Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА психолого-педагогического курса урочной деятельности: «Ступеньки к знаниям!» | Вахтомина Анастасия Николаевна. Работа №352762

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Ступеньки к знаниям!»  с элементами развивающихся упражнений направленных на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков общения, способствующих повышению познавательной активности и успешной адаптации пятиклассников.

            Коррекционно-развивающая программа «Ступеньки к знаниям!»  разработана для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризующихся стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов в познавательной и коммуникативной сфере. Школьная не успешность, выражающаяся в слабой предметной успеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья учащихся, с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам школы.

На основании проведенных диагностик обучающихся, основными причинами слабой успеваемости пятиклассников являются:

низкая мотивация к познавательной деятельности;

недостаточный уровень учебной подготовки;

пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения;

несформированность специальных учебных умений и навыков;

недостаточный уровень развития познавательных процессов;

недостаточный уровень развития мыслительных операций;

слабая произвольность поведения.

Таким образом, все эти причины выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации. На основании выше изложенного возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с учащимися, испытывающими данные трудности. В целях обеспечения успешной адаптации слабоуспевающих пятиклассников разработана коррекционно-развивающая программа «Ступеньки к знаниям!», которая   направлена на развитие познавательных процессов, формирование социального доверия, обучение навыкам сотрудничества, развитие коммуникативных эмоций и обучение переносу полученных навыков в учебную деятельность. Коррекционные занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие заканчивается упражнениями, помогающими  обучающим  поверить в свои силы, почувствовать себя успешным. Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т. д.) создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию у участников, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей учащихся, способствует их самовыражению. Психологические занятия представляет собой комплекс упражнений, включающий не только задания на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики.                                    

Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь одноклассникам. В условиях перехода учащихся из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности.

Применение развивающих и мнемотехнических упражнений является актуальным приемом   при работе с когнитивной, познавательной сферой. Благодаря упражнениям учащиеся смогут быстро запоминать новую информацию, анализировать и применять в практике. Научатся   коммуницировать с окружающим миром, управлять эмоциональной и поведенческой сферой.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

психолого-педагогического курса

урочной деятельности:

«Ступеньки к знаниям!»

с элементами практических упражнений и

мнемотехник для обучающихся 5 класса

 

 

 

Автор программы: педагог-психолог

Анастасия Николаевна Вахтомина

 

 

 

2023-2024 год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

3

2.ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

 

5

3.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

6

4.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

 

8

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

 

9

6.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

 

10

7.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

11

8.МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

17

9.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

22

10.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

25

11.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

40

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

45

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Ступеньки к знаниям!» с элементами развивающихся упражнений направленных на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков общения, способствующих повышению познавательной активности и успешной адаптации пятиклассников.

Коррекционно-развивающая программа «Ступеньки к знаниям!» разработана для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характеризующихся стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов в познавательной и коммуникативной сфере. Школьная не успешность, выражающаяся в слабой предметной успеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья учащихся, с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам школы.

На основании проведенных диагностик обучающихся, основными причинами слабой успеваемости пятиклассников являются:

низкая мотивация к познавательной деятельности;

недостаточный уровень учебной подготовки;

пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения;

несформированность специальных учебных умений и навыков;

недостаточный уровень развития познавательных процессов;

недостаточный уровень развития мыслительных операций;

слабая произвольность поведения.

Таким образом, все эти причины выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации. На основании выше изложенного возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с учащимися, испытывающими данные трудности. В целях обеспечения успешной адаптации слабоуспевающих пятиклассников разработана коррекционно-развивающая программа «Ступеньки к знаниям!», которая направлена на развитие познавательных процессов, формирование социального доверия, обучение навыкам сотрудничества, развитие коммуникативных эмоций и обучение переносу полученных навыков в учебную деятельность. Коррекционные занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой. Каждое занятие заканчивается упражнениями, помогающими обучающим поверить в свои силы, почувствовать себя успешным.
Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т. д.) создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию у участников, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей учащихся, способствует их самовыражению. Психологические занятия представляет собой комплекс упражнений, включающий не только задания на развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики.

