5)   перекись водорода 3 % -80 мин

 18. Не следует настаивать на приеме пищи при наличии у пациента:

1) высокой температуры

2) бессонницы

3) низкой температуры

  19. Кормление пациента через гастростому осуществляется при:

1)       непроходимости пищевода

2)   непроходимости кишечника

3)   непроходимости кардиального отдела желудка

 

Инструкция: Установите соответствие

20.  При 4-х разовом питании общий энергетический объем суточного рациона распредеяется следующим образом:

1)       завтрак                             А-35-40%

2)   обед                                  Б-25%

3)   полдник                           В - 20-25 %

4)   ужин                                Г-10-15%

21.  Найдите соответствие диеты и заболевания:

1)       стол № 7                           А -заболевания ЖКТ

2)   стол № 15                         Б - сахарный диабет

3)   стол № 1                          В - заболевания почек, сопровождающиеся отеками

4)   стол № 9                           Г - "общий" стол

22.  Принцип в диетотерапии подразумевает:

1)       при механическом щажении    А - измельчение до состояния пюре

2)   при химическом щажении           Б - исключение копченостей и приправ

В - исключение грубой клетчатки

Г - дробное питание

23.  Выберите элементы, соответствующие трем составляющим рационального питания:

1)      пищевой рацион                          А - количество приемов пищи

2)   режим питания                             Б - сервировка стола

3)   условия приема пищи                 В - интервалы между приемами пищи

Г - химический состав пищи

Д - объем пищи

Е - работающий телевизор

24. Выберите оснащение для разных способов искусственного питания:

1)       через назогастральный зонд      А - воронка

2)   через гастростому                        Б - фонендоскоп

                                                                          В - шприц Жанэ

 

Составьте тест по вопросам :

Вопросы

 

1. Минеральное вещество, которое играет большую роль в регуляции водно – солевого баланса

3. Требование на пищеблок

4. Функция пищевых веществ, при которой поступление энергии необходимой для восстановления энергозатрат организма

5. Регулятор обмена веществ, который влияет на развитие клеток и тканей

8. Функция пищевых веществ, которая доставляет в организм необходимые вещества

11. Появилась при Петре I, сейчас очень распространен и употребляем в пищу

12. Является основным источником энергии в организме

13. Пищевой рацион, составляющийся для пациента

14. Наука о лечебном питании

18. Обеспечивает кроветворение организма входит в состав гемоглобина

19. Минеральное вещество, которое формирует костную ткань

20. Блюдо из разваренных в воде (или в молоке) зёрен или крупных злаков

21. Жизненно необходимые вещества обеспечивающие рост, развитие и обмен веществ в организме

22. Функция пищевых веществ, которая обеспечивает развитие и обновление клеток и тканей

23. Его очень много в пережаренной пище, вызывает рак

24. Его дают после операции при диете №0

25. Жизненная потребность организма, которая обеспечивает человека энергией

26. В ней очень много витамина А, растет на грядке

27. Питание пациента при котором пищу вводят через зонд или стому

28. Входят в состав клеток, служат проводником витаминов A, D, E

 

 

 

 

Ситуационные задачи

Задача №1

Исходные данные: В онкологическом отделении находится на стационарном лечении мужчина 48 лет с диагнозом рак желудка.

Жалобы на рвоту, слабость, отсутствие аппетита, отвращение к мясной пище, похудание, сильные боли в эпигастральной области, отрыжку, вздутие живота. Пациент адинамичен, подавлен, вступает в контакт с трудом, замкнут, испытывает чувство страха смерти.

Объективно: Состояние тяжелое, температура 37,90С, кожные покровы бледные с землистым оттенком, больной резко истощен, при пальпации в эпигастральной области отмечаются болезненность и напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень плотная, болезненная, бугристая, выступает на 5 см из-под края реберной дуги.

Задания

Выявите настоящие проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

Определите приоритетные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

Определение возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

Составьте план сестринских вмешательств по приоритетной проблеме пациента, связанной с состоянием его здоровья

Выполните лечебные вмешательства в пределах своих полномочий: осуществите кормление пациента с недостаточностью самостоятельного ухода

 

Кормление тяжелобольного ложкой

Цель. Накормить пациента.

Показания. Невозможность самостоятельно принимать пищу.

Противопоказания. Определяет врач.

Оснащение.

Пища полужидкая 

t =

 40°С.

Стакан.

Прикроватный столик.

Трубка резиновая.

Столовая ложка.

Салфетка.

Халат с маркировкой «Для раздачи пищи».

Емкость для мытья рук.

Мыло и полотенце.