Занятия позволяют оказать пятиклассникам помощь в период адаптации: снизить тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь одноклассникам. В условиях перехода учащихся из начальной школы в среднее звено важно, чтобы в учениках сформировалось чувство уверенности и защищенности.

Применение развивающих и мнемотехнических упражнений является актуальным приемом при работе с когнитивной, познавательной сферой. Благодаря упражнениям учащиеся смогут быстро запоминать новую информацию, анализировать и применять в практике. Научатся коммуницировать с окружающим миром, управлять эмоциональной и поведенческой сферой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принцип единства диагностики и коррекции развития

,

 который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии учащ

ихся

.

Деятельностный принцип коррекции. 

Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ученика является движущей силой развития.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода

 – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.

Принцип комплексности организации коррекционной работы 

заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. 

Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ученика. Система отношения ученика с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития несовершеннолетнего, определяют зону его ближайшего развития.

Принцип усложнения.

 Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.

Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Основной целью психологической работы является развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, сохранение и укрепление психического здоровья, способствующих успешной адаптации и социализации личности учащихся при переходе в среднее звено.

Программа построена на основе целостного подхода к личности обучающегося, и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития, с основным акцентом оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития учащихся. 

 

Задачи программы:

 

Обучающие:

- формирование положительной мотивации к обучению;

- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

 

- формирование навыков саморегуляции и самоконтроля психического состояния, создание положительного эмоционального настроя;

- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. 

- формирование механизмов волевой регуляции в процессе, осуществления заданной деятельности;

- формирование у обучающихся понимания эмоционального состояния, умение позитивно выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Развивающие:

- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

 

- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

 

- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;

- развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе;

Воспитательные:

- Сформировать адекватную самооценочную систему по отношению к себе и окружающим;

- Развить эмоционально-волевую сферу (способность узнавать и контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение адекватно ситуации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Федерального закона от 29.12.2012 №273-

ФЗ  «

Об образовании в Российской Федерации»,

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного

стандарта  образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,

Письма  Минобрнауки

России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».

Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).

Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).

Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;

Конвенции о правах ребенка.

Принята  20

ноября 1989 года;

Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям

и  организации

обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).

Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 20013г, и в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе программы развития познавательных способностей учащихся  младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной) ,с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».  –  Москва: РОСТ книга, 2012 г.

 

 

 

5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

1. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, умения сосредоточиваться на заданном действии;

 

2. Формирование положительной мотивации к обучению, развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

 

3. Развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы;

 

4.Развитие стрессоустойчивости и формирование необходимых умений и навыков по самоконтролю и саморегуляции психического состояния и поведения обучающихся;

5. Стабилизация психоэмоционального состояния, (снижение уровня тревожности, агрессивности, гиперактивности, эмоциональной возбудимости, проработка психрологической травмы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Ступеньки к знаниям!» с элементами развивающихся упражнений направленных на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков общения, является источником сохранения и укрепления психического здоровья обучающихся.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса. Эта задача достигается специально построенной системой заданий, которая помогает преодолеть и неустойчивое внимание, и непроизвольность зрительного и слухового запоминания, и ведут к развитию мыслительной деятельности.
       В начале предлагаются задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
На первых порах можно допускать угадывание ответа (решения), но при этом стараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы учащихся, давая точное и лаконичное разъяснение. Важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались одновременным повышение доли участия учеников в поиске решения предлагаемой задачи.

На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или в группах. Ведущая роль учителя – поощрять и поддерживать самостоятельность обучающихся в поиске решений. Важно следить, чтобы по мере продвижения в этом виде деятельности всё большее число учащихся вовлекалось в неё.

Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания обучающихся на наиболее рациональных, оригинальных и красивых способах решения. Проверка особенно важна для учащихся с низким уровнем развития, которые в силу своих физиологических особенностей усваивают всё новое с большим трудом и более длительное время не могут выполнять задание самостоятельно.

Основные принципы распределения материала: 

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ученика и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Основные формы занятий

∙​ по количеству обучающихся, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

∙​ по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

∙​ по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях предлагаются задания познавательного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает учащихся.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

 На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное, чтобы обучающие узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с учениками правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных учащихся, а именно: у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У учащихся же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

 Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

  Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятий. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных  психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно - познавательной деятельности.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих необходимых качеств, но и позволяют углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

Логически – поисковые задания (10 – 12 минут). На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение.

Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Чем больше и чаще ребенок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Графический диктант, штриховка (10 минут).  Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результат которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить.

При регулярном выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть ручкой и карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графический диктант – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихи, песенки, потешки, то есть овладевают выразительными свойствами языка.

Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

Главная задача педагога при проведении этого курса - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц , в которые заносятся результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на первом и последнем занятии. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Данный  курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе  сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

В программе  используются задачи разной сложности, и  слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В программу включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у  школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 10–12 лет. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Основное содержание курса (раздел, структура)

 Входящее обследование детей.

1.Тренинговые упражнения на сплочение коллектива и адаптацию учащихся

2.Совершенствование и развитие воображения 

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и

числографами

(предмет изображен с помощью чисел).

Выделение основных признаков предметов. Сравнение предметов.

Классификация предметов по разным признакам.

Определение признаков предметов.

Объединение совокупности предметов.

Разделение совокупности на части.

Творческое воображение. Составление силуэтов.

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

Дидактические игры типа «Сложи такой же узор».

Пространственное воображение. Решение задач на преобразование. Получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и по памяти.

Восприятие пространства. Ориентация в пространстве.

Пространственные отношения.

Перемещение предметов в заданном направлении.

Характеристика положения предметов в пространстве.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 3. Развитие внимания

Развитие переключения, устойчивости внимания, формирование навыков произвольности.

Поиск ошибок в тексте.

Рисование по подобию.

Дорисовывание и раскрашивание предметов.

Определение по картинкам того, что не дорисовал художник, что неправильно нарисовал художник.

Проведение линий через лабиринты.

Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и объяснением. 

Игры, направленные на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения

Раздел 4. Развитие памяти 

Развитие визуальной, вербальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода памяти из кратковременной в долговременную).

Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала.

Воспроизведение названий предметов, изображений.

Зарисовка картинок к предъявленным словам.

Упражнения: «Зрительный диктант», «Найди слова», «Заполни рисунок».

Игры со словами и предметами.

Упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти.

Специальные приемы, облегчающие запоминание.

Раздел 5. Развитие мышления

Планомерность выполнения действий. Классификация геометрических фигур.

Установление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения.

Продолжение ряда понятий на основе знаний времён года, месяцев, дней недели. Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

Задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.

Игры со словами. Повторение гласных - согласных букв. Изученных

 

правил. Обучение построении простейших обобщений и умозаключений

- Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Познавательный аспект 

∙ Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

∙ Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

∙ Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

∙ Развитие речи.

∙ Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

∙ Развитие сенсорной сферы.

∙ Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект 

∙ Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Итоговое обследование обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТО КУРСА УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогической внеурочной деятельности «Ступеньки к знаниям!» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, ориентированных на обучающихся 5 класса.  Количество часов по программе - 106 часов, тематическое планирование рассчитано на 1 год, 3 часа в неделю.

Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет 45 минут.

Структура занятий.

∙ Мозговая гимнастика (1-3 мин)

∙ Разминка (5-7 мин)

∙ Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (10-15 мин)

∙ Весёлая переменка (3-5 мин)

∙ Логически-поисковые задания (10-12 мин)

∙ Коррегирующая гимнастика (1-2 мин)

∙ Графический диктант, штриховка (15 мин), чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами.

Каждый модуль содержит внеуадиторные, тренинговые, практические занятия.

Программа рассчитана на 106 часов (3 часа в неделю), из них:

внеаудиторных занятий (внеаудиторных:106);

развивающих занятий: 76часов (внеаудиторных:76);

диагностических исследований 10 часов (внеаудиторных:10);

групповых тренинговых занятий 20 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Реализация программы «Ступеньки к знаниям!» с элементами развивающихся упражнений направленных на развитие познавательных процессов предусматривает различные формы работы: индивидуальную, парную, групповую, подгрупповую.

Внеаудиторные занятия будут проходить в виде тренингов, психологических игр, практических упражнений, диагностических исследований.