 

п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Уточните у пациента любимые блюда

 

 

 

2

Согласуйте меню с лечащим врачом

 

 

 

3

Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения

 

 

 

4

Получите его согласие

 

 

 

5

Проветрите помещение

 

 

 

6

Вымойте руки

 

 

 

7

Наденьте халат с маркировкой «Для раздачи пищи»

 

 

 

8

Освободите место на тумбочке или придвиньте прикроватный столик

 

 

 

9

Помогите пациенту занять высокое положение Фаулера

 

 

 

10

Помогите пациенту вымыть руки

 

 

 

11

Прикройте шею, грудь пациента салфеткой

 

 

 

12

Принесите пищу и жидкость, предназначенную для еды (горячие блюда t = 60°С, холодные — t = 20°С)

 

 

 

13

Спросите пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу

 

 

 

14

Проверьте температуру горячей пищи, капнув несколько капель себе на тыльную поверхность кисти

 

 

 

15

Предложите пациенту выпить через трубочку несколько глотков жидкости

 

 

 

16

Кормите пациента медленно

 

 

 

17

Называйте каждое предложенное блюдо пациенту

 

 

 

18

Наполняйте ложку на 2/3 твердой (мягкой) пищей

 

 

 

19

Касайтесь ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот

 

 

 

20

Прикасайтесь ложкой к языку, извлекая пустую ложку

 

 

 

21

Давайте время прожевать и проглотить пищу

 

 

 

22

Предлагайте питье после нескольких ложек твердой пищи

 

 

 

23

Вытирайте губы салфеткой при необходимости

 

 

 

24

Предложите пациенту прополоскать рот водой после еды

 

 

 

25

Уберите после кормления посуду и остатки пищи

 

 

 

26

Снимите халат

 

 

 

27

Вымойте и высушите руки

 

 

 

Задача №2

Пациентка Д., 67 лет, находится на лечении в хирургическом отделении. Врачебный диагноз стеноз привратника. Ей была сделана операция, пациентка с гастростомой. Врач назначил кормление через гастростому по 500 мл 4 раза в день.

1) Осуществите искусственное питание через гастростому.

Искусственное питание пациента через гастростому

Цель. Накормить пациента.

Показания. Непроходимость пищевого и кардиального отдела желудка.

Оснащение.

Воронка или шприц Жане.

Емкость с пищей.

Емкость с кипяченой водой.

Прикроватный столик.

Ветошь.

Дезинфицирующее средство.

Мыло и полотенце.

Емкости с накопителем.

п/п

Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды

0

1

2

1

Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения

 

 

 

2

Получите его согласие

 

 

 

3

Протрите прикроватный столик ветошью, смоченной дезинфицирующим средством

 

 

 

4

Вымойте и высушите руки

 

 

 

5

Поставьте на прикроватный столик приготовленную пищу

 

 

 

6

Открепите зонд от одежды

 

 

 

7

Снимите зажим (заглушку) с зонда.

 

 

 

8

Присоедините воронку или шприц Жане к зонду

 

 

 

9

Наливайте в воронку приготовленную пищу малыми порциями

 

 

 

10

Придерживайтесь естественной скорости приема пищи

 

 

 

11

Промойте зонд теплой кипяченой водой после кормления

 

 

 

12

Отсоединить воронку от зонда

 

 

 

13

Закройте зонд заглушкой или пережмите зажимом

 

 

 

14

Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно

 

 

 

15

Уберите все лишнее

 

 

 

16

Погрузите использованные емкости, воронку, шприц в накопитель

 

 

 

17

Вымойте и высушите руки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки

Критерий

 

Количество баллов

5

4

3

2

Тестовый контроль

При ответе на тестовые задания студент набирает от 14 до 15 баллов

При ответе на тестовые задания студент набирает от 12 до 13

При ответе на тестовые задания студент набирает от 10 до 11

При ответе на тестовые задания студент набирает от 9 и ниже

Заполнение кроссворда

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 19 до 20 слов

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 17 до 18 слов

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 15 до 16 слов

При работе с кроссвордом студент правильно заполняет от 14 слов и ниже.

Решение ситуационных задач

правильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья

 

точно перечислены все настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья

 

верно выявлены все возможные потенциальные проблемы пациента связанные с состоянием его здоровья

 

точно соблюден алгоритм выполнения манипуляций.

 

правильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья

 

точно перечислены все настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья

 

при выявлении всех возможных потенциальных проблем пациента связанных с состоянием его здоровья допущены незначительные ошибки

 

допущены небольшие неточности при выполнении алгоритма манипуляций.

 

правильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья

 

настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья перечислены не в полном объеме

 

при выявлении всех возможных потенциальных проблем пациента связанных с состоянием его здоровья допущены ошибки

 

допущены небольшие неточности при выполнении алгоритма манипуляций.

 

неправильно установлена приоритетность проблем пациента, связанная с состоянием его здоровья

 

настоящие проблемы связанные с состоянием его здоровья не перечислены либо перечислены не верно

при выявлении всех возможных потенциальных проблем пациента связанных с состоянием его здоровья допущены ошибки

допущены грубые ошибки при выполнении алгоритма манипуляций.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×