Методы определяются целями и задачами данного курса, направленного на сохранение и укрепление психического здоровья учащихся с применением практических упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Психологические методы:

- сравнительно-генетический: сопоставление разных видов групп по определенным психологическим критериям;

- метод поперечных срезов являет собой сравнивание интересующих признаков разных групп (например, исследование психологических характеристик учащихся разного возраста, их с разным уровнем развития, разными личностными свойствами и клиническими реакциями);

- лонгитюдный – повторение исследования одних и тех самых испытуемых в течение продолжительного времени;

- комплексный – в проведение исследования участвуют представители ОУ;

Метод поперечных срезов. Преимуществом поперечных срезов является быстрота проведения исследования;

Лонгитюдный способ исследования помогает осуществлять обработку данных в отдельных возрастных периодах, группах, классах, с его помощью можно установить динамику индивидуального развития учащихся;

Эмпирический способ:

- объективное наблюдение (внешнее) и самонаблюдение (внутреннее);

- анализ продуктов деятельности;

- экспериментальные (естественный, формирующий, лабораторный) и психодиагностические (анкеты, тесты, опросники, интервью, социометрия, беседа) способы.

Метод наблюдения используется при необходимости наименьшего вмешательства в естественное поведение.

 

Методы коррекции: аутотренинг и групповой тренинг.

Методы обработки данных: статистический (количественный) и дифференциация материала по группам (качественный);

• по способу передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические;

• по уровню познавательной активности: проблемные, частично- поисковые, объяснительно - иллюстративные;

• по логике построения материала: аналитические, сравнительные, обобщающие, классификационные;

• по технологиям: индивидуально-ориентированные, разно- уровневые, самостоятельные;

 

Значительная роль отводится развивающим занятиям, направленным на развитие знанийумений и навыков и социальных установок

Групповая работа используется, как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем

применение полученных знаний на практике.

Кроме этого, активно используются современные психологические приемы: простое предложение, парадоксальная инструкция, открытые и закрытые вопросы, механизм «обратной связи», логическая цепочка, вытекающее и эмоциональное резюме, приглашение учащегося к новому виденью ситуации, активное слушанье, постройка, методы НЛП (нейролингвистического программирования)

Технологические возможности: моделирование и виртуальный эксперимент, компьютерные обучающие программы.

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно.

Количественная оценка эффективности психокоррекционных занятий может проводиться по предложенной схеме.

 Показатели оценки эффективности психокоррекции.

· Основные параметры соответствуют основным целям и задачам психокоррекционной работы. Данные параметры отражают изменения, происходящие в основной (преимущественной) сфере коррекции.

Дополнительные параметры соответствуют вспомогательным целям и задачам коррекции, обеспечивающим комплексный и системный подход в психокоррекционной работе. Эти параметры помогают оценить изменения, сопутствующие основным.

Сочетание основных и дополнительных параметров обеспечивает оценку психологических изменений в состоянии клиента в целом за время психокоррекционной работы.

Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Положительная динамика оценивается в 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции. Например:

- полное усвоение нового опыта, полученного клиентом в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика оценивается в 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т.е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии клиента. Например,

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Возможны различные сочетания факторов, сдерживающих положительную динамику. Например:

- полное усвоение нового опыта, но серьезные затруднения с применением этого опыта в незнакомых ситуациях:

 усвоение нового опыта, но частичная потеря его к следующему заданию.

Если у обучающегося выявляются показатели нейтральной динамики в ходе психокоррекционной работы, необходимо тщательно проанализировать ситуацию с целью определения:

а) прогноза психокоррекционной динамики;

б) факторов, сдерживающих психокоррекционные изменения;

в) факторов, свидетельствующих о позитивных психокоррекционных изменениях;

г) правильности психокоррекционной тактики и стратегии;

д) социально-педагогических факторов, сдерживающих психокоррекционную динамику; и факторов, способствующих положительной психокоррекционной динамике.

Отсутствие динамики оценивается в 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционный целей и задач. Например:

- нечувствительность обучающего к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

По окончании психокоррекционной работы подводится итог: суммируются баллы и высчитывается процент индивидуальной эффективности ученика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучающийся научится:

Личностные

1) формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания.

2) формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству  и дружбе.

     Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  

проговаривать последовательность действий.

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками 

давать

 эмоциональную 

оценку

 деятельности товарищей.

     

Познавательные

ориентироваться в своей системе знаний: 

отличать

 новое от уже известного с помощью учителя.

делать предварительный отбор источников информации:

 

ориентироваться

  в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

добывать новые знания:

 находить

 

ответы

 на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

перерабатывать полученную информацию:

 делать выводы

 в

результате  совместной

 работы всего класса.

перерабатывать полученную информацию: 

сравнивать

 и 

группировать

 такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью

простейших  моделей

(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные

донести свою позицию до других:

 

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

читать и пересказывать текст.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметные

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

5класс

минимальный уровень

достаточный уровень

Сформированность следующих умений:

Проговаривать последовательность действий.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Обобщать, делать несложные выводы;

Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

Различать «наложенные» изображения предметов;

Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Повышение  концентрации , переключаемости, устойчивости внимания Формирование самостоятельности в выполнении заданий уметь обобщать тематический материал;

Формирование приемов запоминания

Сформированность следующих умений:

определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  

Выявлять функциональные отношения между понятиями;выявлять закономерности и проводить аналогии.

 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Увеличение объема вербальной и зрительной памяти

Повышение уровня развития смысловой памяти

повышение познавательной активности, улучшение успеваемости

находить разные решения нестандартных задач

Формирование умения логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

 Обоснованно делать выводы, доказывать;

Личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

 

10.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема занятия

Оборудование

Основные понятия занятия

Введение.

1-2

Введение в курс внеурочной деятельности.

Правила групповой психолого-педагогической работы, работа в тренинговой группе.

Правила техники безопасности на занятии.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Презентация по теме занятия.

Знакомство. Правило групповой тренинговой работы.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика

,

∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами

, нейрогимнастика.

3-4

Введение в курс внеурочной деятельности. Правила техники безопасности на занятии.

Диагностика познавательной сферы: памяти, внимания, мышления. Определение уровня развития IQ. Мотивации к обучению. Эмоционального состояния.

 

Инструкция по технике безопасности.

Маршрутная карта занятия.

Персональный компьютер.

Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Компьютерная диагностика:

- эмоционально-волевой сферы по цветовому тесту Люшера;

- определение уровня развития IQ по Векслеру;

-диагностика мотивации обучения, анкета Луксановой.

 

Правила техники безопасности.

Межпредметные связи: безопасность жизнедеятельности.

 

 

 

Раздел 1. Тренинговые упражнения на сплочение коллектива и адаптацию учащихся

5-6

Тренинг -1: «Мы пятиклассники»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Групповая тренинговая работа на знакомство и сплочение коллектива.

Межпредметные связи

: арт-терапия.

7-8

Тренинг-2: «Какие мы разные»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Групповая тренинговая работа на сплочение коллектива.

Межпредметные связи

: арт-терапия

9-10

Тренинг -3: «Познаем себя»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Групповая тренинговая работа на познани самого себя, своих достоинств, распознавание эмоций.

Межпредметные связи

: музыкатерапия, ароматерапия, сенсорное оборудование,

образная терапия (ОТ),

аутогеннаятренировка

.

11-12

Тренинг -4 «У нас новенький»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Групповая тренинговая работа на знакомство и сплочение коллектива.

Общая характеристика эмоций.

 

Межпредметные связи

:

музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования.

 

 

 

 

13-14

Тренинг -5 «Я и учеба»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика мотивов и целепологания.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по снижению уровня агрессивности, возбудимости, злости.

Межпредметные связи

:

музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного оборудования

 

15-16

Тренинг -6 «Наши эмоции»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика эмоций злости и доброты, обучение навыкам самоконтроля.

Групповая тренинговая работа на сплочение коллектива.

Коррекционная работа по снижению уровня грубости и неформативной лексики.

 

Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного

оборудования,телесно-ориентировання

терапия (ТОТ), пластилинография.

17-18

Тренинг -7 «Хозяин эмоций»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика эмоций злости и доброты.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по снижению уровня страха и тревоги.

Межпредметные связи

: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного

оборудования,телесно-ориентировання

терапия (ТОТ), арт-терапия.

19-20

Тренинг -8 «Понимаем ли мы друг, друга»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика эмоций радости и грусти.

Групповая тренинговая работа на сплочение коллектива.

Коррекционная работа по снижению уровня грусти, тоски, скорби, отчаянья.

Межпредметные связи

: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного

оборудования,телесно

-ориентировання

терапия (ТОТ), арт-терапия.

21-22

Тренинг -9 «Будь внимателен»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика эмоций тревоги и спокойствия.

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа по снижению уровня тревоги, страха, опасения, беспокойства. Обучение навыкам концентрации внимания.

Межпредметные связи: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного

оборудования,телесно

-ориентировання

терапия (ТОТ.

23-24

Тренинг -10 «Самоорганизация»

Сенсорное оборудование.

Маршрутная карта занятия.

 

Общая характеристика методов самоконтроля и самоорганизации.

 

Групповая тренинговая работа.

Коррекционная работа обучение навыкам самоконтроля эмоций и самоорганизации.

Межпредметные связи

: музыкатерапия, ароматерапия, технологии сенсорного

оборудования,.

Раздел 2. Совершенствование и развитие  воображения 

 

25-26

Диагностика воображения. "Закончи рисунок" из образной батареи тестов Е. Торренса.

 

Персональный компьютер.

Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи

: технологии ПК.

27-28

Развитие воображения с использованием материала геометрического характера.

Мультимедийный проектор. Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика

,

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами

, нейрогимнастика.

29-30

Развитие воображения, вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

 

Мультимедийный проектор. Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

31-32

Развитие воображения, вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

 

Мультимедийный проектор. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

33-34

Развитие воображения. Составление силуэтов.

 

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

35-36

Развитие воображения. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

 

Персональный компьютер. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

37-38

Развитие воображения. Дидактические игры типа «Сложи такой же узор».

 

Персональный компьютер. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика.

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

39-40

Развитие воображения. Пространственное воображение.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика .

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

41-42

Развитие воображения. Решение задач на преобразование.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика.

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

43-44

Развитие воображения. Характеристика положения предметов в пространстве.

 

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

 

45-46

Итоговая диагностика воображения.  «Вербальная фантазия»

Персональный компьютер.

. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи: технологии ПК.

Раздел 3. Развитие внимания

 

47-48

Диагностика внимания. Кольца Ландольта.

Персональный компьютер.

. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи: технологии ПК.

49-50

Развитие переключения внимания.

Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал. ПК.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

51-52

Развитие устойчивости внимания, формирование навыков произвольности.

Маршрутная карта занятия. Наглядный раздаточный материал. ПК.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика.

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

 

53-54

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие: произвольного внимания.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Коррегирующая гимнастика.

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

55-56

Развития внимания. Игры, направленные на развитие объема внимания.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. . Коррегирующая гимнастика. Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

57-58

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие устойчивости внимания.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

59-60

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие устойчивости внимания.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. . Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

61-62

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие: его переключения и распределения внимания.

 

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

63-64

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие и переключения внимания.

 

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. . Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

 

65-66

Развитие внимания. Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и объяснением

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика.

67-68

Итоговая диагностика внимания. «Перепутанные линии», Рисс

Персональный компьютер.

. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи

: технологии ПК.

 

Раздел 4. Развитие памяти

 

69-70

Диагностика памяти. Тест «Объем кратковременной памяти».

Персональный компьютер.

. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи

: технологии ПК.

71-72

Развитие памяти. Развитие визуальной памяти.

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

73-74

Развитие памяти. Развитие вербальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода памяти из кратковременной в долговременную).

 

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

75-76

Развитие памяти. Зарисовка картинок к предъявленным словам.

 

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

77-78

Развитие памяти. Упражнения: «Зрительный диктант».

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

79-80

Развитие памяти. «Найди слова».

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

81-82

Развитие памяти. «Заполни рисунок».

 

 

Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

83-84

Развитие памяти. Игры со словами и предметами.

 

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

 

 

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

85-86

Развитие памяти. Упражнения на совершенствование слуховой памяти.

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

87-88

Развитие памяти. Упражнения на совершенствование зрительной памяти.

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

89-90

Развитие памяти. Специальные приемы, облегчающие запоминание. Мнемотехники.

 

Мультимедийный проектор.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика.

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

91-92

Итоговая диагностика памяти. Методика «Память на числа».

Персональный компьютер.

. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи: технологии ПК.

Раздел 5. Развитие мышления

 

93-94

Диагностика мышления. Методика «Интеллектуальная лабильность»

Персональный компьютер.

Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи: технологии ПК.

95-96

Развитие мышления. Планомерность выполнения действий. Классификация геометрических фигур.

 

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

97-98

Развитие мышления. Установление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

Коррегирующая гимнастика ,

Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

99-100

Развитие мышления. Продолжение ряда понятий на основе знаний времён года, месяцев, дней недели. Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

 

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

 

101-102

Развитие мышления. Упражнения на логику, сравнение и обобщение.

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

Межпредметные связи: -нейропсихология, мнемотехники, психогимнастика. .

 

103-104

Итоговая диагностика мышления.Развитие мышления. Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.

 

Мультимедийный проектор.

Персональный компьютер.

Литература по теме.

Подгрупповая практическая работа. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи: технологии ПК.

Коррегирующая гимнастика , ∙ Графический диктант, штриховка, чередующиеся с интеллектуальными играми и викторинами, нейрогимнастика

 

105-106

Подведение итогов курса. Рефлексия. Итоговая диагностика познавательной сферы: памяти, внимания, мышления. Определение уровня развития IQ. Мотивации к обучению. Эмоционального состояния.

 

Персональный компьютер.

. Маршрутная карта занятия. Наглядный инструментарий. Раздаточный материал.

Диагностическое обследование. (Инструментарий психолога)

Межпредметные связи: технологии ПК.

 

Итого 106 часов

 

 

*Темы исследовательский проектов могут меняться в зависимости от интересов обучающихся и общественного заказа (школы, родителей, организаций социальных партнеров).

** Возможно изменение сроков проведения.

 

 

 

 

 

 

 

11.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема занятия

Количество часов

Аудиторное/внеаудиторное занятие

1-2.

Введение в курс внеурочной деятельности.

Правила групповой психолого-педагогической работы, с элементами практических упражнений на развитие познавательной сферы.

1/1

внеаудиторное

Раздел 1. Тренинговые упражнения на сплочение коллектива и успешной адаптация учающихся

3-4.

Диагностика познавательной сферы: памяти, внимания, мышления. Определение уровня развития IQ. Мотивации к обучению. Эмоционального состояния.

 

1 / 1

внеаудиторное / аудиторное

5-6

Тренинг -1: «Мы пятиклассники»

2

внеаудиторное

7-8

Тренинг-2: «Какие мы разные»

2

внеаудиторное

9-10

Тренинг -3: «Познаем себя»

2

 

11-12

Тренинг -4 «У нас новенький»

2

 

13-14

Тренинг -5 «Я и учеба»

2

внеаудиторное

15-16

Тренинг -6 «Наши эмоции»

2

внеаудиторное

17-18

Тренинг -7 «Хозяин эмоций»

2

внеаудиторное

 

19-20

Тренинг -8 «Понимаем ли мы друг, друга»

2

внеаудиторное

21-22

Тренинг -9 «Будь внимателен»

2

внеаудиторное

23-24

Тренинг -10 «Самоорганизация»

2

внеаудиторное

 

Раздел 2. Совершенствование и развитие  воображения 

25-26

Диагностика воображения. "Закончи рисунок" из образной батареи тестов Е. Торренса.

1/1

внеаудиторное / аудиторное

27-28

Развитие воображения с использованием материала геометрического характера.

2

внеаудиторное

29-30

Развитие воображения, дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий.

2

внеаудиторное

31-32

Развитие воображения, вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

 

2

внеаудиторное

33-34

Развитие воображения. Составление силуэтов.

 

2

внеаудиторное

35-36

Развитие воображения. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

 

2

внеаудиторное

37-38

Развитие воображения. Дидактические игры типа «Сложи такой же узор».

 

2

внеаудиторное

39-40

Развитие воображения. Пространственное воображение.

2

внеаудиторное

41-42

Развитие воображения. Решение задач на преобразование.

2

внеаудиторное

43-44

Развитие воображения. Характеристика положения предметов в пространстве.

 

2

внеаудиторное

45-46

Итоговая диагностика воображения.  «Вербальная фантазия»

1/1

внеаудиторное / аудиторное

 

Раздел 3. Развитие внимания

 

 

 

47-48

Диагностика внимания. Кольца Ландольта.

1/1

внеаудиторное / аудиторное

49-50

Развитие переключения внимания.

2

внеаудиторное

51-52

Развитие устойчивости внимания, формирование навыков произвольности.

2

внеаудиторное

53-54

Развитие внимания. Нахождение различий и сходств на картинках со словесным отчётом и объяснением. 

 

2

внеаудиторное

55-56

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие: произвольного внимания.

2

внеаудиторное

57-58

Развития внимания. Игры, направленные на развитие объема внимания.

2

внеаудиторное

59-60

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие устойчивости внимания.

2

внеаудиторное

61-62

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие: его переключения и распределения внимания.

 

2

внеаудиторное

63-64

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие и переключения внимания.

 

2

внеаудиторное

65-66

Развитие внимания. Игры, направленные на развитие и распределения внимания.

2

 

67-68

Итоговая диагностика внимания. «Перепутанные линии», Рисс

1/1

внеаудиторное / аудиторное

Раздел 4. Развитие памяти

 

69-70

Диагностика памяти. Тест «Объем кратковременной памяти».

1/1

внеаудиторное / аудиторное

71-72

Развитие памяти. Развитие визуальной памяти.

2

внеаудиторное

73-74

Развитие памяти. Развитие вербальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода памяти из кратковременной в долговременную).

 

2

внеаудиторное

75-76

Развитие памяти. Зарисовка картинок к предъявленным словам.

 

2

внеаудиторное

77-78

Развитие памяти. Упражнения: «Зрительный диктант».

2

внеаудиторное

79-80

Развитие памяти. «Найди слова».

2

внеаудиторное

81-82

Развитие памяти. «Заполни рисунок».

 

2

внеаудиторное

83-84

Развитие памяти. Игры со словами и предметами.

 

2

внеаудиторное

85-86

Развитие памяти. Упражнения на совершенствование слуховой памяти.

2

внеаудиторное

87-88

Развитие памяти. Упражнения на совершенствование зрительной памяти.

2

внеаудиторное

89-90

Развитие памяти. Специальные приемы, облегчающие запоминание. Мнемотехники.

 

2

внеаудиторное

91-92

Итоговая диагностика памяти. Методика «Память на числа».

1/1

внеаудиторное / аудиторное

Раздел 5. Развитие мышления

 

93-94

Диагностика мышления. Методика «Интеллектуальная лабильность»

1/1

внеаудиторное / аудиторное

95-96

Развитие мышления. Планомерность выполнения действий. Классификация геометрических фигур.

 

2

внеаудиторное

97-98

Развитие мышления. Установление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе понимания закономерности их расположения

2

внеаудиторное

99-100

Развитие мышления. Продолжение ряда понятий на основе знаний времён года, месяцев, дней недели. Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

 

2

внеаудиторное

101-102

Развитие мышления. Упражнения на логику, сравнение и обобщение.

2

внеаудиторное

103-104

Развитие мышления. Знакомство с нетрадиционными задачами. Решение нетрадиционных задач путём построения схемы, рисунка. Решение задач на материале знакомых сказок.

 

2

внеаудиторное

105-106

Подведение итогов курса. Рефлексия. Итоговая диагностика познавательной сферы: памяти, внимания, мышления. Определение уровня развития IQ. Мотивации к обучению. Эмоционального состояния.

 

1/1

внеаудиторное /аудиторное

 

*Темы практических работ могут меняться в зависимости от интересов обучающихся и общественного заказа (школы, родителей, организаций - социальных партнеров).

** Возможно изменение сроков проведения.

 

 

 

 

 

 

 

12. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями «Умникам и умницам». Курс РПС (1,2,3,4 класс)

2.Л. И. Мищенкова. «36 занятий для будущих отличников. Задания по развитию познавательных способностей». Рабочие тетради для дошкольников и методическое пособие. Курс РПС (1,2,3,4 класс)

3.Е.В. Соколова «Наблюдаем и сравниваем» Академия развития

4.Л.В. Мищенкова «25 развивающих занятий » Академия развития

5.Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002

6.Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. / Л.М. Щипицына, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А. Нилова. – СПб., 1998

7.Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001

8.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004

9.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003

10.120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000

11." Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001

12.Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008

13.Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004

14.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.

15. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

16 Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

17. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

18. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×